Премия Рунета-2020
Красноярск
+16°
Boom metrics
Общество1 марта 2024 3:49

Красноярский Коммунальный мост на момент постройки был одним из самых длинных автомобильных мостов в Азии – 2200 метров вместе с дамбой на острове Отдыха

Новая рубрика Красноярского краевого краеведческого музея и «Комсомольской правды»: 90 фактов из истории Красноярского края
Источник:kp.ru
Строительство Коммунального моста через Енисей. Транспортировка полусвода. 1958-1960. Фото: КККМ

Строительство Коммунального моста через Енисей. Транспортировка полусвода. 1958-1960. Фото: КККМ

За 90 лет в истории второго по площади субъекта Российской Федерации произошло немало важных и интересных событий, оставивших след в жизни страны и мира. О некоторых из них мы будем рассказывать в новой рубрике «90 фактов о Красноярском крае».

Факт №4. Красноярский Коммунальный мост на момент постройки был одним из самых длинных автомобильных мостов в Азии – 2200 метров вместе с дамбой на острове Отдыха

В конце 1930-х в Красноярске потребовалось построить постоянную автомобильно-пешеходную переправу через Енисей. В то время начинает активно застраиваться правый берег, здесь появляются первые промышленные предприятия, растёт население правобережья. Части города были связаны паромами, двумя катерами и железнодорожным мостом, по которому ходил пригородный поезд «Ученик». Зимой два берега соединялись по «леднику». В годы Великой Отечественной войны появилась понтонная переправа, использование которой было платным. Эксплуатация деревянного понтонного моста ежегодно обходилась городской казне в 1 млн рублей, на ночь понтоны приходилось разводить для работы навигации. Весной и осенью две части города оставались почти без связи друг с другом.

Абонемент № 89397 на проезд в один конец по понтонному мосту. 1955. Фото: КККМ

Абонемент № 89397 на проезд в один конец по понтонному мосту. 1955. Фото: КККМ

В 1955 году московский институт «Гипрокоммундортранс» разработал проект моста. В том же году министерство транспортного строительства СССР распорядилось перевести из Новосибирска в Красноярск мостостроительный отряд №7. В проекте длинна моста составляла 2.2 км, ширина – 24 м. Мост разделили на две части: первая часть из 5 сводов с пролётами 158 метров, вторая часть — через Абаканскую протоку — из 6 сводов и с пролётами в 30 метров.

Геодезические промеры до начала строительства моста через Енисей. Ул. Дубровинского между Краеведческим музеем и Речным вокзалом. 1955-1956. Фото: КККМ

Геодезические промеры до начала строительства моста через Енисей. Ул. Дубровинского между Краеведческим музеем и Речным вокзалом. 1955-1956. Фото: КККМ

После тщательного изучения дна и берегов начинается строительство. Опоры моста возводятся кессонным способом. Для стройки на острове Отдыха в рекордные сроки возводятся бетонный завод, который производил высококачественный бетон марки 600, деревообрабатывающий цех и полигон с пропарочными камерами, где делались железобетонные изделия. Уже на этапе строительства в проект вносятся изменения: по решению красноярского горисполкома посередине моста проложили трамвайные пути.

Работы велись в экстремальных условиях: зимой монтажники работали на высоте 30-40 метров над Енисеем в 30-градусный мороз. При смыкании арок мостов такого типа традиционно возводились страховочные опоры, что влекло за собой большой расход материалов и средств. Но в случае с Коммунальным мостом, несмотря на высокие риски, от этого отказались. Команда мостостроителей с ювелирной точностью выполнила смыкание арок.

Строительство завершилось в рекордные сроки в 1961 году, но перед вводом в эксплуатацию провели ряд тестов. На мосту выполняли различные упражнения 50 гружёных крупнотоннажных грузовиков «Татра». Грузовики проезжали мост на разных скоростях, а специалисты отслеживали «поведение» моста. Коммунальный мост прошёл проверку, он «дышал» и правильно «реагировал» на различные нагрузки.

Строительство Коммунального моста через Енисей. Транспортировка полусвода. 1958-1960. Фото: КККМ

Строительство Коммунального моста через Енисей. Транспортировка полусвода. 1958-1960. Фото: КККМ

17 октября 1961 года в 14 часов по красноярскому времени на Предмостной площади состоялся торжественный митинг в честь открытия моста.

В следующем 1962-м коллектив, возводивший мост, наградили Ленинской премией. Среди лауреатов – автор проекта Пётр Александрович Егоров и руководитель мостостроительного отряда №7 Николай Андреевич Богдзель.

Богдзель Николай Андреевич, лауреат Ленинской премии, начальник Мостоотряда № 7. 1959. Фото: КККМ

Богдзель Николай Андреевич, лауреат Ленинской премии, начальник Мостоотряда № 7. 1959. Фото: КККМ

Мост стал одним из символов столицы Красноярского края, в 1995 году его изображение поместили на банкноты номиналом 10 000 рублей вместе с часовней Параскевы Пятницы и плотиной Красноярской ГЭС. В 1997 году, в результате деноминации, банкнота с Красноярском стала 10-рублёвой.

Автор: Даниил Астахов, научный сотрудник отдела истории КККМ