Автобус большого класса в день должен возить не менее 1300 пассажиров
Фото: Мария ЛЕНЦ
Будет ли повышение стоимости проезда в автобусах Красноярска в этом году? Вероятность очень велика, но важно, на сколько будет повышение. Перевозчики уже подали документы в минтранс края. В них обосновывается, почему стоимость проезда надо увеличить почти на треть – с 22 чуть ли не до 30 рублей.
- К 9 июня бумаги поступили от представителей 25 предприятий, - поясняют в пресс-службе министерства. – Это больше 51%, значит, по закону, мы обязаны рассмотреть вопрос. На все отводится порядка рабочих 50 дней.
Меньшее из двух зол
Почему повышение платы за проезд так необходимо? Вот три причины, которые озвучивают перевозчики: рост цен на ГСМ, минимальной оплаты труда (до 18 тысяч) и коммунальных услуг.
- Увы, у нашей отрасли нет финансового лобби, как у других, – разводит руками Николай Патрин, заместитель директора по эксплуатации одного из автопредприятий. – Там просто раз в год тарифная комиссия утверждает повышение. И нет никакого ажиотажа. А перевозчикам все пеняют: заелись. Но, смотрите сами. По существующей методике, автобус большого класса в день должен возить не менее 1300 пассажиров. В таком случае тариф будет 25-28 рублей, не больше 30. Меньшего потока методика не предполагает. А у нас автобусы возят по 800-900 пассажиров в день. Это объясняется, в том числе и дублированием маршрутов.
Поэтому схему решили оптимизировать. Ведь если не заставить человека пересаживаться, завтра тариф реально может вырасти до 40 рублей.
Сейчас СМИ муссируют эту тему: дескать, людей вынуждают ездить с пересадкой. Между тем ежедневно ею пользуются не более полутора процентов, примерно 5 тысяч человек. Часть маршрутов убрали, и цифра превратилась, скажем, в 7 тысяч человек. Теперь они будут платить не 22 рубля, а 36 рублей (21+15 - по карте). А остальные - столько же.
Из двух зол надо выбрать меньшее. Или убрать часть маршрутов и платить до 30 рублей. Или оставить все, как есть, но платить уже по 40.
Зачем дробить маршруты
- Нас часто упрекают: там-то и там-то проезд стоит дешевле! – говорит Михаил Омышев председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков. – Но по длине маршрутов Красноярск - на первом месте в России. В других «миллионниках» она составляет 9-15 км, а у нас 28-30 км. Значит, и расходы другие.
Люди, которые перемещаются на 5-6 остановок, фактически оплачивают проезд тех, кто перемещается на 30 или более километров.
Так что мэр был прав: надо дробить маршруты. Всех пассажиров обилечивать одним тарифом нельзя. Надо вводить еще вечерний. Как можно рентабельно работать, когда после 21.00 на автобусах большого класса перевозим по 6-8 пассажиров?!
Резонно. Хотя пассажирам, понятно, повышения зарплаты требовать не у кого, да и бесполезно.
- Впрочем, есть еще один нюанс, - предупреждает Михаил Омышев. – Когда мы подавали документы в минтранс, топливо стоило в пределах 40 рублей, ну, максимум, 42. А сейчас уже 47-48 рублей. По прикидкам, которые есть сейчас с учетом реальных цен, мы можем говорить о цене в 30-33 рубля.
Так 30 еще не предел?
А может быть и выше
Благо, процедура пересмотра тарифа - дело небыстрое. И летом стоимость проезда точно не повысится.
После минтранса документы уйдут в комиссию по тарифам (департамент транспорта, минэк, минфин, минтранс). Это 3-5 дней. Там над ними работают 30 дней.
Если решат, что тарифы стоит пересмотреть, за 5 дней подготовят проект постановления. 30 календарных дней его согласовывают, еще 3 дня дается на подписание и публикацию на сайте. И спустя 10 дней изменения вступают в силу.
То есть ориентировочно к 26 ноября. Если решение не примут, перевозчики получат отказ – с обоснованием.
ДОСЛОВНО
Сторонников повышения платы за проезд среди пассажиров мы, признаться, не нашли. Что же говорят горожане?
- Автобусы старые, гоняют, с таким сервисом стоимость проезда должна быть рублей 15, не больше. Куда загнули?
- Ну, ладно, даже если повысят. Будем ездить за 30. Только чур тогда, автобусы не будут чадить? А то черный столб гари, как от паровоза!
- А мне и 22 за такую услугу отдавать жаба давит. Езжу на ПАЗике, который, как ведро с гвоздями. Интересно, чиновники давно были в общественном транспорте?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Плату за проезд в автобусах Красноярска могут поднять до 30 рублей
Реформа общественного транспорта в Красноярске продолжается. И… набирает обороты. Вслед за ликвидацией и изменением схем нескольких маршрутов речь неизбежно зашла о повышении стоимости проезда. Причем цифры называются разные: 30, а то и 40 рублей. Стоит ли беспокоиться, разбиралась «Комсомолка». (Подробности)