Премия Рунета-2020
Красноярск
+12°
Boom metrics
Что происходит
Эксклюзив kp.rukp.ru
20 марта 2024 10:41

Лечили от одного, а умер от другого: сколько можно отсудить за врачебные ошибки и нерасторопность медиков

Какие компенсации назначает суд за неправильные диагнозы и лечение
Врачебные ошибки заставляют пациентов и их родственников обращаться в суд.

Врачебные ошибки заставляют пациентов и их родственников обращаться в суд.

Фото: ЛЕНЦ Мария | Архив КП

Кто заплатит за врачебные ошибки, причем в прямом смысле? Судебная практика показывает, что за промахи медиков обычно «раскошеливаются» организации, в которых они работают.

Конечно, здоровье и жизнь бесценны. Никакие деньги не способны возместить перенесенные пациентами страдания или восполнить смерть близких. Но требование компенсации – один из способов наказать виновных.

Корреспондент «КП-Красноярск» изучил судебные дела и выяснил, какие суммы возмещения морального вреда могут получить в реальности жертвы халатности врачей или родственники пациентов.

100 тысяч морального вреда: неправильный диагноз

В 2021 году Красноярский краевой суд рассматривал громкое дело: вдова умершего пациента пыталась взыскать с Ермаковской районной больницы миллион рублей морального ущерба.

Ее муж обратился за помощью к врачам с жалобами на сильные боли в груди и левом плече. Сотрудники больницы поставили ему неверный (как позже выяснилось) диагноз - остеохондроз и назначили лечение. После возвращения домой мужчине стало хуже, и он в тот же день скончался. Причиной смерти оказались острая коронарная недостаточность и острый инфаркт миокарда.

Суд отметил, что неправильный диагноз и лечение от другого заболевания неизбежно привели к ухудшению состояния больного и это «явилось одним из факторов, способствовавших скорейшему наступлению неблагоприятного исхода».

В итоге женщине, потерявшей близкого человека, присудили 100 тысяч рублей компенсации морального вреда. Кроме этого, с больницы взыскали около 20 тысяч - расходы на проведение судебно-медицинской экспертизы.

Почти 200 тысяч: сломали челюсть во время удаления зуба

В 2023 году житель Минусинска пришел в частную стоматологию со сколом зуба. После осмотра врач настоял на удалении моляра. Чем это обернется – пациент и в страшном сне не мог себе представить.

Во время операции, которая длилась около 40 минут, мужчина услышал треск. Одновременно с этим его челюсть, несмотря на анестезию, пронзила резкая боль. Доктор пользовался молотком. Он «успокоил» больного: возможно, сломана челюсть. Но на рентген его почему-то не отправил. Ограничился визуальным осмотром, после которого ободрил, что все хорошо. И отправил домой, рекомендовав попить обезболивающее. Но боль после визита к стоматологу упорно не проходила.

Спустя несколько дней обеспокоенный мужчина сделал рентген. Специалисты из другой медорганизации поставили неутешительный диагноз: «перелом нижней челюсти в области тела справа без смещения отломков». Его подтвердили и в районной больнице, где пострадавшему назначили лечение и диету с употреблением тертой пищи.

Попытки пациента «разойтись» мирно с клиникой, где ему доставили столько проблем, не привели к успеху. Ответа на письменную претензию мужчина так и не дождался. Ему ничего не оставалось, как обратиться в суд. Причиненный моральный вред он оценил в полмиллиона рублей.

Судебный процесс длился несколько месяцев, и в конечном итоге в январе 2024 года Красноярский краевой суд поставил в нем точку. Минусинец получил 130 тысяч рублей морального вреда за сломанную челюсть, три тысячи сто рублей - за неудачное лечение, 230 рублей – в качестве компенсации убытков. Кроме этого, клиника заплатит 66665 рублей штрафа.

40 тысяч морального ущерба: несвоевременная медицинская помощь

Несвоевременное оказание медицинской помощи – еще один повод судиться и наказывать медучреждения рублем. При этом пациента не должно волновать, почему к некоторым специалистам на прием быстро не попасть. Есть сроки оказания помощи. А их невыполнение может стоить жизни, как это произошло с жительницей Хакасии.

23 марта 2022 года у нее нашли новообразование. История умалчивает, при каком обследовании это произошло. Женщине удалось попасть на прием к онкологу и на врачебную комиссию в онкодиспансере лишь 6 июля 2022 года. То есть, почти три с половиной месяца спустя! Драгоценное время было упущено. В итоге спасти пациентку не удалось.

Ее сестра подала в суд на «Абаканскую межрайонную клиническую больницу» и «Республиканский клинический онкологический диспансер». Она требовала взыскать с них компенсацию за некачественное оказание помощи близкому человеку, которое привело к летальному исходу.

Суд встал на ее сторону и отметил, что обследование больной хоть и было проведено в полном объёме, но никак не укладывалось в установленные минздравом России сроки предоставления онкологической помощи.

Абаканский городской суд рассматривал это дело в 2023 году и решил компенсировать моральный вред «в связи с несвоевременным оказанием медицинской помощи». Правда, назначенная сумма оказалась весьма скромной: 40 тысяч рублей с двух медучрежений. Кроме этого, они оплатили расходы: госпошлину (по 150 рублей) и проведение экспертизы (около 21 тысячи рублей с каждой организации).

Более 450 тысяч рублей: последствия необоснованного отказа в госпитализации

Истории с продолжением в зале суда, когда пациента отказывались положить в больницу – далеко не единичные. Пример десятилетней давности хочется привести, так как больному удалось высудить ощутимую (даже по сегодняшним меркам) сумму компенсации. Да и сам случай вопиющий.

В ноябре 2014 года мужчина дважды в один и тот же день обращался за помощью в красноярскую больницу - БСМП имени Н.С. Карповича. Утром его привезли туда на скорой с подозрением на острый аппендицит. Но не оставили: отправили домой, списав недомогание на дискинезию кишечника. Три часа спустя его доставили еще раз. К этому времени состояние только ухудшилось: к сильным болям в животе добавились тошнота и рвота. Человека, поступившего в приемный покой осмотрел другой доктор. И поставил диагноз: пищевое отравление. После промывания желудка пациента снова отказались госпитализировать.

Его состояние продолжало ухудшаться: добавилась высокая температура, которую не удалось сбить. На третий день мучений мужчина обратился в другую больницу. Там взяли анализы и провели обследование, включая УЗИ брюшной полости, чего раньше не было сделано. На этот раз, диагноз оказался верным: острый аппендицит. Уже успел развиться гнойный перитонит. Мужчину срочно прооперировали.

Встав с больничной койки, пострадавший подал иск на больницу, в которой его отказались госпитализировать. В нем он отметил, что это привело к тяжелым послеоперационным последствиям. Дело дошло до Красноярского краевого суда. Горожанин посчитал справедливым заявить один миллион рублей компенсации морального вреда, а также возместить расходы на экспертизу – 15 тысяч рублей. Позже было добавлено еще одно требование - выплатить потребительский штраф. Суд снизил сумму морального вреда, но в общей сложности чуть не умерший от воспаления аппендикса истец получил свыше 450 тысяч рублей.

Более миллиона рублей: младенца не сразу положили в больницу, а потом не спасли

У 10-месячного мальчика поднялась температура, и его родители вызвали скорую. Медики диагностировали ОРВИ и рекомендовали вызвать педиатра при ухудшении состояния. Температура не спала до следующего вечера, и родные малыша снова набрали «103». На этот раз, его доставили в Емельяновскую районную больницу под Красноярском. Там дежурный врач поставил диагноз - «афтозный стоматит», выписал лекарства и отпустил домой, посоветовав обратиться к участковому педиатру. Дальше ситуация начала развиваться стремительно. Вызванный на дом врач был категоричен: госпитализировать младенца. В районной больнице приняли решение доставить его в Красноярскую межрайонную детскую клиническую больницу № 1. Там поставили диагноз: «ОРВИ, подозрение на менингоэнцефалит». Состояние маленького пациента продолжало ухудшаться, и вскоре его перевели в реанимацию и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Позже него остановилось сердце. Спасти мальчика не удалось.

Его убитый горем отец начал судиться с больницами, считая, что неправильные действия врачей лишили его сына. Эксперты не установили прямой причинно-следственной связи между действиями медработников и смертью ребенка. Но отметили, что «недостатки снизили эффективность лечения, но не явились причиной смерти». С учетом этого суд признал право родителя требовать компенсацию морального вреда.

Красноярский краевой суд, в котором рассматривалось дело в 2017 году, согласился с тем, что «допущенные недостатки не явились причиной смерти младенца, но способствовали утяжелению течения заболевания». Ошибками врачей назывались, например, поздняя госпитализация и назначение противовирусной терапии.

В итоге две больницы возместили моральный вред за смерть младенца - Красноярска межрайонная детская клиническая больница № 1 выплатила отцу ребенка один миллион рублей, а Емельяновская районная больница - 200 тысяч.

Комментарии юристов: помогут страховая компания, Росздравнадзор и копии документов

С чего начать пациентам отстаивание прав? Какие документы собирать?

- Лучше сразу обратиться с заявлением в страховую организацию, если речь идет о лечении по программе обязательного медицинского страхования. Также в таких ситуациях рекомендую обратиться в Росздравнадзор, который может провести проверку и оценить качество оказанной медицинской помощи, - пояснил президент коллегии адвокатов Енисейской Сибири Станислав Вахрушев: И, конечно, пациенту желательно получить копию медицинской карты. Это также поможет доказать, адекватная ли была оказана медицинская помощь.

- Начинать действовать нужно не с написания искового заявления, а со сбора медицинских документов. Собирайте все. Хранить их нужно не менее трех лет. Они помогут подтвердить, соответствовало ли лечение утвержденному регламенту, - добавил член Первой Красноярской коллегии адвокатов Николай Алмаев.