Премия Рунета-2020
Красноярск
+2°
Boom metrics
Общество26 марта 2024 3:39

В начале 1930-х Красноярск стал основной авиационной базой Главного управления Севморпути

Новая рубрика Красноярского краевого краеведческого музея и «Комсомольской правды»: 90 фактов из истории Красноярского края
Источник:kp.ru
Малобицкий С.О. Гидросамолет на заправке в Волочанке Таймырского Национального округа. 1940. Фото: КККМ

Малобицкий С.О. Гидросамолет на заправке в Волочанке Таймырского Национального округа. 1940. Фото: КККМ

За 90 лет в истории второго по площади субъекта Российской Федерации произошло немало важных и интересных событий, оставивших след в жизни страны и мира. О некоторых из них мы будем рассказывать в новой рубрике «90 фактов о Красноярском крае».

Факт № 7. В начале 1930-х Красноярск стал основной авиационной базой Главного управления Севморпути.

17 декабря 1932 года при СНК СССР было образовано Главное управление Северного морского пути. Руководителем управления был назначен знаменитый полярный исследователь О.Ю. Шмидт. Для работы новой транспортной артерии необходимо было наладить регулярную связь с районами крайнего севера, и обеспечить её могла только авиация.

Начальник управления Главсевморпуть О.Ю. Шмидт (в центре) во время посещения Красноярского музея. 1935. Фото: КККМ

Начальник управления Главсевморпуть О.Ю. Шмидт (в центре) во время посещения Красноярского музея. 1935. Фото: КККМ

С 1933 года началось регулярное воздушное сообщение по маршрутам Красноярск – Игарка. Аэрогидропорт в Красноярске был обустроен на острове Телячем.

Воробьев В.К. Зимняя дорога через о. Телячий. 1933. Фото: КККМ

Воробьев В.К. Зимняя дорога через о. Телячий. 1933. Фото: КККМ

В 1934 году на базе двух полуразвалившихся сараев и небольшого коммунального здания, на правом берегу Абаканской протоки, напротив авиабазы, были открыты авиаремонтные мастерские Главсевморпути.

В марте 1935 года был построен тёплый ангар, стал возможен ремонт тяжёлых самолётов, в августе мастерские были переименованы в Авиаремонтный завод. Честь уложить первый кирпич в основание завода была предоставлена старейшему полярному лётчику Б.Г. Чухновскому.

Дерябин В.А. Прилет аэроплана в Красноярск. 1921. Фото: КККМ

Дерябин В.А. Прилет аэроплана в Красноярск. 1921. Фото: КККМ

Среди лётчиков-полярников, работавших в это время на красноярской авиабазе, был в том числе один из первых Героев Советского Союза – В.С. Молоков. В феврале 1935 года он совершил арктический перелёт Красноярск – Игарка – Дудинка – Диксон. Постановлением Красноярского крайисполкома в ознаменование этого события остров Телячий был переименован в остров имени Молокова.

Объявление Енисейской авиагруппы полярной авиации Главсевморпути. 1937. Фото: КККМ

Объявление Енисейской авиагруппы полярной авиации Главсевморпути. 1937. Фото: КККМ

В июле 1936 года лётчики Г.Т. Побежимов и В.С. Молоков на летающей лодке Дорнье «Валь» облетели территорию Крайнего Севера, преодолев по кольцевому маршруту Красноярск — Якутск — Охотск — остров Врангеля — Москва — Красноярск 31 000 километров. Подвиг экипажа был отмечен высокими правительственными наградами. В августе 1937 Г.Т. Побежимов погиб при перелёте через Северный полюс. По просьбе трудящихся Красноярскому авиаремонтному заводу было присвоено его имя.

С 1949 года завод им. Побежимова был перепрофилирован под судостроение, а в 1958 году он был разделён на судостроительный и судоремонтный заводы. При разделении имя лётчика в названиях предприятий было упущено.

Балуев И.И. В.С. Молоков - летчик, Герой Советского Союза. XX век. Фото: КККМ

Балуев И.И. В.С. Молоков - летчик, Герой Советского Союза. XX век. Фото: КККМ

После появления в городе аэродрома в районе нынешней Взлётки, необходимость в авиабазе на острове Молокова постепенно отпала, а с началом строительства Коммунального моста, взлёт и посадка гидросамолётов на Абаканской протоке стали невозможны.

Автор: Даниил Астахов, научный сотрудник отдела истории Красноярского краевого краеведческого музея