Премия Рунета-2020
Красноярск
+17°
Boom metrics
Общество21 февраля 2024 9:05

Красноярская детская железная дорога стала первой в РСФСР

Новая рубрика Красноярского краевого краеведческого музея и «Комсомольской правды»: 90 фактов из истории Красноярского края
Источник:kp.ru
Открытие ДЖД. Паровоз Су-00-01 выезжает из депо станции Октябрёнок. 1 августа 1936. Фото: КККМ

Открытие ДЖД. Паровоз Су-00-01 выезжает из депо станции Октябрёнок. 1 августа 1936. Фото: КККМ

За 90 лет в истории второго по площади субъекта Российской Федерации произошло немало важных и интересных событий, оставивших след в жизни страны и мира. О некоторых из них мы будем рассказывать в новой рубрике «90 фактов о Красноярском крае».

Факт №2. Красноярская детская железная дорога стала первой в РСФСР

В городах России 25 детских железных дорог со своими вокзалами, станциями, подвижным составом и депо. Эта инфраструктура обслуживается юными машинистами, проводниками, кассирами, многие из которых впоследствии связывают жизнь со «взрослой» железной дорогой.

Строительство ДЖД в Красноярском парке культуры и отдыха имени А.М. Горького. Май-июнь 1936. Фото: КККМ

Строительство ДЖД в Красноярском парке культуры и отдыха имени А.М. Горького. Май-июнь 1936. Фото: КККМ

Первой в РСФСР (но второй в СССР и в мире) была построена детская магистраль, пролёгшая по Красноярскому парку культуры и отдыха имени А.М. Горького. 1 августа 1936 года мальчишки и девчонки нашего города увидели, как от станции Октябрёнок отходит миниатюрный паровоз Су-00-01. Этот удивительный локомотив построили учащиеся фабрично-заводского училища при Красноярском паровозовагоноремонтном заводе, он представлял собой уменьшенную в 5 раз модель паровоза Су для колеи в 305 мм. На обеих конечных станциях были оборудованы поворотные круги для разворота. И дорога, и ходящий по ней состав выглядели игрушечными, но движение было организовано по всем правилам «настоящей» железной дороги.

В 1961 году на смену легендарному паровозу пришли мотовозы – локомотивы с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности. Ширина колеи была увеличена до 508 мм (1/3 от стандартной колеи 1524 мм), чтобы двигатель поместился в кузове мотовоза, в то время как ширина всех остальных ДЖД в России 750 мм.

Зал ожидания на станции Октябрёнок. Красноярск. 1936. Фото: КККМ

Зал ожидания на станции Октябрёнок. Красноярск. 1936. Фото: КККМ

Наша «малая» железная дорога не только самая узкая, но и самая короткая – 1,3 км. Самая длинная находится в городе Свободном Амурской области, её длина – 10,5 км.

Автор: Евгений Парфёнов, научный сотрудник отдела истории КККМ