Премия Рунета-2020
Красноярск
+10°
Boom metrics
Общество16 октября 2010 2:45

Путешествие на Крайний Север: Заповедник советской эпохи

В Диксон по следам покорителей Арктики отправился корреспондент «Комсомолки» Илья Лабунский [Продолжение] [фото]
Источник:kp.ru

В самый северный населенный пункт России, поселок Диксон, в преддверии его 95-летия отправился корреспондент «Комсомолки» Илья ЛАБУНСКИЙ, чтобы узнать, как сегодня выживают люди на Крайнем Севере.

Картинная галерея за Полярным кругом

Директор местного ДК Наталья Малых ведет меня на экскурсию по диксонским «оазисам культуры». Ни оперного театра, ни кинотеатра, ни ресторанов, ни даже самой маленькой рюмочной тут нет. Зато есть самая настоящая картинная галерея! Скрывается она в обшитом нержавейкой здании, больше похожем на котельную, чем на очаг культурной жизни.

Памятник обороне Диксона

Памятник обороне Диксона

- Это самая северная картинная галерея в России, а может быть, и в мире, - рассказывает Наталья, снимая амбарный замок с двери в выставочный зал. – Хотя у нас в Диксоне все «самое северное в России».

Самая северная картинная галерея России ютится в в большой комнате в пристройке диксонсокй библиотеки

Самая северная картинная галерея России ютится в в большой комнате в пристройке диксонсокй библиотеки

В помещении галереи идет ремонт. Экспонаты, штук тридцать картин, и с десяток скульптур, стоят тут же – на застеленном газетами полу. Полотен Репина, Сурикова или еще какого хоть мало-мальски известного художника тут нет. Но не все потеряно!

- Мы хотим написать письма в Эрмитаж и Третьяковку с просьбой передать нам несколько картин из их фондов, – делится планами Людмила Алыкова, заведующая картинной галереей, а заодно и находящейся в этом же здании библиотекой. - У них в запасниках много чего есть ненужного, а нам бы пара полотен знаменитостей не помешала бы.

Но это пока в планах, а тем временем начальник обоих культурных учреждений собственноручно красит оконные рамы. В библиотеке женщина работает с тех пор, как закрыли школу на острове.

Здание в котором ютится библиотека

Здание в котором ютится библиотека

- Раньше преподавала русский и литературу, - рассказывает она. – Приехала на Диксон 30 лет назад с подругой, по распределению, да так и осталась. После школы перебралась работать в библиотеку.

Людмила Алыкова настолько любит книги, что мечтает купить себе «электронный букридер»:

- Я когда была у дочери в гостях в Москве, в метро у многих видела такой прибор. Приехала домой, решила заказать через Интернет. Ждала полгода, но так и не прислали. Говорят - нельзя к вам туда доставить. Теперь заказала себе небольшой ноутбук, буду на нем книги читать.

Туманное утро

Туманное утро

Людмила Алыкова из тех людей, которым обитать на Севере нравится.

- Я уже не представляю, как можно жить на материке. Тут ведь хорошо: зимой северное сияние, летом полярный день, - восклицает библиотекарь. - А природа какая красивая! И променять все это на грязь, духоту большого города? По мне уж лучше единение с природой.

В словах Людмилы Алыковой есть немалая доля истины: на Севере необычайно красиво. Тут тихо и спокойно, нет никакой суеты.

Но таких романтиков, как пожилая библиотекарь, почти не осталось. Люди сегодня живут на Севере или из-за денег, или потому что у них нет возможности уехать. Я же, как дитя цивилизации, обитать в Диксоне не смог бы.

Диксонский гражданский порт

Диксонский гражданский порт

Медвежий патруль

Природа в Диксоне как нигде близка к человеку: и зимой и летом по улицам поселка бродят белые медведи.

- Они сюда часто заходят, - рассказывает Игорь Корниенко, егерь Большого арктического заповедника. – Это в основном молодые медведи, трех-четырех лет возрастом. Они и людей не боятся, и охотиться как следует не умеют. Вот и идут к человеческому жилью в поисках объедков.

Взглянув на фото увиденного мною медведя, Игорь заявил, что мне крупно повезло:

- Это медвежонок, ему года два. Хорошо, что поблизости не оказалось его матери. Иначе лежать тебе в больнице, это в лучшем случае.

Егерь Игорь Корниенко показывает свои маршруты

Егерь Игорь Корниенко показывает свои маршруты

Игорь Корниенко в медведях разбирается хорошо: в диксонском филиале Большого арктического заповедника занимается медвежьим патрулем. Ищет следы хищников и отмечает на карте маршруты их передвижения. Еще каждую неделю Игорь садится в старую моторную лодку и едет за 20 километров от Диксона на старую биостанцию, где летом живут приезжие орнитологи.

Рыбу на пирсе ловят даже в дождь

Рыбу на пирсе ловят даже в дождь

- У нас в местном филиале работает всего два человека, - рассказывает егерь. – Остальные сидят в Дудинке или в Норильске, к нам иногда в экспедиции выбираются. А мы просто сторожим то, что осталось с советских времен. Исследований никаких не проводим – финансирования почти нет. Да и я не ученый. Мои родители геологами были. Я же после второго курса институт бросил и вернулся. Пошел в егеря. Мне друзья сто раз говорили: «что ты за копейки сидишь в этом заповеднике, давай иди в порт работать». А мне, наоборот, это по душе - море, тундра…

Весь Диксон похож на большой заповедник, заповедник советской эпохи. И охранять тут нужно не белых медведей, а людей.

Пойманный омуль идет на продажу

Пойманный омуль идет на продажу