Премия Рунета-2020
Красноярск
-32°
Boom metrics
Общество10 ноября 2023 3:31

Итоги навигации-2023: по Енисею на север Красноярского края перевезено 3,3 миллиона грузов

Все енисейские суда вернулись на стоянку, успешно выполнив поставленные задачи
Северный завоз на Подкаменной Тунгуске

Северный завоз на Подкаменной Тунгуске

Навигация на Енисее завершилась. Суда поднялись верх по реке на зимнюю стоянку. 7 ноября с Севера вернулся последний отряд из 12-ти буксирных судов, привез 5 плавучих кранов и 35 барж. Закрыл навигацию ушедший с Казачинских порогов туер «Енисей». Теперь будут ждать следующей весны, чтобы вновь отправиться с грузами в путь, за тысячи километров. А пока Енисейское речное пароходство подводит итоги сезона.

Если измерять в цифрах, то в нынешнюю навигацию всеми судами компании «Норникель – Енисейское речное пароходство» было перевезено 3,3 миллиона тонн различных грузов, что на 6 % меньше запланированного. Вспомним, как это было.

К загрузке первых судов в Красноярском речном порту приступили в начале апреля, и уже в конце месяца флот отправился в путь. Как говорят сами речники – следом за кромкой ледостава. Сначала вскрылись и очистились ото льда реки Нижняя и Подкаменная Тунгуска. В пароходстве рассказали, что только по ним суда доставили в эту навигацию 35 тысяч тонн грузов. В разы больше их было доставлено в этом году по реке Большая Хета - по заказу «Роснефти» за весь навигационный период завезли 211 тысяч тонн важных для экономики края грузов. Сначала 174 тысячи тонн по весенней большой воде, потом за лето – еще 37 тысяч тонн.

Но основной объем, конечно, был направлен в порт Дудинки, он предназначался для Норильска: для структурных подразделений горнодобывающей компании, самого города и его жителей. Напомним, что и в прошлом году, и в нынешнем туда везли технику, материалы, оборудование, необходимое для реализации Серной программы. Этой осенью первый этап проекта был завершен. А завоз для второй очереди строительства немного сдвинут. Специалисты пояснили, что это связано с изменением поставок от зарубежных производителей на отечественных. По этой причине и объем перевозок к прошлому сезону снизился на 6%. Так что следующий год обещает стать для речников не менее напряженным.

Красноярский речной порт

Красноярский речной порт

Как рассказали в пароходстве, «дочерние» порты также успешно прошли эту навигацию. Например, Красноярский речной порт переработал 1,36 миллиона тонн, что примерно на 24% больше прошлого года. Лесосибирский порт выдал почти 1,6 миллионов тонн. Но это, по словам специалистов, связано не с отправкой на реку, а с работой входной железнодорожной станцией и общей загруженностью железнодорожных путей на востоке страны.

Генеральный директор предприятия Ольга Ксанф подытожила: нынешняя навигация прошла более спокойно по сравнению с 2022 годом. Прошлый год Енисей доставил немало хлопот - малоснежная зима, как следствие понижение уровня воды. Причем местами до критических отметок. Однако выход нашли:

- Приходилось перенаправлять грузы с Красноярского в Лесосибирский порт, а на «коротком плече» от Красноярска до впадения в Енисей Ангары суда курсировали загруженными на неполную осадку. Конечно, простых навигаций не бывает, и в этом году уровни воды местами были далеки от идеальных, но в общем компания провела полномасштабную навигацию в штатном режиме.

Есть и другая роль навигации, помимо экономической. Енисей для северных территорий края – это связь с большим миром. Там, где нет сухопутных дорог, приходят на помощь водные артерии. Нынешний год для великой сибирской реки можно считать юбилейным – навигации на Енисее исполнилось 160 лет. Он помнит еще деревянные баркасы и пароходы, с судоходством напрямую связано развитие отдаленных территорий края.

Лесосибирский речной порт

Лесосибирский речной порт

И в наше время эта значимость ничуть не уменьшилась. Сегодня Енисейское речное пароходство - самое крупное в Красноярском крае транспортное предприятие, осуществляющее перевозки грузов в бассейне Енисея. Флот составляет около 400 судов различного назначения – сухогрузы, танкеры, тягачи, баржи и другие. Заказано строительство еще 10 барж, первые из которых уже получены в 2022 году. Кстати, общая численность работников плавающего состава сейчас насчитывает более 1000 человек.

Сейчас судам предстоит ремонт и подготовка к следующей навигации. Как рассказали в пароходстве, на эти работы потратят на 16% больше прошлогодней суммы, а точнее - 1,23 миллиарда рублей. Зимний отстой и ремонт флота пройдет на трех основных ремонтно-эксплуатационных базах – Красноярском судоремонтном центре, Подтесовской РЭБ флота и Ермолаевской РЭБ, который специализируется на зачистке, отстое и ремонте нефтеналивного флота.

В 2024 году нужно будет перевезти 3,5 миллиона тонн грузов. По прогнозам специалистов Енисей не должен подвести и уровень воды в реке позволит выполнить все, что намечено.

Фото предоставлены пароходством