Премия Рунета-2020
Красноярск
+4°
Boom metrics
Что происходит
Эксклюзив kp.rukp.ru
2 апреля 2024 3:18

«Большинство жертв - молодежь»: эксперты рассказали, как защититься от новых уловок мошенников

Эксперты рассказали жителям Красноярска о новых способах кибермошенничества

Фото: ЛЕНЦ Мария | Архив КП

В 2023 году случаев «уводов» денег с банковских счетов жителей Красноярского края стало почти на 40% больше по сравнению с предыдущим годом. Начальник краевого главка Александр Речицкий предложил ограничить внесение денег через банкомат для борьбы с телефонными мошенниками.

Как думаете, поможет? Мошенники придумывают все новые и новые уловки и схемы отъема денег. Какие? И кто сегодня чаще всего попадается на удочку аферистов? Спойлер: это не пенсионеры. Что делается для сохранения личных данных россиян, и какой новый механизм противодействия мошенническим операциям начнет работать в России с июля 2024 года?

Об этом в эфире Радио КП «Комсомольская правда» в Красноярске в рамках проекта «Уроки финансовой грамотности» рассказали Юлия Чаленко, заместитель управляющего отделением Красноярск Банка России и Руслан Гашимов, начальник отдела по раскрытию хищений, совершённых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий МВД по Красноярскому краю.

Эксперты Руслан Гашимов и Юлия Чаленко рассказали в эфире Радио КП как уберечься от аферисов. Фото: Радио "Комсомольская правда" в Красноярске

Эксперты Руслан Гашимов и Юлия Чаленко рассказали в эфире Радио КП как уберечься от аферисов. Фото: Радио "Комсомольская правда" в Красноярске

Как банки защищают наши накопления

Данные Центробанка, как и полиции, неутешительны. В прошлом году мошенникам в России удалось провести 1,2 миллиона успешных операций (на треть больше, чем в 2022 году) и обогатиться на 16 миллиардов рублей. Потери клиентов российских банков увеличились на 12%.

Руслан Гашимов пояснил, почему хищений становится больше:

- Основная причина прошлогоднего роста хищений – активизация профессиональных преступных колл-центров. В разрезе нашего региона скажу, что за прошлый год зарегистрировано немногим меньше 12 тысяч хищений – прирост более чем на 40% по сравнению с 2022 годом. Порядка 8 тысяч преступлений характерны для сложноорганизованных профессиональных преступных групп, колл-центры которых в основном дислоцируются за рубежом.

А что делают банки, чтобы уберечь сбережения клиентов?

- В 2023 году они предотвратили мошеннические хищения почти на 6 триллионов рублей, они отразили 35 миллионов попыток похитить деньги у граждан. При этом Банк России отправил на блокировку информацию о более чем полумиллионе номеров, которые использовали мошенники, - поделилась Юлия Чаленко.

Она сообщила о новых механизмах защиты клиентов, которые заработают уже в этом году:

- Уже принят (а с 25 июля 2024 года начнет работать) новый механизм противодействия мошенническим операциям, связанный с переводом средств. Подписан закон, который направлен на усиление защиты людей от кибермошенников и повышение финансовой ответственности банков. С указанной даты все банки перед переводом денег должны будут проверять номер карты или счета получателя и убеждаться, что их нет в базе реквизитов, которые «засветились» в мошеннических схемах в базе ФинЦЕРТа (Центр взаимодействия и реагирования Департамента информационной безопасности, специальное структурное подразделение Банка России. – Прим. авт.). Если банк не проведет проверку и отправит деньги на счет из этой базы, то должен будет вернуть деньги клиенту. И еще будет работать некий барьер, когда человек посылает деньги на подозрительный счет. В этом случае банк будет обязан остановить операцию на два дня и сообщить клиенту о том, что счет или карта принадлежат мошеннику. То есть, человек получает возможность все обдумать и отказаться от перевода. Если, несмотря на предупреждение, клиент настоит на операции или просто не отреагирует на сообщение в течение двух дней – деньги уйдут аферистам. И в этом случае банк не будет отвечать за последствия и ничего не компенсирует, а пострадавшему останется только обращаться в полицию.

За кем охотятся аферисты?

Вопреки распространенному мнению, типичные жертвы мошенников сегодня – не пенсионеры, а работающие горожанки. Именно на эту целевую аудиторию направлены многие уловки.

- Банк России в очередной раз составил портрет пострадавшего от кибермошенника. В 2023 году жертвой чаще всего становилась работающая женщина в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и образования, проживающая в городе, - пояснила Чаленко.

Вопрос, который волнует большинство из нас: а откуда у мошенников персональные данные? Многих из тех, кому звонят мошенники, «подкупает» то, что на другом конце провода их называют по имени-отчеству и уверенно оперируют другой личной информацией: размер накоплений, адреса, имена родственников... Это нередко вызывает доверие, и потенциальные жертвы идут на контакт.

Исследование «КП» показало, что сегодня данные чаще всего «утекают» не через сотрудников разных организаций. Чаще базы крупных компаний взламывают хакеры. За действиями многих из них читается «украинский след». Кстати, на продаже взломанных баз данных сегодня обогатиться не удастся: миллионы строк могут продать за суммы от 2 до 300 тысяч рублей.

- В основном, мошенники пользуются «слитыми» базами данных, - подтверждает Руслан Гашимов: Это как коррупционная составляющая в некоторых организациях, так и хакерские атаки, и информация из общедоступных открытых источников: мы оставляем свои данные во многих местах - в почтовых службах, службах доставки, маркетплейсах.

Эксперт заявил, что мошенники тщательно запутывают следы, но «добраться» до них можно:

- Как правило, они используют интернет-звонки, технологии ip-телефонии… Они могут дозваниваться как в обычные GSM-сети, так и в мессенджеры. Бывает, аферисты и сами не знают, куда дозвонились. Но они всегда готовы ответить на вопрос: «А почему вы звоните в мессенджер?» У них есть заготовленный скрипт. Несмотря на использование сложных цепочек технической конспирации, при выполнении определенных действий мы можем установить источник, из которого был инициирован вызов. К сожалению, в большинстве случаев это оказываются заграничные ресурсы.

Старые приемы уходят в прошлое, новые появляются

Почему люди начинают безропотно выполнять указания незнакомых собеседников?

- Это совокупность приемов, в том числе и психологического давления, и т.н. социальной инженерии, и умение апеллировать имеющейся информацией о потенциальной жертве (например, об ее сбережениях). Используют аферисты и современные технологии: например, «рисуют» красивые удостоверения и другие документы. Подмена номеров уже уходит в прошлое благодаря общим усилиям разных служб: например, из-за технических блокировок со стороны Роскомнадзора. Но это не мешает мошенникам уходить в мессенджеры.

Какие новые схемы используются? Об одной из них рассказала Юлия Чаленко:

- Эта схема связана с приглашением на личный прием в Центробанк. Если раньше жителям звонили мошенники, представлялись сотрудниками Банка России и пытались выманить какие-то личные данные, то теперь аферисты пошли дальше. Новая легенда выглядит так: мошенник не только звонит от имени Центробанка, но и отправляет на электронную почту сообщение с приглашением на личный прием в Банк России. И письма эти начинаются с обращения по имени-отчеству, что вызывает некое доверие. В них указывается время приема и настоящий адрес Центробанка в регионе проживания жертвы. Мошенники подменяют электронный адрес на вызывающий доверие - указывают домен Банка России – cbr.ru. Само приглашение – только повод вступить в контакт, расположить потенциальную жертву, вывести на доверительный диалог и затем уже выманить у нее персональные данные, номер банковской карты, смс-коды, либо побудить перевести деньги.

По мнению заместителя управляющего, распознать обман несложно:

- Если человек сам не обращался с запросом в Центральный банк, то ему не может прийти подобное приглашение. Сотрудники Центробанка их не инициируют и не используют граждан для выявления или предотвращения правонарушений. Если у вас есть сомнения, то для уточнения любой информации можно позвонить в контактный центр Банка России по бесплатному номеру, указанному на сайте. Для мобильных телефонов это короткий номер 300.

В любых случаях надо оценить ситуацию со стороны, прежде чем действовать.

- Надо понимать, что сама разыгрываемая ситуация будет нетипична и нехарактерна для разных организаций, служб, государственных и правоохранительных органов. Они не могут требовать выполнять действия, связанные с финансами и предоставлять персональную информацию, - предупредил Гашимов.

- В современных смартфонах есть возможность блокировать не только спам-номера, но и все остальные, которые отсутствуют в списке контактов. Этот способ оградить себя от мошеннических звонков в большей степени подойдет пожилым людям. Увы, он не защитит от звонков в мессенджерах, - добавил начальник отдела.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Глава МВД Красноярского края предложил ограничить внесение денег через банкомат

Речицкий отметил, что количество преступлений, связанных с хищением денег с банковских счетов, в 2023 году возросло практически на 40% (подробнее).

«Требуют действовать быстро, переводить деньги срочно и сохранять все в тайне»: эксперт рассказал красноярцам, как не поддаться на уловки мошенников

Бесстрастные цифры говорят о том, что обуздать мошенничество пока не удается. Почему? Эксперт рассказал об этом (подробнее).