«Комсомолка» продолжает серию статей о том, какими были эти годы для страны и края, а главное – какой вклад внесли в развитие региона народные избранники.
Сегодня страницы истории листаем вместе с корифеями региональной законодательной власти – Всеволодом Николаевичем Севастьяновым и Юрием Константиновичем Абакумовым.
Всеволод Севастьянов – ветеран красноярской политики. Фактически, участвовал в формировании политического ландшафта с самого начала работы регионального парламента. Вместе с коллегами закладывал основы красноярской политической культуры.
Профессионалов всегда уважают
- Когда я избирался от округа, больше внимания уделял в первую очередь той территории, от которой избирался. Принцип в работе всегда был один – приезжая в район, я встречался с главой. И еще обязательно шел в больницу, в гараж, еще в три-четыре организации, узнать, чем люди живут, какие вопросы их волнуют, какие проблемы испытывают. И каждый вечер после этих встреч – на партсобрание. Чтобы было понятно, что делается в центре, какие проблемы мы обсуждаем, какие вопросы решаем. Примерно раз в два месяца я в райкомы рассылал подборку новых законов, чтобы держать их в курсе изменений. Такой был стиль общения.
Что касается формата разговора с жителями – было всякое. Некоторые коллеги считали: чем грубее – тем лучше. Кто-то более дипломатично работал. Но люди всегда уважали депутатов–профессионалов. Строителей, монтажников, дорожников, аграриев. Конечно, сложно быть многозадачным и многопрофильным специалистом, все-таки депутат с самым широким кругом людских проблем сталкивается. Но разбираться в природе процессов он обязательно должен.
Приходилось много заниматься экономикой, хотя и про другие сферы не забывали.
Если говорить о результатах, одним из важных итогов своей и коллег работы считаю краевой закон об обращении с государственной собственностью – такой был далеко не у всех регионов.
Работать надо эффективно
- Некоторые мои коллеги считают, что чем спокойнее или даже скучнее работа представительного органа, тем лучше работает правительство региона. Я с таким подходом в корне не согласен. У нас не случайно республиканская форма правления - три ветви власти. Считаю, что чем сильнее Законодательное Собрание, тем старательнее, квалифицированнее и эффективнее работает исполнительная власть. Это нужно учитывать.
Поэтому для меня пример работы Законодательного Собрания, когда спикером был Александр Викторович Усс – это пример правильной и эффективной работы и взаимодействия. Это говорит в том числе и о квалификации Законодательного Собрания в целом.
Потенциал и ответственность власти
- Уверен, что накопленный потенциал краевого парламента, оформленный в соответствующих документах, сегодня уже позволяет сделать многое.
Возвращаясь в то время, когда я работал в Законодательном Собрании, спрашиваю себя – на что можно было положить годы жизни? И есть ответы. Сейчас у нас есть закон об управлении госсобственностью края. Ежегодно правительство готовит план и отчитывается в парламенте о ходе и результатах этой работы. Благодаря нашей работе в краевой власти согласовывается целый ряд должностных лиц. Не только первые замы губернатора, а еще и два ключевых министра края – финансов и экономики.
А еще для нашего парламента введены контрольные функции в тех акционерных обществах, где присутствует государственный актив: где-то есть контрольный пакет, где-то блокирующий. Причем речь не о каких-то захудалых предприятиях. Это значимые ресурсы - Красноярскнефтепродукт, завод цветных металлов, Енисейский объединенный банк, ряд других серьезных организаций. На мой взгляд, это совершенно правомерные и эффективные функции Законодательного Собрания, которое согласовывает ключевых управленцев и должностных лиц, заслушивает и оценивает их отчеты. Далеко не каждый регион может подобными реальными полномочиями и влиянием похвастать. Мне бы хотелось, чтобы эти функции сохранялись, развивались и укреплялись. Это в конечном счете позволит региону иметь более профессиональную, эффективную и ответственную власть.
Юрий Абакумов - депутат нескольких созывов Законодательного Собрания края, один из тех, кто стоял у истоков парламентаризма на Енисее.
Редакция «Комсомольской правды» полистала воспоминания Юрия Константиновича о депутатской работе. По долгу службы он защищал интересы жителей не только своего родного Свердловского округа, но и всего большого края.
Законы для всех
- Яркое и возвышающее душу впечатление на меня произвела сознательная, сплоченная работа всех общественных сил края по созданию большого Красноярья. Уверен, мы совершили прорыв, добившись того, чтобы наши проблемы чаще звучали и более детально обсуждались на федеральном уровне.
Если говорить о законотворчестве, то наиболее действенными считаю те наши решения, которые помогают облегчить жизни не одному человеку, а большинству жителям края. Особенно важно помогать малообеспеченным и уязвимым слоям - пенсионерам, ветеранам, инвалидам.
Знаете, ведь многое из того, что мы когда-то сделали, сейчас стало привычным, потому у людей создается впечатление, что все случилось само. Например, закон, согласно которому предоставляются субсидии на оплату услуг ЖКХ. Когда он был принят, облегчил жизнь почти тремстам тысячам семей – целому миллиону человек. А потом закон благодаря усилиям депутатов следующих созывов продолжил совершенствоваться. И будет наверняка меняться и дальше, если такая необходимость возникнет.
Помогать людям и поддерживать экономику
- Важное значение имеет закон, регулирующий меры социальной поддержки ветеранов Красноярского края. Подобные правовые акты есть не во всех регионах, но значение их трудно переоценить. Это не только материальная помощь, но и поддержка человеческого достоинства. Но одними социальными гарантиями ситуацию не исправишь. Работа в этом направлении продвигалась наиболее успешно, когда федеральный центр развернул национальные проекты по образованию и здравоохранению. Депутатский корпус добивался, чтобы не только у участковых врачей поднималась зарплата, но и у медсестер, узких специалистов, обслуживающего персонала. В школах переходили на новую систему оплаты труда, которая поставила зарплату в зависимость от результатов работы. В разработке всех норм принимал участие комитет по законности и защите прав граждан.
Экономический кризис 2008 года внес свои коррективы в работу депутатского корпуса. Очень важно, что в трудный период обе ветви краевой власти проявляли заботу не только о бюджетниках, но и о производственном секторе.
Мы включились в разработку законов о поддержке предприятий лесной и строительной отрасли. Идеи шли от правительства края. Там был центр выработки предложений, а депутаты совершенствовали эти законы независимо от того, кто в каком комитете работал. Помогая предприятиям, мы поддерживали людей, которые на них работали. И это принесло свои плоды. Как бы тяжело ни выходил край из кризиса, удалось избежать самого страшного развития событий – нарастающей лавины неплатежей.
СПРАВКА «КП»
Первый созыв (1994 - 1997)
Перед депутатами стояла первоочередная задача - заново сформировать законодательную базу Красноярского края, регулирующую все сферы жизни, - государственные основы управления, бюджетное устройство, территориальную политику, экономику, социальную защиту. В непростых условиях 90-х годов депутатам удалось заложить правовые основы края, удержать экономику, выстроить систему социальной защиты граждан и создать запас прочности для работы второго созыва.
Второй созыв (1997 - 2001)
Ситуация в стране непростая: рост безработицы, долги по зарплате, дефолт 1998 года, продолжается приватизация госсобственности. Именно тогда удается отстоять Красцветмет, создаются кадетские корпуса, принимаются краевые целевые программы, направленных на развитие здравоохранения, спорта, образования и науки, культуры и защиту малообеспеченных слоев населения.
Третий созыв (2001 - 2006)
Красноярский край, Эвенкия и Таймыр объединяются в Большое Красноярье. Депутаты, поддерживая экономические преобразования, продолжают разрабатывать систему социальной защиты. Закон о поддержке населения в связи с ростом тарифов на услуги ЖКХ признается одним из самых социально ориентированных в России.
Первый созыв после объединения края (2007 - 2011)
После объединения Красноярского края одной из важнейших задач краевого парламента стала унификация правовой базы нового региона, в первую очередь, работа над Уставом края. Законодательному Собранию совместно с исполнительной властью края удалось в значительной мере стабилизировать политическую и экономическую сферы. Край стал интересен крупным инвесторам.
Второй созыв (2011 - 2016)
Несмотря на предельный уровень дефицита краевого бюджета, Законодательное Собрание поступательно выполняет все обязательства перед населением, работает над правовым подкреплением указов Президента РФ. Подросла заработная плата в бюджетной сфере, строятся и ремонтируются детские сады, идет замена ветхого жилого фонда, обеспечены жильем ветераны ВОВ, внедряются новые программы доступного жилья.
Третий созыв (2016 - 2021)
Депутаты включаются в работу над стратегией социально-экономического развития края до 2030 года. В 2020 году весь мир столкнулся с пандемией коронавируса, что потребовало мобилизации всех ресурсов, но экономика края сохранила устойчивость, и развитие региона продолжилось. В Красноярке прошла Универсиада - 2019.
Четвертый созыв (2021 – 2026)
Начало нового этапа проходит в условиях кризиса экономики, вызванногоCOVID-ограничениями и жесткими западными санкциями после начала специальной военной операции. Несмотря на это, край развивается и продолжает процессы, связанные с защитой экономики и социальных гарантий жителей. Парламент принял целый ряд законопроектов о поддержке участников СВО и членов их семей, контролирует процесс строительства метро и участвует в обсуждении планов по газификации региона. Работа продолжается.
Фото: Андрей БУРМИСТРОВ, sobranie.info