Премия Рунета-2020
Красноярск
+20°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
10 июня 2022 10:02

«С красноярским метро все случилось естественным образом»: поставит ли крест на строительстве подземки хищение 900 миллионов рублей

Главный проектировщик Олег Митволь арестован до 24 июля
Первая линия метро в Красноярск

Первая линия метро в Красноярск

Фото: Мария ЛЕНЦ

Строили-строили и наконец… В Красноярске 10 июня арестовали Олега Митволя, председателя совета директоров АО «Красноярский ТИСИЗ», подозреваемого в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на строительство метро. По данным пресс-службы краевого суда, мера пресечения была избрана до 24 июля в рамках уголовного дела, заведенного по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Митволя задержали в московском аэропорту Внуково, при попытке улететь в Дубай.

Олег Митволь

Олег Митволь

Фото: Мария ЛЕНЦ

Все о нем слышали, но никто не видел

Тема метро в Красноярске не просто сложная, а очень болезненная, длящаяся почти 27 лет. Решение о строительстве было принято в далеком 1986 году. Процесс, как бы это не звучало в нынешних реалиях, был довольно быстрым: сразу же начали изыскания, проектирование трасс будущих линий и прочие документные дела.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Запланировали, что первая ветка пройдет от жилого спального района Ветлужанка через исторический центр города с вектором в сторону строящихся жилых районов Взлетка и Северный. В ней будет пять станций: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Проспект Мира». Протяженность – 8,22 км в двухпутном исчислении. Электродепо и инженерный корпус для служб метрополитена будут сооружены при вводе первой линии в эксплуатацию.

Старый макет станции метро в Красноярске

Старый макет станции метро в Красноярске

Фото: Мария ЛЕНЦ

Наконец в 1995 году все документы были собраны, разрешения получены, проекты согласованы. 17 октября экскаватор взял первый ковш и стартовало строительство. Возведение подземки шло «ударными темпами» 15 лет – проблем хватало, регулярно заканчивались деньги, возникали другие сложности. Но медленно и верно строители закладывали будущие станции.

Кадры с начала строительства метро в Красноярске. 1995 год.

Кадры с начала строительства метро в Красноярске. 1995 год.

Фото: Мария ЛЕНЦ

А в 2010 строительство резко остановилось (очень хочется добавить «надеемся, не навсегда»). Финансы кончились окончательно, спонсировать стройку было нечем. 2 года подземка пустовала, горожан кормили обещаниями: «вот-вот и все возобновится, потерпите, дорогие, пару лет и будем ездить на метро!».

Первая линия метро в районе Высотной

Первая линия метро в районе Высотной

Фото: Мария ЛЕНЦ

Но… в 2012 подземные выработки на строительстве 2 станций пришлось законсервировать. С тех пор ничего нового на законсервированных объектах не произошло. А в 2015 депутаты даже предлагали засыпать стройку – действительно, зачем продолжать начатое, искать деньги, когда можно землей сверху закидать. Экономически же не выгодно…

Архивные кадры строительства метро в Красноярске

Архивные кадры строительства метро в Красноярске

Фото: Мария ЛЕНЦ

С тех пор почти каждый год в Красноярске возникает вопрос о достраивании метро. Все соглашаются, что городу с таким количеством машин, 9-бальными пробками и сибирскими морозами оно жизненно необходимо, обещают найти деньги ииииии... на этом всё.

Первая линия метро в районе Высотной

Первая линия метро в районе Высотной

Фото: Мария ЛЕНЦ

Но в 2019 компания АО «Красноярский ТИСИЗ», председатель Олег Митволь, которой, напомним, был арестован по подозрению в хищении денег со строительства метро, получила госконтракт корректировки проектно-сметной документации для возведения подземки. Был создан новый проект, даже продемонстрированы эскизы будущих станций. Весной 2022 года документация прошла главгосэкспертизу. Достройка первой ветки метрополитена была оценена в 89 миллиардов рублей. Кажется, что вот-вот и мы действительно узнаем, что же это такое, когда в городе есть подземный транспорт. Даже иностранные санкции, из-за которых появились сложности со стройматериалами и их стоимостью, по заверению властей, не могут помешать исполнится мечте горожан. Консервации не будет. И тут такое…

Вячеслав Дюков

Вячеслав Дюков

Фото: соцсети

Вячеслав Дюков, член комиссий по городскому самоуправлению и городскому хозяйству красноярского городского Совета:

- Когда говорят сейчас «красноярцы опять прославились», я не согласен. Кто прославился? Я? Господин Митволь прославился. Что теперь делать, если его так мама воспитала. А если серьезно, это плохо и печально, конечно. Любые такие истории отодвигают важные для города проекты, если не совсем ставят на них крест.

Роман Крастелев

Роман Крастелев

Фото: соцсети

Член рабочей группы по оптимизации пассажирского транспорта в городе Красноярске, депутат Горсовета Роман Крастелев:

- Ключевой вопрос – все деньги украли или проект успели сделать? Потому что если все деньги украдены, то Красноярск, получается, остался без метро. Это отодвигает даже призрачную возможность строительства. В метро и так мало кто верил, а без проекта – тем более.

Второй вопрос – кого из красноярских чиновников он сдаст. Митволь человек разговорчивый, своих он будет, грубо говоря, сливать. Кого именно – тоже очень любопытно будет узнать.

Третий аспект. У нас сейчас рассматривается вопрос некоей концессии электрического транспорта. Так вот! По анонсируемому строительству метро, этот электротранспорт должен быть интегрирован в общую систему метрополитена. Это ставит крест и на перспективах развития трамваев и троллейбусов. Остается лишь ждать результатов следствия. А красноярцы, как обычно, остались без метро. На текущий момент все говорит об этом.

В плане эмоций каждому из нас хочется верить в чудо, но каждый раз, когда какой-то глобальный проект в Красноярске затевается, то все это заканчивается или сопровождается громкими уголовными делами. Так было на строительстве разных инфраструктурных объектов, типа корпуса Краевой больницы. Так, естественным образом, это случилось и с метро.

Когда все это затевалось, многие скептики о том и говорили, на что инициаторы проекта отвечали – «ну как же? Деньги государственные, все смотрят во все глаза». Как и следовало ожидать, ничем хорошим это не закончилось. В лучшем случае, если никого не садят, то проект становится дороже, как было, к примеру, с Николаевским мостом.

P.S. К слову, буквально на днях Красноярск официально признали городом-миллионником по результатам переписи 2021. Звание не дает большого списка привилегий. Но одна из них важная таки-есть. В городе-миллионнике должно быть метро...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дело на 3 миллиарда: в Красноярске завели уголовное дело сразу на четырех застройщиков

В Красноярске завели уголовное дело сразу на четырех застройщиков. Это руководители компаний «Спецстрой», «Ситистрой», «Сибинвест» и «Строительное управление 208». Они подозревают в хищении средств дольщиков, приобретавших квартиры в 10 домах на улицах Прибойная (6 высоток) и Караульной-Шахтеров (ЖК «Квадро» - 4 дома). Об этом сегодня, 24 июля, рассказала заместитель начальника ГУ МВД по краю Тамара Белкина. (Подробнее)

«Выбирали лучшее, привезли непонятно что»: при поставке в Красноярскую краевую больницу подменили медицинское оборудование

Что за цинизм: можно подменить фирменную куртку на дешевую подделку или скопировать картину и подсунуть дилетантам – от этого никто не пострадает. Но когда речь идет о медицинском оборудовании, о пациентах, о медиках, которых лечат людей – и всучить им опасную подделку, тут, как говорится, без комментариев. (Подробнее)

В Красноярске арестовали Олега Митволя по подозрению в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на строительство метро

Его подозревают в совершении преступления по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». (Подробнее)

Бывший префект САО Москвы Олег Митволь задержан во Внуково

Сотрудники ФСБ задержали в аэропорту Внуково бывшего замглавы Росприроднадзора Олега Митволя (Подробнее)

Метро в Красноярске начнут строить не раньше 2022 года

Сейчас продолжается активная работа над проектом, подчеркнул он. Нужно понимать, что документация была разработана еще в советское время, с тех пор многое изменилось. Так что необходима корректировка с учетом современных требований к комфорту и качеству. (Подробнее)