Премия Рунета-2020
Красноярск
-11°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
30 ноября 2023 1:50

Позвали учителей со всей страны, а школа сгорела: как учатся дети на севере Красноярского края

Таймырские школьники слушают уроки в продуваемом ветрами старом здании
Этому зданию почти 70 лет, но выхода у детей и педагогов нет. Фото: администрация школы

Этому зданию почти 70 лет, но выхода у детей и педагогов нет. Фото: администрация школы

Весной 2017 года заполярный поселок с красивым названием Волочанка заявил о себе на всю страну. Он расположен в 360 километрах от Дудинки (административный центр Таймыра), здесь живут чуть более пятисот человек, в основном представители коренных малочисленных народов севера - долганы и нганасаны.

В то время директором местной школы был молодой и энергичный Денис Теребихин. С его подачи ученики необычным способом пригласили к себе на работу педагогов. Они нарядились в яркие национальные одежды, устроили фотосессию и записали трогательное обращение к учителям на «большую землю» – так называют северяне все территории, что южнее Крайнего Севера.

Ребята приглашали их работать, к себе: «Мы хорошие дети, мы тоже живем в России и хотим хорошее образование. Приезжайте! Директор школы сказал, что зарплата хорошая».

Откликнулись десятки человек, директор не успевал отвечать на письма. Писали со всей страны, даже были желающие из Германии и Израиля. Одного учителя он самолично присмотрел на юге России, уговорил…

Как сейчас живут школьники Волочанки, удалось ли укомплектовать штат необходимыми единицами, что изменилось за эти годы?

Было короткое замыкание

Нынешний звонок в Волочанку оставил горькое послевкусие. Оказалось, директор, на которого возлагали большие надежды, вскоре занялся предпринимательством. А в августе 2020 года случилось несчастье - школа сгорела дотла. Она была культурным центром поселка, в ней проводились собрания и праздники.

Произошло короткое замыкание из-за неисправного электрооборудования. 50-летнее деревянное здание полыхнуло, как спичка. Оно относилось к пятой группе горючести – тушить было бесполезно. Пожарного подразделения в Волочанке нет. И все же люди кинулись спасать. У них были помпы и насосы, рядом река – воды полно. Но отстоять не могли. Ветер тогда был сильный, хорошо, что не дали огню перекинуться на стоявшие рядом жилые дома.

Не осталось ни мебели, не компьютерного класса, ни учебников. Когда опомнились, пришли в себя, тут же задали вопрос: а где будут учиться дети? Их же почти восемьдесят. Выход на тот момент был один – старое двухэтажное здание начальной школы, возведенное еще в 1954 году.

До начала учебного года оставалось всего ничего. Приспосабливали помещение наспех, спасибо добрым людям – помогали всем миром, собирали деньги. На вертолетах привозили все, что можно было. В общем, худо-бедно, начали учебный год.

Коридоры узкие, полы неровные, двери скошены внизу. Фото: администрация школы

Коридоры узкие, полы неровные, двери скошены внизу. Фото: администрация школы

Продувает насквозь

Антонина Сотникова, нынешний директор волочанской школы, конечно, переживает, как и весь коллектив. Проблемы с кадрами остались: нет учителя физики, ОБЖ, музыки. Приходится выкручиваться, например физику ребята изучают на электронной площадке (с интернетом в поселке проблем нет). Но общение с педагогом вживую - это совсем другое.

Зарплата здесь действительно выше, чем на большой земле, с учетом северных надбавок. Но учителей сюда не заманить, если не предоставить ему благоустроенное жилье. А его в Волочанке нет. Хотя по программе помощи КМНС возведено несколько новых быстровозводимых домов для молодых семей, чтобы не уезжали и рожали здесь ребятишек.

Пожалуй, самая большая проблема сейчас – это как раз здание школы. Его построили почти 70 лет назад. Учеников сейчас осталось всего 56 (а было 80, получается, почти полтора десятка ребятишек с семьями уехали жить в другое место). Но и они не помещаются все разом, классы такие маленькие, что входит всего по четыре парты. Так что учатся в две смены. Устают от такого режима и дети, и родители, и сами учителя.

На фотографиях видно, насколько внутри перекошено здание. Ветер по классам гуляет, проникает из всех щелей. Детям холодно.

- Эта желтого цвета пристройка у входа – столовая. Она совсем рядом, но чтобы пройти на обед или на завтрак, надо выйти из здания школы на крыльцо. У нас бывают морозы под 40 – 50 градусов, пурга до 25 метров в секунду.

Всего умещается по четыре парты в класс. ФОто: администрация школы

Всего умещается по четыре парты в класс. ФОто: администрация школы

Письмо властям

- Родители недавно написали коллективное письмо в Дудинку, им ответили, что школу начнут строить через год или два. Если на следующий год хотели – почему даже площадку не расчистили? Если строить на месте сгоревшей, значит, нужно очистить следы пожарища. У нас север, короткое лето – и если начинать что-то делать, то заранее, завозить стройматериалы, - сетует педагог.

Что скажут на это в администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района? Или придется звонить в министерство образования Красноярского края?

В Дудинке сразу дали ответ: школа однозначно будет. Более того, рассказали, что в краевом бюджете на 2024 год заложено 15 миллионов рублей на проектирование малоформатного образовательного центра в Волочанке - на 70 учащихся и 30 дошкольников. После того, как будет готов проект и рассчитана смета затрат, в 2025 году начнут завозить строительные материалы. Дело это непростое и небыстрое: сначала в навигацию по Енисею до Дудинки, затем по зимникам в Волочанку. И уже в 2026 году школу планируют возвести по новым строительным технологиям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Мы хорошие дети!»: как крохотную заполярную школу удалось укомплектовать лучшими учителями страны

На фоне острой нехватки педагогических кадров не только на периферии, но и в крупных городах эта история – действительно удивительная. Таймыр, Крайний север, поселок Волочанка - относится административно к Дудинке, на самом деле расположен от нее в 360 километрах по прямой. В нем живет 530 человек. Весной 2017 года о Волочанке услышала вся страна: ученики местной школы, оставшись без преподавателей, взяли инициативу в свои руки (подробнее).