2018-04-17T08:06:54+03:00

Метро в Красноярске – одно из самых глубоких в России

Долгострой, который важен красноярцам, как воздух
Поделиться:
Комментарии: comments4
Ствол № 2, он расположен возле здания Управления строительства на улице Ладо КецховелиСтвол № 2, он расположен возле здания Управления строительства на улице Ладо КецховелиФото: Мария ЛЕНЦ
Изменить размер текста:

«Комсомольская правда» совместно с телеканалом «Прима» продолжает проект «НедостроИЛИ». В этот раз речь пойдет о долгострое, о котором знают все, но которого никто не видел. Потому что находится он под землей. Настолько далеко, что его смело можно назвать одним из самых глубоких. Это – метрополитен. С чего началась его история и каковы перспективы – расскажем сейчас подробно.

Вопреки нормативам

- Первое упоминание о метрополитене в нашем городе связано с запуском Красноярской ГЭС, - рассказывает Игорь Иванов, директор Управления по строительству Красноярского метрополитена. – Тогда говорили и о комфорте для жителей города, и об экологии. Метро – это внеуличный скоростной вид транспорта. Только подземная магистраль может обеспечить доставку пассажира с той точностью времени, которая ему необходима.

Игорь Иванов, директор Управления по строительству Красноярского метрополитена Фото: Мария ЛЕНЦ

Игорь Иванов, директор Управления по строительству Красноярского метрополитенаФото: Мария ЛЕНЦ

По существующим тогда нормативам метрополитены в городах начинали строить, когда численность населения достигала миллиона человек. Не только в нашей стране – во всем мире сложилась такая практика. А в Красноярске в 70 – 80-х годах не было миллиона. Даже с натяжкой, даже с близлежащими городами-спутниками. Чувствуете значимость момента?! Красноярск уже тогда рассматривали как исключение из общих правил.

В 1986 году на 27-м съезде КПСС в основных направлениях экономического развития государства прописали о начале проектирования и строительства метрополитенов в четырех городах: Красноярске, Омске, Челябинске и Риге. Были начаты изыскания, проектирование трасс будущих линий и, наконец, собственно строительство. Челябинск открыл стройку в 1992 году, Омск в 1993-м, Красноярск – в 1995-м. К слову, по сей день ни в одном из данных городов ввод подземок в эксплуатацию из-за недофинансирования не был осуществлен.

От изысканий до первого ковша

Министерством транспортного строительства СССР был определен на конкурсной основе подрядчик строительства - АО «Бамтоннельстрой», крупнейшее предприятие по строительству метро и железнодорожных тоннелей. Проектировать красноярский метрополитен было предложено московскому институту «Метрогипротранс».

Изыскания начались в 1989 году. В Красноярске высадился десант специалистов, они два года изучали транспортную схему города, пассажиропоток улично-дорожной сети, состояние слагаемых грунтов, градостроительную политику развития мегаполиса. Было принято решение о том, что первая ветка пройдет от жилого спального района Ветлужанка через исторический центр города с вектором в сторону строящихся жилых районов Взлетка и Северный. В ней будет пять станций: «Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Проспект Мира». Протяженность – 8,22 км в двухпутном исчислении. Электродепо и инженерный корпус для служб метрополитена будут сооружены при вводе первой линии в эксплуатацию. Строительство первой линии составило сумму 649 миллионов рублей в ценах 1991 года.

Год ушел на составление проекта, затем до 1994 года он проходил госэкспертизу. Наконец 17 октября 1995 года состоялся торжественный митинг, посвященный началу строительства метрополитена в Красноярске. На торжественном мероприятии было сказано много хороших слов. Экскаватор взял первый ковш грунта – и строительство стартовало.

Схема метро в Красноярске Фото: Мария ЛЕНЦ

Схема метро в КрасноярскеФото: Мария ЛЕНЦ

Первые годы при поддержке губернатора Валерия Зубова проходка тоннелей развивалась серьезными темпами. Но в 2010 году строительство остановилось полностью, причина - недофинансирование стройки. В 2012 году подземные выработки на строительстве 2 станций пришлось законсервировать. К настоящему времени пройдено около 4 км подземных выработок.

Особенности красноярского метрополитена

Некоторые «знатоки» пеняют: «В других городах метро строят быстро, одну станцию за другой открывают. У нас что, строить не умеют?» Не торопитесь судить. Дело в том, что метрополитен в Красноярске не такой, как в других городах. Он относится к числу самых глубоких в России. Средняя глубина первой ветки – 60,5 метра: станция «Вокзальная» будет находиться под землей на уровне 69 метров, станция «Площадь Революции» - 71 метра, а рабочий ствол № 2 (он расположен возле здания Управления строительства на улице Ладо Кецховели) – и вовсе 82 метра.

Так вот, в Новосибирске, в Омске и других городах метрополитены строят способом мелкого заложения. Говоря доступным языком, это когда разрабатывается котлован, в нем монтируются конструкции станций метрополитена, а потом сверху осуществляется обратная засыпка грунтом. В Красноярске он не подходит по нескольким причинам. Во-первых, из-за слагаемых грунтов – у нас слишком близко к поверхности находится водоносный пласт, нужно уходить под него. И во-вторых, в центре города – историческая застройка и крайне суженные транспортные магистрали. Устройство котлованов привело бы к коллапсу городского транспорта в целом.

Через Енисей проектировщики предполагают выполнить транспортный переход сооружением либо метромоста, либо тоннеля через водную артерию.

Под землей своего часа ждет огромный бур

Руководитель метростроя говорит о возобновлении строительства с надеждой и верой. Уверенность в этом появилась после визита президента в феврале текущего года, где врио губернатора края Александр Усс был поднят вопрос о возобновлении строительства.

17 октября 1995 года, старт строительства Фото: Мария ЛЕНЦ

17 октября 1995 года, старт строительстваФото: Мария ЛЕНЦ

Как только будет согласовано финансирование, в Красноярск доставят из Москвы мощный тоннелепроходческий комплекс (ТПК) Lovat канадского производства. Чтобы вы представляли, это огромный бур на весь диаметр тоннеля, он вгрызается в грунт, оставляя после себя готовый тоннель. В месяц такая машина проходит порядка 250 метров. Строительство первой очереди предполагается осуществить в течение 5 лет.

Карта красноярского метро

Первая линия, станции: «Высотная» – «Улица Копылова» – «Вокзальная» – «Площадь Революции» – «Проспект Мира», с продолжением: «Ленинская» – «Аэровокзальная» – «Октябрьская» – «Акмолинская».

Вторая линия: «Солонцы» – «Северный» – «Октябрьская» – «Красноярский рабочий» – «Злобино» – «Первомайская».

Третья линия: «Дрокинская» – «Проспект Свободный» – «Площадь Революции» (Центральный парк) – «Предмостная площадь» – «Цирк» – «Торговый центр» – «Злобино» – «Заводская» – «Черемушки».

ПТХ

Начало изысканий: 1989 год

Начало строительства: 1995 год

Назначение: подземный общественный транспорт

Количество станций первой ветки: 5

Длина ветки: 8 220 метров

Средняя глубина прохождения: 60,5 метра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

НедостроИЛИ: стометровую «свечку» на Стрелке возвели без башенного крана

«КатэкНИИуголь». Или просто башня на Стрелке. Ее изначальный архитектурный облик многие помнят, он был уникален, он стал символом города, доставшимся от советской эпохи. Башню часто рисовали художники. А фотографы находили лазейки и проникали внутрь, чтобы подняться на вершину и сделать потрясающие кадры с высоты на исторический центр города. Красноярцы так привыкли к этой башне, что теперь с трудом представляют, каково это, если бы ее не было. (Подробности)

НедостроИЛИ: кто оставил Красноярск без планетария?

Во второй части журналистского расследования – судьба здания на улице Партизана Железняка, 36 а. Красивое, загадочное, с разрушающимся куполом, оно сразу бросается в глаза. И, как выясняются, многие даже не знают, каково было его изначальное предназначение. (Подробности)

.

.

Еще больше материалов по теме: «Проект «НедостроИЛИ»»

 
Читайте также