На таежной заимке Агафьи Лыковой перед новым годом побывали гости с «большой земли». Проведать 74-летнюю отшельницу приехала ее старая знакомая – алтайский фотограф Светлана Казина. Прибыла с подарками – теплым бельем, холстяными мешочками для трав, свечками…Хозяйство на ЕринатеОни на одной волне – общаются очень доверительно. И в какой-то момент бабушка Агафья поделилась с гостьей легендой о своем рождении. Впрочем, по порядку. Приводим рассказ Светланы целиком.- Агафья, как всегда, встретила с улыбкой. Всё в той же поре, те же озорные глаза, безлукавые, как у ребёнка, с лучистыми морщинками и искорками из глубины зрачков. Той же чередой, что и прежде, Агафья рассказывает, как она живёт, одновременно творит огонь (исключительно лучиной), ставит хлеб в печь, кипятит воду, готовится к причащению, бо с нами Иерей Игорь.А покуда отец Игорь исповедует Агафью, я обхожу её неказистое хозяйство на Еринате. Ушла по Агашиной тропке в лес, то там, то тут под пихтачом небольшие дровницы заготовлены, лабаз. Навестила одну из собак, вернулась, заглянула в амбар, крупы, мука, соль, сахар, комбикорм, всё есть; несколько дней назад на Лыковской заимке был борт с продовольствием из Кемеровской области.Кушать есть что, но Агафья всё равно время от времени просит провизию по спутниковому телефону, это уже стойкая память о голодных временах, которые её семья пережила в 60-х годах прошлого века, пусть уж лучше будут запасы (да, у неё есть спутниковый телефон на крайний случай, подаренный друзьями с «большой земли», так сказать – «тревожная кнопка»).Щеночек, что тоже был привезён в ноябре, старательно и грозно старается отпугнуть меня от Агашиных припасов. Я обещаю ему ничего не трогать и фотографирую прикреплённые к дверям Агафьиной рукой записки для пришлых и непрошенных гостей, текст которых в переводе с церковно-славянского на наш современный язык означает примерно следующее: «Без моего разрешения никому не входить и фотосъёмку не производить!».Захожу в домишко, по углам брызнули разномастные котята. На древнем ткацком станке валяется кем-то привезённая старая статья, одна из тех, знаменитых, о «таежном тупике». Станок закапан воском, значит, иногда ещё ткёт Агафья при свете свечей. На окне берестяной короб, в котором посажена брюква. На стене рыбацкая сеть, тряпки, верёвки, ружьё. На полках посуда, скарб, крупа, сухари в закрытой миске. На подоконнике старые и старинные книги, в деревянных и кожаных переплётах. На обложках - всё те же восковые капли, да парафиновые лужицы, их хозяйка читает ежедневно...Говорит, как поет- Ну, вот и сама вышла после причастия и сразу хлеб смотреть. Я с подарками за ней. «Вот, Агаша, то, сё, это для этого, это для того, это штанишки тёплые, помнишь, я обещала, это мешочки холщовые для трав, свечи, игла сапожная, шерсти моток, люди добрые тебе передали». Агафья смотрит, улыбается и говорит, будто поёт, на своём старославянском, так непривычном моему уху. Речь замедленная, приглушенная, этакий напев, более на воркование схожий, нежели на человеческую речь.Я знаю, что большую часть из привезённого Агафья использовать не будет, такой она человек. Ну, разве что рукавицы, да носки возьмёт. Благодаря помощи, у неё всё есть, и вёдра, и кастрюли, и фонарики, и батарейки, что-то она использует, что-то нет, но ближе всего ей старые родные вещи, берестяные туески, истлевшая одежда, ну ещё резиновые сапоги, посуда, топоры, свечи и фонарики, а остальные «подарки» валяются на чердаке за ненадобностью. Вот и сейчас смотрит она на новый цветастый платок, что передали со мной добрые женщины из Горно-Алтайска, и говорит улыбаясь, как-то по-особенному мягко картавя: «Красивый». И тут же: «Неее, замараю».Агафья поправляет чугунок в печи и тем временем привычно жалуется на медведей. Рассказывает смеясь, но с искренним детским испугом: «Ох как я бегу, бегу домой, собачка бежит за мной, кричу, патмох нету (подмога), я взрывчатку бросаю, не вижу куда, а бросаю, а сама бегу, задыхаюсь, и собачка бежит, … ой страаашно! Страааашно!» - и головой качает.Взрывчатка, как я понимаю, - оставленная МЧС-никами сигнальная шашка. Словарный запас отшельницы с годами обогащается всё новыми понятиями. «Ничего себе, - думаю, - берестой печь растапливает, а фальшфейер умеет поджигать! Я и то не умею. Не простая Агаша-то». А она и вправду не простая, со стальным стержнем внутри, иначе бы не выжила в глухой тайге одна, после смерти всех родных. Один на один с горами и лесом... Одна она осталась, если не ошибаюсь, с 1988-го года. Исполнять заветы веры предков, петь псалмы, восхвалять бога и трудиться, трудиться, трудиться, проделывая тяжелую ежедневную работу, выживая в непролазной чаще.И снова Агафья Карповна говорит о своих недугах и просит забрать котят, что плодятся в кошачьей семье. От Агафьи совершенно нет запаха, она как лес, как воздух лесной, хотя, как вы понимаете, не намывается так часто, как мы. И прошу вас, не спрашивайте меня - как часто и где она моется! Это Другой человек! Человек, родившийся в тайге и выживший в ней - он Иной, для того, чтобы его понять, нужно встать с головы на ноги. Ну, или с ног на голову, в зависимости от того, в каком положении вы живёте.Фотографироваться «не можно»- Я время от времени снимаю её, она терпеливо сносит, но отворачивается, фотографироваться ей не можно, хотя уже привычна (кстати, не смотреть в камеру – верная защита от дурного глаза). Но камерой стараюсь не надоедать и не наглеть, пока староверка беседует с Николаем Седовым, сыном Ерофея (того самого таёжника, что несколько лет жил рядом с отшельницей, и того самого, что когда-то работал мастером-бурильщиком в экспедиции геологов, которые и обнаружили семью Лыковых). Мирские новости её не особо интересуют, мы сделали, что загадывали, пора улетать. На прощание мужчины проверяют спутниковый телефон, осталось 59 рублей, спрашивают, что ещё нужно, в следующий прилёт привезут. А я теперь точно знаю, что Агафье нужно, и ежели Бог даст, в следующий раз привезу. Агафьюшка не проявляет никаких эмоций при прощании с нами, всю жизнь прожив в одиночестве, она уже никогда не уживется с другими людьми, гостей не ждёт, а посему интуитивно понимаю, что она уже ждёт нашего ухода.Агафья любит рассказывать такую легенду о своем рождении. Когда ее матери было уже за сорок, пришла пора родить четвертого ребенка, и она двое суток не могла разрешиться от бремени. Муж бросился к 300-летнему кедру: «Прости меня, а жену с дитем спаси!» И ударил по кедру топором. До конца дня вырубил из дерева ванну в полный человеческий рост, приволок ее домой, залил водой, подогрел раскаленными камнями. Опустил туда обессилевшую жену, и та тут же родила дочку Агафью. Дух отца тайги - кедра - вселился в ребенка. Он-то и охраняет лесную отшельницу от опасностей и болезней.Да, Агафья сейчас, слава Богу не одна, есть у неё новый помощник. Правда Георгий к нам не вышел, видимо в затворе; либо не хочет, либо не может людей видеть.Ещё в прошлый раз, когда я впервые написала об Агафье, я нашла под своими фотоснимками немало гневных, и я бы даже сказала, негодующе озлобленных комментариев на тему «Какого хрена вы помогаете этой распиаренной старухе, которая сама приняла решение жить одна, в то время как в стране тысячи пенсионеров голодают?!Мой ответ этим диванным критикам. Откуда зависть-то чёрная? О пенсии будущей заботитесь таким образом? Ну, подите, поменяйтесь с Агафьей местами-то! Побегайте от медведя, глядишь – и разжиреете от халявы подарочной. А опосля догонялок с медведями сено поставьте, да рыбы наловите, да на зиму засолите бочку-две, да дров заготовьте, да кореньев на случай хвори, да под гнусом и мошкарой, да лабазы заполните, да спрячьте так, чтоб зверь не разорил, ну а как воды натаскаете, да бельишко в реке застира ете, то козу подои те, печь затопи те, хлеб подставьте и садитесь ждать вертолёт с подарками…Те, кто так пишут, никогда не встанут с дивана и не помогут реально ни одному старику! Проверено. Да что там критики, 98% населения страны не знает – есть ли у них на площадке или же вообще в подъезде одинокие старики (про деревни молчу, там сознание иное).И ещё: когда вам плохо, вы к чему прибегаете? Что и кто вас спасает? А если вы одиноки, тогда кто? А Агафья, хоть и в уединении, но не одинока. У нее на все случаи жизни есть БОГ. Всё, что она ни делает, она делает с молитвой. Когда её спрашивают: «Не страшно ли ей одной в тайге», отвечает: «А я что, зря молюсь что ли?» Вера для неё - не пустое слово, как для большинства молящихся. «Ну, вы же одна!» - вновь вопрошают неверующие гости. В ответ Агафья достаёт из-за пазухи икону Богородицы - «Я не одна. У меня Троеручица-помощница». И это уже больше, чем вера, это уже знание. И чувствует себя Карповна счастливым человеком. Потому что самый важный секрет знает - не опускать руки и не падать духом. Ни при каких обстоятельствах.СПРАВКА КПАгафья Лыкова – единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденной геологами в 1978 году в Западных Саянах. Многие годы отшельники старались уберечь семью от влияния мира. К моменту обнаружения их было пять: глава семейства Карп Иосифович, сыновья Саввин (45 лет), Димитрий (36 лет) и дочери Наталья (42 года), Агафья (34 года). В 1981 году один за другим умерли трое из детей (Саввин, Димитрий и Наталья), а в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕАгафье Лыковой на Ми-8 отправили 100 килограммов муки, капусту, крупу и 300 килограммов сенаЗимой на таежной заимке Агафьи Лыковой житье еще суровее. И скотину нужно обиходить, и старенький домик. Хоть есть у 74-летней отшельницы подмога – послушник Георгий – тем не менее приходится несладко. (Подробности)К домику отшельницы Агафьи Лыковой вплотную подобрался настырный медведьАгафья Лыкова, знаменитая таежная отшельница, вновь просит о помощи. Недавно она осталась одна: монах-старовер с Урала, отец Гурий, который прожил на заике долгое время и во всем был помощником, заболел (грыжа). Его срочно вывезли на Урал, где благополучно прооперировали. Но пока помощи в тяжелом труде ждать 74-летней Агафье не от кого, да еще и хищник подступил к самой заимке. Все ближе, ничего не боясь, подходит медведь... (Подробнее).Глава Хакасии назвал Агафью Лыкову «великой нагрузкой»- Бабушка Агафья не является носителем никаких великих дел. Бабушка Агафья и так нагрузка великая для многих. Она проживает в заповедной зоне и там бывать нельзя никому. У меня мама, царствие небесное, говорила: «Сынок, это несправедливо, я всю жизнь на государство работала, но ко мне вертолеты не летают». (Подробнее)За староверами Лыковыми при Сталине охотилось НКВДРовно 35 лет назад – 9 октября 1982 года в «Комсомольской правде» вышел первый очерк о сибирских отшельниках, попавших в суровую жизненную ловушку (Подробнее)