Премия Рунета-2020
Красноярск
+14°
Boom metrics
НовостиЗвезды18 октября 2013 8:57

Тайны и байки Красноярского театра кукол

«Комсомольская правда» побывала в гостях у юбиляра [фото]

В этом году уникальному красноярскому театру – театру кукол – исполняется 75 лет. Кто-то из красноярцев уже познакомился с ним, кому-то ещё предстоит открыть для себя удивительный мир нашего театра. «Комсомольская правда» предлагает читателям узнать его поближе, встретиться не только с артистами, но и с режиссёром, художниками и мастерами закулисья.

От маленькой труппы к известнейшему театру

Для начала вернёмся на 75 лет назад и вспомним, как театр жил и развивался, прежде чем стать таким, каким вы видите его сегодня.

Тогда, в далёком 1938 году, театра кукол в привычном понимании ещё не существовало – в то время только появилась небольшая кукольная труппа. Её основали артисты Красноярского драматического театра: Михаил Рерберг, Борис Писецкий, Екатерина Мельникова, Людмила Тимошенко, Нина Богдашина. Под руководством актрисы Татьяны Калитиной они поставили «Три медведя», - этим-то спектаклем и открылся первый театральный сезон. Затем главным режиссёром стала Маркела Мохнаткина. 26 лет она руководила постановками в развивающемся театре.

Труппа ютилась в филармонии на Мира. Когда же стало ясно, что места катастрофически не хватает, артистам выделили помещение бывшего клуба милиции. В этом здании театр кукол «живет» и до сих пор.

Каким был клуб? Сцена, небольшой зал да фойе, к тому же в жилом доме – помещение совсем не приспособленное для постановок. Почти полвека театр кукол ждал реконструкции. Наконец, в 1987 году за него взялся сам Арэг Демирханов. Заслуженный архитектор России вдохнул в обычное помещение театральную «искру»: реконструировал сцену, оформил интерьер, создал великолепный фасад.

Впрочем, и без профессиональной сцены артисты показывали удивительные и запоминающиеся спектакли.

Порой их ставили в «походных» условиях. Например, в военные годы патриотические пьесы с куклами бывали в госпиталях, на заводах, призывных пунктах, – там, где знали о войне не понаслышке. 1000 выходов - и каждый раз артисты дарили людям волшебство и надежду. Даже много лет спустя, в 80-х, многие красноярцы с восторгом вспоминали бесстрашного и находчивого партизана из спектакля «Неумирающий Антон».

Однако популярность театра не ограничивалась пределами Красноярска. Сначала артисты заявили о себе в Москве, затем стали выбираться в другие города: Омск, Томск, Чита, Братск, Новокузнецк, Абакан, Кемерово, Норильск. Во время международных фестивалей спектакли красноярцев часто «гостили» в Болгарии, Австрии, Германии, на Украине. Повсюду их высоко оценивали и зрители, и жюри.

Спектакль на бис и первая глухонемая постановка

Репертуар у театра уникальный: есть спектакли-долгожители, им уже по 15-20 лет – например, «Ещё раз о Красной шапочке», «Ай да, Мыцик!». Есть и совсем «молодые» постановки: моноспектакль-«двухлетка» «Сага о Лире».

Бывали в истории театра и курьёзные моменты на сцене. Кому, как не артистам-кукловодам, о них рассказывать?

Заслуженный артист России Александр Кикоть в театре кукол уже 48 лет. Десятки ролей, множество престижных премий, признание самых требовательных зрителей - детей. Для коллег Александр Иванович - олицетворение идеального артиста театра кукол. Он не просто знает о кукле всё - он способен вдохнуть в неё жизнь.

Однажды на гастролях в Германии наших артистов попросили сыграть спектакль… на бис.

- За все годы работы на сцене такого случая я больше не припомню, - признаётся Александр Иванович. – Мы выступали со спектаклем «Машенька и медведь» в местной библиотеке. Когда занавес опустился, дети начали топать, хлопать, свистеть… конечно, мы сразу подумали: «провал». То ли наш немецкий был несовершенен, то ли зрители не приняли русское народное творчество. Вдруг подбегает наш куратор и кричит: «Дети в восторге, играйте ещё!». Шутка ли, вновь показать спектакль от начала и до конца. Поэтому сыграли одну только, самую яркую сцену: там медведь играет на балалайке, а Машенька пляшет.

Постановка поразила не только малышей: пожилые немцы не отходили от артистов после спектакля. Рассматривали реквизит, удивлялись, как дети: со сцены куклы казались большими, а на деле оказались совсем крошечными.

В театре кукол не только особенный зритель, но и удивительные отношения между артистами. Бывает, одной куклой управляет сразу три человека – как тут не начнёшь чувствовать друг друга и работать слаженно. Выступая вместе, артисты настолько вживаются в роль, что могут забыть обо всём на свете. Как и произошло во время спектакля «Сказка о мёртвой царевне».

- По задумке режиссёра у артистов слов не было – за них «говорил» авторский текст, работала фонограмма, - вспоминает Александр Кикоть. – Вот идёт спектакль, на сцене одна за другой меняются ростовые куклы – а мы понимаем: что-то не так. Оказывается, мы забыли включить фонограмму! Середина спектакля, скоро антракт, а постановка глухонемая! Пришлось начинать всё заново.

С особым трепетом опытный артист отзывается о своих персонажах:

- Знаете, куклы, как и дети, не могут быть нелюбимыми. К каждой относишься по-особенному, каждая греет. И здесь большая заслуга художников, – от их работы зависит, сработаются ли артист и кукла.

У одной куклы – десятки дублёров

Работа над персонажем начинается в кабинете главного режиссёра Владимира Гусарова. Вместе с художником-постановщиком они обсуждают образ и набрасывают эскиз будущей куклы. А вот форму – объёмную, из пластилина, - сырой набросок обретает в руках главного художника театра Натальи Николенко.

- Этот мягкий материал позволяет смоделировать даже мельчайшие детали головы или туловища куклы – черты лица, морщинки, изгибы, - говорит Наталья Николенко. – К тому же с ним просто работать – добавлять, корректировать, доводить до совершенства.

Готовая форма попадает в следующий цех. Здесь её разрезают пополам и половинки заливают гипсом. Когда масса застывает, пластилин извлекают – он больше не нужен. Отпечаток формы в гипсе обклеивают по принципу папье-маше: маленькими кусочками бумаги или газеты, хорошо пропитанными в клейстере. Завершающий слой – из упаковочной бумаги, это сделает тончайшую заготовку более прочной.

Когда половинки высыхают, их извлекают из гипса и склеивают – основа будущей куклы готова. Её шлифуют и грунтуют – после этого персонаж можно одевать и красить.

- Наряжают кукол по-особенному, - рассказывает художник-закройщик Ольга Кочерженко. – Платье или костюм собирают буквально по кусочкам: сначала рукав, потом штанина, юбка – все эти части аккуратно сшиваются вместе уже на кукле.

Переодеть персонажа во время спектакля не получится. Поэтому у куклы может быть несколько дублёров – в разных нарядах. Порой в одном представлении трёх героев играют до 100 кукол! Кстати, иногда, если это требуется по замыслу, художники делают персонажа двуликим: с одной стороны у него весёлое лицо, с другой – грустное. Тогда создавать дублёра не придётся.

А вот в конструкторском цехе кукла в буквальном смысле оживает: с помощью специальных механизмов руки, ноги, шея и даже уши персонажа становятся подвижными. Кукла может открывать и закрывать глаза, двигать ртом.

- У меня много пока «неживых» болванок, которые уже через час могут «заработать», - делится конструктор Николай Воронько. – Если механика у куклы сложная, на работу уходит до двух недель. Но большую роль здесь играет настроение: бывает, найдёт – и ты за два часа делаешь то, что не удавалось днями.

Конечно, это далеко не все нюансы «рождения» куклы, - всех секретов художники театра не раскрывают. К слову, в мастерской создают не только персонажей: декораторы Анна Орехова и Валерия Ефимчук заселяет героев в миниатюрные домики или просторные дворцы, а бутафор Юлия Сафронова обставляет жильё мебелью и «дарит» куклам украшения.

Рок-опера для малышей, «Шекспир в куклах» для взрослых

К своему 75-летию Красноярский театр кукол приготовил фестиваль «Все куклы в гости к нам», он шёл с 14 по 18 октября на разных городских площадках. В программе были заявлены спектакли друзей театра из других городов. Чем удивляли артисты-кукловоды? Рассказывает главный режиссёр театра Владимир Гусаров:

- Каждый день шло по 2-3 спектакля, коллективы привезли лучшие постановки. Большинство из пьес – новинки. До фестиваля из всего репертуара я успел познакомиться только со спектаклем Иркутского театра кукол «Сказки с небесного чердака» - могу за него поручиться, очень интересный!

Программа фестиваля была рассчитана на разные возраста. Для самых маленьких красноярцев – пьеса Братского театра кукол «Обнимите меня, пожалуйста» и «Новые приключения колобка» из Томска – знакомая история зазвучала по-другому. Не забыли организаторы фестиваля и о взрослых: для них красноярские артисты показали пьесу по Шекспиру «Сага о Лире».

В фестивале участвовали и коллективы-новички, и известные театры. Так, Ханты-Мансийский театр кукол, которому всего 5 лет, показал «классику жанра» - пьесу «Гусёнок Дорофей». Этот спектакль в разное время ставили практически все театры кукол. Увидели красноярцы и знаменитых артистов из Омска, популярных не только в России, но и за рубежом.

- Омичи привезли очень лирический спектакль «Аистёнок и пугало», - говорит Владимир Гусаров. – Эта пьеса для зрителей любых возрастов, она учит сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль или радоваться вместе с ним – именно такая задача стоит на первом месте перед всеми театрами. Ещё два спектакля хотелось бы отметить особо, это своего рода эксперименты.

Кемерово показал «Василису Прекрасную». Её, кстати, поставил наш красноярский драматург Александр Хромов. Пьеса в стиле китайского теневого театра - плоские цветные марионетки прислоняют к большому полупрозрачному экрану так, что фигурки становятся видимыми и оживают, управляемые палочками. А наши соседи, Железногорский театр кукол, привезли рок-оперу для детей «Корабль-туча».

ДОСЛОВНО

Андрей Пашнин, председатель Красноярского краевого отделения Союза театральных деятелей России:

- Хотелось бы выразить огромную благодарность Его Величеству Актрисе и Актёру театра кукол, бойцам невидимого фронта. Они работают в невероятных условиях: управляя куклой, и ползают, и ходят на носочках, то высоко, то низко. По ту сторону сцены разворачивается огромный и интересный мир.

Фестиваль Красноярского театра кукол – это ещё одна возможность выразить артистам нашу благодарность. Зрители на время выпрыгнули из своего «бульона», открыли для себя новые постановки.

Почему малышей нужно водить на кукольные спектакли?

Из праздничной суматохи фестиваля нам с трудом, но всё же удалось «вырвать» директора Омского театра кукол «Арлекин» Станислава Дубкова.

Коллектив «Арлекина» часто бывает в Красноярске, на фестивалях – обязательно, и у Станислава Марковича особые впечатления от нашего города.

- Мне очень нравится набережная, я стараюсь найти время и прогуляться там, - говорит он. – В «паузах» между спектаклями мы смотрим постановки коллег, и не только кукольные. Как говорит моя хорошая знакомая, главное - пережить успех товарища. У нас нет таких проблем, когда спектакль удался, искренне радуемся. На открытии фестиваля в Красноярске встретились как давние друзья, масса общих тем, интересов, всего не переговорить.

«Арлекин» постарше нашего театра – омичи открыли уже 78 театральный сезон. За свою историю коллектив побывал во многих городах России и мира.

- Повсюду нас встречал особенный зритель. Самый искренний, самый неподкупный, - рассказывает Станислав Маркович. – Дети ведь не будут аплодировать из вежливости - если действо их не захватывает, они отвлекаются, болтают, могут встать и уйти. Ребёнок – идеальная лакмусовая бумажка того, что делают артисты. Каков красноярский зритель? Самый лучший, самый благодарный. Такой же, как и омский, иркутский, абаканский, новосибирский… А наша задача – влюбить его в мир искусства. Мы – важное звено, пропустив его, ребёнок, скорее всего, не откроет для себя взрослую сцену.

Поэтому, убеждён Станислав Маркович, самый первый в жизни человека театр должен принимать как можно больше зрителей.

- Я удивлён, что в городе-миллионнике такой маленький театр. Он замечательный, уютный, красивый, но если помечтать… видится другое здание – современное, оснащённое, с просторными залами для зрителей и хорошими условиями для работы. Красноярск и его жители достойны этого. Загадаю, чтобы к ближайшему юбилею мое пожелание сбылось.

«Если вы, закрыв уши, понимаете кукольный спектакль, значит, он удался»

Сегодня, 18 октября, фестиваль, посвященный 75-летию театра кукол, завершился.

Анатолий Кулиш, театровед, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, как и положено критику, посмотрел все спектакли:

- Не буду говорить, кто лучше, кто хуже, - это не конкурсный фестиваль. Театры привезли подарки, а подарки не обсуждают. Многое я уже видел и с удовольствием посмотрел ещё раз. Интересно следить за судьбой спектакля: со временем он может стать любопытнее, обрасти неожиданными деталями, а может и «постареть». Как человек.

Что сказать о юбиляре? Я знаю три произведения, которые очень сложно поставить в театре кукол, хотя, казалось бы, они сами просятся на сцену. Это «Алые паруса» Грина, «Маленький принц» Экзюпери и «Чёрная курица» Погорельского. Красноярский театр кукол сделал смелый шаг, взявшись за последнюю постановку. Режиссёр и артисты заранее понимали, какие трудности их ожидают, здесь есть риск скатиться к пересказу. Но не побоялись, и спектакль получился достойным.

Сам Анатолий Петрович тоже приехал не с пустыми руками: с мастер-классом для артистов и режиссёров.

- Я привёз очень показательный спектакль: он без слов. Так я учу и своих студентов: ходите на представления зарубежных коллективов, где вы не понимаете ни слова, или вставляйте в уши беруши. Если глядя на сценическое действо, вы понимаете сюжет, конфликт, взаимоотношения персонажей, то это театр. Если нет, режиссёр не даёт вам считывать сценический язык, - это радиотеатр, открывайте уши, закрывайте глаза и просто слушайте.

Но не нужно думать, что понять условный язык театра под силу только взрослым. Дети, убеждён Анатолий Кулиш, не хуже разбираются в метафорике спектакля.

- Ребёнок, в отличие от многих взрослых, способен фантазировать. Помните любимую детскую игру в «семью»? Только в ней может быть папа-волк и мама-заяц – сочетание несочетаемого. Малыша достаточно только подтолкнуть в нужном направлении. Делать это должны и родители. К сожалению, они больше озадачены тем, чтобы накормить и одеть, а с ребёнком нужно разговаривать. Мне нравится, когда дети приходят на спектакли вместе с родителями, и те что-то разъясняют, обсуждают. Так они вместе с нами воспитывают зрителя.