Премия Рунета-2020
Красноярск
-20°
Boom metrics
Общество4 октября 2023 10:50

Начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» рассказал, как развивались подведомственные федеральные трассы, и какие масштабные проекты предстоит воплотить в жизнь

В 2023 году ФКУ «Упрдор «Енисей» отметит 27 лет со дня основания
Мост через реку Енисей на 45-м км автомобильной дороги Р-257 «Енисей».

Мост через реку Енисей на 45-м км автомобильной дороги Р-257 «Енисей».

В этом году ФКУ «Упрдор «Енисей» отметит 27 лет со дня основания. За эти годы введены в эксплуатацию сотни километров дорог, построены рассчитанные под современные нагрузки мосты, улучшено качество дорожного покрытия. О том, как развивались подведомственные федеральные трассы и что еще предстоит сделать, рассказывает начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» Рамиль Сенжапов.

Сегодня в оперативном управлении ФКУ «Упрдор «Енисей» находится 1798 километров федеральных автомобильных дорог, расположенных на территории трех субъектов: Красноярского края, Республики Хакасия и Тывы.

- Все три субъекта находятся в резко континентальном климате, при этом зима везде наступает в разное время. К примеру, в Тыве в конце сентября можно наблюдать осадки в виде снега и минусовые температуры. В то время как в Хакасии температура воздуха достигает 15 градусов тепла. В Красноярском же крае может быть ясно, а через час пасмурно. Поэтому крайне важно учитывать погодные условия при планировании работ, - рассказывает начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» Рамиль Сенжапов. - Так, в начале августа у нас начинается подготовка к зимнему периоду содержания подведомственной сети автомобильных дорог: заготовка необходимых материалов для обеспечения безопасного и бесперебойного проезда по федеральным трассам, подготовка специальной техники к предстоящему сезону, помещений для обогрева рабочих и водителей.

Начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» Рамиль Сенжапов

Начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» Рамиль Сенжапов

И землетрясения нипочем

Начальник управления особенно отмечает федеральную трассу Р-257 «Енисей», которая связывает Республику Тыва с Красноярским краем и центральными районами Восточной Сибири и проходит в основном по сложному высокогорному рельефу. Зимой здесь выпадает большое количество осадков, которые приводят к частому сходу лавин. При таких рельефных и климатических условиях республика может оказаться на время изолированной от других районов. Частые сходы лавин происходят на участке с 601-го по 603-й километр трассы.

- Учитывая данный фактор, в 2013 году на 601-м километре автомобильной дороги Р-257 «Енисей» была построена самая протяженная на территории России противолавинная галерея (1340 метров) полуоткрытого типа с армогрунтовой подпорной стеной, - продолжает рассказ Рамиль Сенжапов. - Благодаря специальной конструкции балок пролетного строения и верховой опоры искусственное сооружение способно выдержать большие нагрузки, в том числе землетрясение до девяти баллов. Противолавинная галерея принимает нагрузку от схода лавин на балки перекрытия и распределяет вниз по логу горы, что предотвращает сход лавин на проезжую часть.

Также особое внимание в ФКУ «Упрдор «Енисей» уделяют подготовке трасс к весенне-летнему периоду содержания, который начинается в конце марта. Это и устранение деформаций и дефектов дорожного покрытия, образовавшихся после зимы, и очистка элементов системы водоотвода, и приведение в порядок элементов обустройства. Целый комплекс работ.

Знаковая работа

Несмотря на сложные климатические условия, дорожная отрасль в регионах динамично развивается. За последние пять лет было построено, реконструировано и отремонтировано более 900 километров автодорог, свыше восьми тысяч погонных метров искусственных сооружений, а также почти 80 километров линий электроосвещения. Какие объекты начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» считает самыми знаковыми?

- Если брать в разрезе последних лет, то выделю участок реконструкции путепровода через Восточно-Сибирскую железную дорогу (ВСЖД) на 702-м километре автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в Красноярском крае, - отмечает Рамиль Сенжапов. - Необходимость в его реализации возникла по причине того, что существовавший путепровод был построен в 1967 году под старые нормативные нагрузки. Сниженная грузоподъемность путепровода ограничивала пропуск большегрузного транспорта в направлении Ачинск - Красноярск. Таким образом, фактически передвижение грузового транспорта на данном участке было запрещено, что препятствовало развитию экономики страны. При этом интенсивность здесь составляла более 15 тысяч автомобилей в сутки, что превышало пропускную способность участка и являлось причиной заторов. Кроме того, существующий путепровод проходил через ВСЖД, и в случае проведения работ на путепроводе приходилось ограничивать движение как на участке федеральной дороги, так и на железнодорожном.

Строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы на участке 1045 - 1061-й км (обход г. Канска), Красноярский край

Строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы на участке 1045 - 1061-й км (обход г. Канска), Красноярский край

Одним словом - необходимость реконструкции назрела. И в 2017 году начались строительно-монтажные работы, в ходе которых специалисты демонтировали старый путепровод и построили два новых, тем самым развязав транспортные потоки.

- Основание дорожной одежды выполнили из цементобетона, покрытие - из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона, - уточняет начальник управления. - После ввода объекта в эксплуатацию максимальная грузоподъемность составила 100 тонн. Грузовые транспортные средства смогли беспрепятственно, с комфортом, а главное - безопасно передвигаться по данному участку.

Долгожданная дорога

Еще один важный объект ввели в эксплуатацию в прошлом году: участок реконструкции автомобильной дороги Р-257 «Енисей» с 389-го по 397-й километр в Хакасии.

- Ввода данного объекта ждали все, поскольку указанный участок дороги является единственной транспортной артерией, по которой доставляются грузы из различных регионов Западной и Восточной Сибири. На территории соседней Республики Тыва железных дорог нет, поэтому все грузы туда доставляются с железнодорожной станции Абакан в Хакасии, в связи с чем интенсивность движения увеличивается по мере движения в сторону Черногорска, - подчеркивает Рамиль Сенжапов. - До начала выполнения работ движение автомобильного транспорта осуществлялось по двум полосам в обоих направлениях, при этом интенсивность движения в тот период времени составляла 11 тысяч автомобилей в сутки, что превышало пропускную способность участка.

Строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы на участке 1045 - 1061-й км (обход г. Канска), Красноярский край.

Строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы на участке 1045 - 1061-й км (обход г. Канска), Красноярский край.

Впрочем, все это еще было полбеды. Помимо низкой пропускной способности, этот участок являлся и аварийно опасным. В 2015 - 2021 годах здесь произошло 40 ДТП, в которых ранены 49 человек, восемь погибли. Основная причина - выезд на полосу встречного движения. Поэтому главной задачей реконструкции было увеличить пропускную способность и ликвидировать аварийно опасный участок дороги, поясняет начальник ФКУ «Упрдор «Енисей».

- В ходе выполнения строительно-монтажных работ техническая категория дороги повышена до первой за счет расширения проезжей части с двух до четырех полос, построен путепровод на Черногорск и поселок Усть-Абакан взамен существующих кольцевых развязок, - говорит Рамиль Сенжапов. - Таким образом удалось увеличить пропускную способность в два раза: до 20 тысяч автомобилей в сутки для легкового транспорта и до 28 тысяч для транзитного. Затруднений в движении, даже в «часы пик», с момента ввода объекта в эксплуатацию не было.

Реконструкция автомобильной дороги Р-257 «Енисей» Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией на участке 389 - 397-й км, Республика Хакасия.

Реконструкция автомобильной дороги Р-257 «Енисей» Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией на участке 389 - 397-й км, Республика Хакасия.

И еще один факт останется фактом: благодаря проведенным работам новых аварий на участке не зафиксировано (по результатам 2022 года и шести месяцев 2023 года).

Впереди много интересного

Останавливаться на достигнутом в ФКУ «Упрдор «Енисей» не намерены. Спрашиваем у Рамиля Сенжапова, какой он видит стратегию развития автодорожной сети.

- Наша приоритетная задача - обеспечение безопасного и бесперебойного движения на федеральных трассах, и в первую очередь этого можно добиться за счет строительства обходов городов и населенных пунктов, - отвечает начальник управления. - Эта мера позволяет вывести транзитный транспорт за пределы городской черты, тем самым устраняя загруженность основных транспортных артерий и увеличивая пропускную способность.

Так, корректировка проектной документации по объекту «Строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» на участке 1091 - 1119-й км (обход п. Н. Ингаша)» планируется в период с 2024 по 2026 год с последующим выполнением строительно-монтажных работ.

- Проектом будет предусмотрено строительство новой двухполосной дороги второй категории общей протяженностью 30 километров, скотопрогона, а также мостовых переходов через ручей без названия, рек Поймы и Крапивной, - делится подробностями Рамиль Сенжапов. - Строительство объездной дороги исключит пересечение с ВСЖД, обеспечит вывод транзитного транспорта из сельской черты, что значительно сократит время в пути, позволит осуществлять сквозные грузоперевозки и движение пассажирского транспорта на участке Красноярск - Иркутск в большем объеме за меньший временной промежуток, снизится негативное влияние транспорта на окружающую среду, что положительно скажется на безопасности дорожного движения.

Вместе с тем продолжается строительство обхода города Канска. Проект предусматривает строительство новой дороги общей протяженностью 18 километров с двумя полосами движения, а также мостового перехода через реку Кан протяженностью 284 метра.

- Ввод в эксплуатацию южного обхода города обеспечит быстрый и безопасный проезд для всех участников дорожного движения, исключит транспортные заторы, увеличит пропускную способность, а самое важное - позволит вывести весь транзитный транспорт из городской черты и снизит нагрузку на дорожную сеть Канска, - добавляет начальник ФКУ «Упрдор «Енисей». - Отмечу, что работа в данном направлении будет продолжаться. Впереди еще много интересных и социально значимых проектов.

Командная игра

По словам Рамиля Сенжапова, управление работает в тесном взаимодействии с руководством регионов. Ведь задача-то у всех общая.

- Все мы стремимся улучшить жизнь населения, а дорожная сфера - основа жизнеобеспечения любого государства, поэтому совместно с региональными ведомствами мы регулярно организуем совещания, где обсуждаем текущую ситуацию на дорогах, предлагаем варианты решения тех или иных ситуаций, а также рассматриваем перспективные планы по развитию сети автомобильных дорог, - отмечает начальник управления.

Например, в июле этого года состоялась рабочая встреча с временно исполняющим обязанности губернатора Красноярского края Михаилом Котюковым, в ходе которой было оценено текущее состояние строящегося обхода Канска, озвучены перспективы расширения федеральных трасс до четырех полос движения на аварийных участках с интенсивностью более 14 тысяч автомобилей в сутки.

- Отдельно отмечу совместную работу в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Управление курирует его реа-лизацию на территории трех субъектов. Наши специалисты совместно с региональным заказчиком регулярно проводят контроль качества работ. Выезжая на объекты, мы отбираем образцы покрытия, после чего в лаборатории проводим необходимые исследования, чтобы убедиться в качестве устроенной смеси. При выявлении недостатков выдаем предписания. Все замечания устраняются оперативно, - резюмирует начальник ФКУ «Упрдор «Енисей» Рамиль Сенжапов.

«При планировании работ учитываем возможность региона»

«Лето у нас начинается поздно, а зима - достаточно рано, то есть дорожно-строительный сезон крайне короткий, поэтому при планировании строительно-монтажных работ на сезон учитываем производственные мощности регионов. Для непрерывности строительного процесса мостов и путепроводов в зимнее время года используем строительные тепляки, которые обеспечивают поддержание тепловой температуры внутри конструкции. При приготовлении асфальтобетонной смеси для дальнейшей укладки покрытия используем специальные модифицирующие добавки, которые значительно улучшают физико-механические свойства асфальтобетонной смеси, что положительно сказывается на сроке службы покрытия», - объясняет Рамиль Сенжапов.

Планы ФКУ «Упрдор «Енисей» на 2023 год

В 2023 году на федеральной сети в Красноярском крае планируется ввести в эксплуатацию 18 километров новой дороги и мост через реку Кан, а также отремонтировать 20 километров.

- Ключевой объект года - строительство трассы Р-255 «Сибирь» на 1045 - 1061-м километрах (обход Канска), который реализуется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», - отметил Рамиль Сенжапов.

Кроме того, в этом году после ремонта ФКУ «Упрдор «Енисей» введет три участка трассы Р-255 «Сибирь»: с 704-го по 706-й километр, с 714-го по 721-й километр, с 1142-го по 1153-й километр. Дорожники заменят покрытие, укрепят обочины, нанесут разметку. На первых двух участках отремонтируют семь водопропускных труб, установят дорожно-знаковую информацию.

- Также в течение этого года приведем в норматив более десяти километров трассы Р-257 «Енисей» в Тыве. Работы развернутся в Овюрском районе республики на 1061 - 1066-м километрах, 1105 - 1110-м километрах и 1115 - 1116-м километрах, - поделился планами начальник Управления. - На всех объектах специалисты полностью заменят дорожную одежду, укрепят обочины и кюветы. Для обеспечения безопасности дорожного движения проведут комплекс работ по обустройству: установят новое барьерное ограждение, знаки, сигнальные столбики, а также нанесут разметку. В ходе капремонта участка трассы с 1061-го по 1066-й километр увеличат ширину проезжей части до нормативных значений, заменят водопропускную трубу и устроят организованный водоотвод.

Реконструкция путепровода через ВСЖД на 702 - 775-м км автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск, Красноярский край.

Реконструкция путепровода через ВСЖД на 702 - 775-м км автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск, Красноярский край.

Продолжатся работы и на искусственных сооружениях. В частности, в этом году планируется ввести в строй мосты через реки Уюк и Хондергей.

А в это время

ФКУ «Упрдор «Енисей» продолжает работы по капитальному ремонту участка с 852-го по 878-й километр трассы в Березовском и Манском районах Красноярского края.

- Объект крайне важен не только для региона, но и в целом для Сибирского федерального округа, поскольку с реализацией проекта в два раза увеличится пропускная способность отрезка трассы, где в сутки интенсивность транспортного потока составляет около 11 тысяч автомобилей, - рассказали в управлении. - Особенностью является наличие неэксплуатируемого участка автомобильной дороги, который будет восстановлен, движение станет четырехполосным, а транспортные потоки будут разделены металлическим барьерным ограждением.

Реализация объекта разделена на четыре этапа. Ввести объект в эксплуатацию планируется в ноябре 2025 года.