Премия Рунета-2020
Красноярск
+14°
Boom metrics
Общество2 мая 2024 2:26

«Трасса мужества»

Новая рубрика Красноярского краевого краеведческого музея и «Комсомольской правды»: 90 фактов из истории Красноярского края
Источник:kp.ru
Строительство опор для моста через лог на 117 км от Абакана к Тайшету. Июнь 1961. Фото: КККМ

Строительство опор для моста через лог на 117 км от Абакана к Тайшету. Июнь 1961. Фото: КККМ

За 90 лет в истории второго по площади субъекта Российской Федерации произошло немало важных и интересных событий, оставивших след в жизни страны и мира. О некоторых из них мы будем рассказывать в новой рубрике «90 фактов о Красноярском крае».

Факт № 9 о «Трассе мужества»

Идея строительства железной дороги через Саяны появилась ещё в XIX веке, но сложности рельефа и большой перепад высот заставили тогда отказаться от этих замыслов. Вернулись к ним уже в советское время – возводимую Южно-Сибирскую магистраль было необходимо соединить с Транссибом.

Из пяти возможных вариантов трассировки целесообразными были выбраны линии на Тайшет и Нижнеудинск. Начались изыскательные работы.

В 1942 году Сибгипротранс по заданию Совнаркома приступил к разработке проекта железнодорожной линии. Руководство изыскательными работами было поручено инженеру Александру Кошурникову, его помощниками стали инженер Алексей Журавлёв и техник Константин Стофато. 5 октября 1942 года группа вышла из села Верхние Гутары в горы на обследование перевала и долины реки Казыр. Сначала они двигались по тайге на оленях, но, пройдя перевал, были вынуждены отпустить их, так как лес там погиб от паразитов и животным нечем было питаться. Дальше сплавлялись по горной реке на плотах. Зима в тот год началась рано и Казыр местами покрылся льдом, плоты приходилось оставлять и потом строить заново. Так отряд прошёл 180 километров, до ближайшего населённого пункта оставалось 52 километра, но в назначенный срок группа так и не вышла к предгорьям Саян. Началась поисково-спасательная операция.

Боголюбов Гелий Николаевич, слесарь-аппаратчик по ремонту электровозов депо ст. Красноярск, фотограф-любитель. 1972. Фото: КККМ

Боголюбов Гелий Николаевич, слесарь-аппаратчик по ремонту электровозов депо ст. Красноярск, фотограф-любитель. 1972. Фото: КККМ

Тело Александра Кошурникова было найдено только летом 1943 года, при нём был дневник, последняя запись в котором датирована 3 ноября: «…Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

В 1952 году Сибгипротранс вновь приступил к проекту строительства конечного звена Южно-Сибирской железной дороги. Маршрут, который исследовала группа Александра Кошурникова был отвергнут, и путь было решено проложить до станции Тайшет через Манское Белогорье.

К 1958 году проект был готов. Строительство железнодорожной ветки Абакан-Тайшет было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. Пресса и сами строители назвали дорогу «трассой мужества». Завершилось строительство спустя 7 лет. Это была первая железная дорога в СССР, электрифицированная сразу во время строительства. На трассе было пробито 9 тоннелей, самый длинный из которых – Манский – на момент постройки был самым протяжённым в Азии (2487 м). Козинский виадук стал на момент строительства самым высоким железнодорожным мостом в СССР (65 м). Три станции – Журавлёво, Кошурниково и Стофато – были названы в честь героев-изыскателей, погибших в Саянах в 1942 году.

Заев М. Пейзаж индустриальный. Разъезд Стофато. 1964. Фото: КККМ

Заев М. Пейзаж индустриальный. Разъезд Стофато. 1964. Фото: КККМ

Автор рисунка: Михаил Иванович Заев (1925-2008), красноярский художник, внештатный корреспондент газеты «Красноярский Рабочий», по заданию редакции освещал строительство трассы Абакан-Тайшет.

Автор: Даниил Астахов, научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея