Премия Рунета-2020
Красноярск
+4°
Boom metrics
Общество17 апреля 2024 3:00

Законодательное Собрание края отмечает юбилей: чем сильнее парламент, тем ответственнее исполнительная власть

В этом году краевому парламенту исполняется 30 лет

«Комсомолка» продолжает серию статей о том, какими были эти годы для страны и края, а главное – какой вклад внесли в развитие региона народные избранники.

Сегодня страницы истории листаем вместе с корифеями региональной законодательной власти – Всеволодом Николаевичем Севастьяновым и Юрием Константиновичем Абакумовым.

Всеволод Севастьянов – ветеран красноярской политики. Фактически, участвовал в формировании политического ландшафта с самого начала работы регионального парламента. Вместе с коллегами закладывал основы красноярской политической культуры.

Профессионалов всегда уважают

- Когда я избирался от округа, больше внимания уделял в первую очередь той территории, от которой избирался. Принцип в работе всегда был один – приезжая в район, я встречался с главой. И еще обязательно шел в больницу, в гараж, еще в три-четыре организации, узнать, чем люди живут, какие вопросы их волнуют, какие проблемы испытывают. И каждый вечер после этих встреч – на партсобрание. Чтобы было понятно, что делается в центре, какие проблемы мы обсуждаем, какие вопросы решаем. Примерно раз в два месяца я в райкомы рассылал подборку новых законов, чтобы держать их в курсе изменений. Такой был стиль общения.

Что касается формата разговора с жителями – было всякое. Некоторые коллеги считали: чем грубее – тем лучше. Кто-то более дипломатично работал. Но люди всегда уважали депутатов–профессионалов. Строителей, монтажников, дорожников, аграриев. Конечно, сложно быть многозадачным и многопрофильным специалистом, все-таки депутат с самым широким кругом людских проблем сталкивается. Но разбираться в природе процессов он обязательно должен.

Приходилось много заниматься экономикой, хотя и про другие сферы не забывали.

Если говорить о результатах, одним из важных итогов своей и коллег работы считаю краевой закон об обращении с государственной собственностью – такой был далеко не у всех регионов.

Работать надо эффективно

- Некоторые мои коллеги считают, что чем спокойнее или даже скучнее работа представительного органа, тем лучше работает правительство региона. Я с таким подходом в корне не согласен. У нас не случайно республиканская форма правления - три ветви власти. Считаю, что чем сильнее Законодательное Собрание, тем старательнее, квалифицированнее и эффективнее работает исполнительная власть. Это нужно учитывать.

Поэтому для меня пример работы Законодательного Собрания, когда спикером был Александр Викторович Усс – это пример правильной и эффективной работы и взаимодействия. Это говорит в том числе и о квалификации Законодательного Собрания в целом.

Потенциал и ответственность власти

- Уверен, что накопленный потенциал краевого парламента, оформленный в соответствующих документах, сегодня уже позволяет сделать многое.

Возвращаясь в то время, когда я работал в Законодательном Собрании, спрашиваю себя – на что можно было положить годы жизни? И есть ответы. Сейчас у нас есть закон об управлении госсобственностью края. Ежегодно правительство готовит план и отчитывается в парламенте о ходе и результатах этой работы. Благодаря нашей работе в краевой власти согласовывается целый ряд должностных лиц. Не только первые замы губернатора, а еще и два ключевых министра края – финансов и экономики.

А еще для нашего парламента введены контрольные функции в тех акционерных обществах, где присутствует государственный актив: где-то есть контрольный пакет, где-то блокирующий. Причем речь не о каких-то захудалых предприятиях. Это значимые ресурсы - Красноярскнефтепродукт, завод цветных металлов, Енисейский объединенный банк, ряд других серьезных организаций. На мой взгляд, это совершенно правомерные и эффективные функции Законодательного Собрания, которое согласовывает ключевых управленцев и должностных лиц, заслушивает и оценивает их отчеты. Далеко не каждый регион может подобными реальными полномочиями и влиянием похвастать. Мне бы хотелось, чтобы эти функции сохранялись, развивались и укреплялись. Это в конечном счете позволит региону иметь более профессиональную, эффективную и ответственную власть.

Юрий Абакумов - депутат нескольких созывов Законодательного Собрания края, один из тех, кто стоял у истоков парламентаризма на Енисее.

Редакция «Комсомольской правды» полистала воспоминания Юрия Константиновича о депутатской работе. По долгу службы он защищал интересы жителей не только своего родного Свердловского округа, но и всего большого края.

Законы для всех

- Яркое и возвышающее душу впечатление на меня произвела сознательная, сплоченная работа всех общественных сил края по созданию большого Красноярья. Уверен, мы совершили прорыв, добившись того, чтобы наши проблемы чаще звучали и более детально обсуждались на федеральном уровне.

Если говорить о законотворчестве, то наиболее действенными считаю те наши решения, которые помогают облегчить жизни не одному человеку, а большинству жителям края. Особенно важно помогать малообеспеченным и уязвимым слоям - пенсионерам, ветеранам, инвалидам.

Знаете, ведь многое из того, что мы когда-то сделали, сейчас стало привычным, потому у людей создается впечатление, что все случилось само. Например, закон, согласно которому предоставляются субсидии на оплату услуг ЖКХ. Когда он был принят, облегчил жизнь почти тремстам тысячам семей – целому миллиону человек. А потом закон благодаря усилиям депутатов следующих созывов продолжил совершенствоваться. И будет наверняка меняться и дальше, если такая необходимость возникнет.

Помогать людям и поддерживать экономику

- Важное значение имеет закон, регулирующий меры социальной поддержки ветеранов Красноярского края. Подобные правовые акты есть не во всех регионах, но значение их трудно переоценить. Это не только материальная помощь, но и поддержка человеческого достоинства. Но одними социальными гарантиями ситуацию не исправишь. Работа в этом направлении продвигалась наиболее успешно, когда федеральный центр развернул национальные проекты по образованию и здравоохранению. Депутатский корпус добивался, чтобы не только у участковых врачей поднималась зарплата, но и у медсестер, узких специалистов, обслуживающего персонала. В школах переходили на новую систему оплаты труда, которая поставила зарплату в зависимость от результатов работы. В разработке всех норм принимал участие комитет по законности и защите прав граждан.

Экономический кризис 2008 года внес свои коррективы в работу депутатского корпуса. Очень важно, что в трудный период обе ветви краевой власти проявляли заботу не только о бюджетниках, но и о производственном секторе.

Мы включились в разработку законов о поддержке предприятий лесной и строительной отрасли. Идеи шли от правительства края. Там был центр выработки предложений, а депутаты совершенствовали эти законы независимо от того, кто в каком комитете работал. Помогая предприятиям, мы поддерживали людей, которые на них работали. И это принесло свои плоды. Как бы тяжело ни выходил край из кризиса, удалось избежать самого страшного развития событий – нарастающей лавины неплатежей.

СПРАВКА «КП»

Первый созыв (1994 - 1997)

Перед депутатами стояла первоочередная задача - заново сформировать законодательную базу Красноярского края, регулирующую все сферы жизни, - государственные основы управления, бюджетное устройство, территориальную политику, экономику, социальную защиту. В непростых условиях 90-х годов депутатам удалось заложить правовые основы края, удержать экономику, выстроить систему социальной защиты граждан и создать запас прочности для работы второго созыва.

Второй созыв (1997 - 2001)

Ситуация в стране непростая: рост безработицы, долги по зарплате, дефолт 1998 года, продолжается приватизация госсобственности. Именно тогда удается отстоять Красцветмет, создаются кадетские корпуса, принимаются краевые целевые программы, направленных на развитие здравоохранения, спорта, образования и науки, культуры и защиту малообеспеченных слоев населения.

Третий созыв (2001 - 2006)

Красноярский край, Эвенкия и Таймыр объединяются в Большое Красноярье. Депутаты, поддерживая экономические преобразования, продолжают разрабатывать систему социальной защиты. Закон о поддержке населения в связи с ростом тарифов на услуги ЖКХ признается одним из самых социально ориентированных в России.

Первый созыв после объединения края (2007 - 2011)

После объединения Красноярского края одной из важнейших задач краевого парламента стала унификация правовой базы нового региона, в первую очередь, работа над Уставом края. Законодательному Собранию совместно с исполнительной властью края удалось в значительной мере стабилизировать политическую и экономическую сферы. Край стал интересен крупным инвесторам.

Второй созыв (2011 - 2016)

Несмотря на предельный уровень дефицита краевого бюджета, Законодательное Собрание поступательно выполняет все обязательства перед населением, работает над правовым подкреплением указов Президента РФ. Подросла заработная плата в бюджетной сфере, строятся и ремонтируются детские сады, идет замена ветхого жилого фонда, обеспечены жильем ветераны ВОВ, внедряются новые программы доступного жилья.

Третий созыв (2016 - 2021)

Депутаты включаются в работу над стратегией социально-экономического развития края до 2030 года. В 2020 году весь мир столкнулся с пандемией коронавируса, что потребовало мобилизации всех ресурсов, но экономика края сохранила устойчивость, и развитие региона продолжилось. В Красноярке прошла Универсиада - 2019.

Четвертый созыв (2021 – 2026)

Начало нового этапа проходит в условиях кризиса экономики, вызванногоCOVID-ограничениями и жесткими западными санкциями после начала специальной военной операции. Несмотря на это, край развивается и продолжает процессы, связанные с защитой экономики и социальных гарантий жителей. Парламент принял целый ряд законопроектов о поддержке участников СВО и членов их семей, контролирует процесс строительства метро и участвует в обсуждении планов по газификации региона. Работа продолжается.

Фото: Андрей БУРМИСТРОВ, sobranie.info