Премия Рунета-2020
Красноярск
+16°
Boom metrics
Общество25 апреля 2022 9:37

Сергей Журавлев: Мошенники используют наши сомнения и страхи

Сейчас все прислушиваются к новостям, обсуждают последствия санкций, в том числе в вопросах финансовой стабильности. Пока люди принимают решение, что делать с деньгами, как перестроить свои платежные привычки, активизируются мошенники

Фото: Мария ЛЕНЦ

О схемах обмана говорим с управляющим Отделением Красноярск Банка России Сергеем Журавлевым.

- Сергей Николаевич, я правильно обозначил тенденцию?

- Да, вы правы. Во времена, когда у людей появляется повышенная тревожность, когда они решают свои финансовые вопросы, прислушиваются к мнению окружающих, дающих советы, активизируются мошенники. Они уже все подготовили, продумали, рассчитали. И почва очень благоприятная — та самая тревожность и в некоторых случаях хаотичное принятие решений людьми. С каждым изменением в наших финансовых привычках появляются вопросы у людей, они пытаются разобраться в сути. А у мошенников есть «ответы».

Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России

Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России

- Например?

- Как только в марте появилась новость об отключении банков от международной системы межбанковских сообщений SWIFT, мошенники тут же вышли с объяснениями, что из-за этого клиенты банков могут потерять деньги на своих счетах. Как и в некоторых мошеннических схемах, используемых ранее, они стали предлагать людям перевести деньги на «безопасный» счет. Как вы понимаете, таких счетов нет, а деньги, переведенные по такой инструкции, уходят мошенникам. Также злоумышленники могут запугивать людей информацией, что из-за отключения банков от SWIFT перестанут работать банковские карты, да сейчас не только в связи с отключением от SWIFT эти слухи распространяются, а также с прекращением работы платежных систем Виза и Мастеркард в России. Но мошенники уже придумали, как нам этого избежать (вы понимаете, что я говорю это в переносном смысле). Так вот они просят продиктовать реквизиты карт для внесения их в безопасный список. Подчеркну, что деньги клиентов в российских банках на всех счетах, в том числе карточных, остаются доступны своим владельцам в любой момент. Система SWIFT и уход платежных систем никак не связаны со сбережениями людей.

- Недавно мы говорили, что многие схемы связаны с инвестированием? Сегодня людям есть дело до инвестиций?

- Конечно. Многие сейчас думают, как правильно распорядиться своими деньгами. Расскажу не новую схему, но пример того, как затягивают в эти псевдо инвестиционные проекты. Люди, например, реагируют и отзываются на слово криптовалюта. Не особенно понимают суть, но красивые комбинации слов привлекают. Человек обращает внимание на рекламу выгодных инвестиций в ту же криптовалюту, заходит на сайт, видит хорошо оформленный ресурс, интересные описания, менеджер в чате быстро реагирует на его вопросы, предлагает попробовать инвестировать. Клиента заверяют, что сделать это можно на небольшую сумму, например, 100 или 500 рублей. Дальше клиента «ведут» некоторое время, выплачивая ему еженедельный доход от инвестиций. И подводят к тому, чтобы он вложил более крупную сумму, которая принесет точно такой же доход в процентном соотношении. Как вы понимаете, когда человек переводит эти деньги, начинаются технические проблемы. Ошибка на сайте, странные ответы менеджера в чате о том, что идет обработка платежа, надо подождать. На самом деле сыграв на алчности клиента, деньги забирают мошенники, замаскированные под инвестиционную компанию.

- А как проверить заранее, можно ли с этими ребятами иметь дело? Или рекомендация простая — вообще не вступать в сомнительные проекты?

- В случае с инвестированием следует проверять, имеет ли организация лицензию, которая позволяет ей быть посредником на российском финансовом рынке. На сайте Банка России это можно сделать очень просто. На стартовой странице есть раздел «Проверить финансовую организацию», проваливаетесь туда и видите разные реестры. Там же ниже есть список компаний с признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. Стоит и в него заглянуть, может эти «ребята» там уже есть.

- Для людей более старшего возраста, которые на инвестирование и криптобизнес не среагируют, для них мошенники что придумали?

- Расскажу о схеме, с которой чаще могут сталкиваться люди пожилого возраста. Так, например, им могут позвонить якобы «из соц. обеспечения» и рассказать, что в стране проводится финансово-экономическая реформа и нужно срочно заменить все старые банкноты на новые. Пенсионеров заверяют, что это стандартная процедура, и к ним придут сотрудники, которым надо отдать все наличные, которые есть в доме для обмена. К сожалению, наши родственники, люди старшего поколения, пережившие несколько денежных реформ, сохранили тревожность, что могут что-то потерять, и в то же время у них осталось доверительное отношение к представителям гос. учреждений, а потому легче попадаются на уловки мошенников, которые действуют от имени социальных служб, Центрального банка, полиции или других официальных организаций.

- От представителей правоохранительных органов я слышал, что в Красноярском крае людей мошенники каким-то образом убеждают взять кредит и передать им все деньги. Не представляю, как человек может по собственной воле это сделать?

- Недавно разбирались с одной такой ситуацией. Мужчина рассказывает, что ему позвонили из банка, где он обслуживается, назвали его имя и попросили подтвердить, что он сейчас оформляет кредит на миллион рублей. А он действительно накануне общался с сотрудником банка, собирался взять кредит на машину, узнавал условия. Правда сумма его интересовала немного другая. Но разговор продолжился, и сотрудник банка сообщил, что если этот человек, назовем его Виктор, не сам сейчас оформляет кредит, то значит это делают мошенники от его имени, поэтому надо срочно принять меры. Виктору присылают ссылку на приложение, которое якобы нужно скачать, чтобы защитить данные и остановить мошенников. Виктор в панике, но будучи человеком, быстро принимающим решения, он тут же скачал приложение. Затем этот псевдо сотрудник банка попросил назвать код из СМС, еще какие-то данные, пароли, все это Виктор делал, думая, что пытается быстро уйти от нависшей угрозы. Дальше сотрудник банка сообщает ему, что все тщетно, к сожалению банк успел выдать Виктору кредит, но благодаря тому, что все делается оперативно, мошенники еще не получили доступ к деньгам. И чтобы точно защитить деньги, Виктор должен срочно снять их в банкомате и перевести на безопасный счет в банке-партнере.

- И даже тут Виктор не дрогнул и пошел?

- Говорит, что бегом побежал. Снял все деньги. И положил их в другой банкомат, даже поехал на такси к нему и все под диктовку этого «сотрудника банка». И номер счета, куда надо положить Виктору продиктовали. Когда все деньги были зачислены на «безопасный счет», лжесотрудник банка велел Виктору ждать следующего звонка с инструкцией, как закрыть кредит. Понятно, что не дождавшись звонка на следующий день, Виктора стали посещать неприятные сомнения. Он позвонил в банк, там ему сказали, что вчера он действительно взял кредит, а про «безопасный» счет там ничего не знают.

- И что это за зомбирование?

- Жертвы такого мошенничества часто говорят, что они были будто под гипнозом. Ввести в такое состояние подчинения и оперативного реагирования на все указания можно, используя тревожность и сомнения человека. Это приемы и уловки социальной инженерии. Мошенники подготовились к разговору, узнали ФИО Виктора, в каком банке он обслуживается. Эту информацию злоумышленники, скорее всего, получили в результате утечек персональных данных. О чем все стали так много говорить. С этой информацией надо обращаться аккуратно, не раздавать ее везде. Возможно, мошенники узнали, что у Виктора есть предварительно одобренный кредит. Сейчас есть возможность, как вы знаете, оформить кредит удаленно — но для этого мошенникам надо было взломать онлайн-банк Виктора. Именно для этого они убедили его скачать приложение, которое на самом деле открыло мошенникам удаленный доступ к его личному кабинету на сайте банка.

- Получается, что Виктор все отдал добровольно. По сути и винить надо самого себя.

- Действительно все происходило с согласия Виктора, его никто не принуждал и не заставлял. Он сам сообщал злоумышленникам секретные данные для подтверждения операций. Когда банк перечислил Виктору кредит, он снял эти деньги и опять же сам переложил на счет преступников через банкомат. Они оказались предусмотрительными, их даже найти непросто в такой ситуации. Если бы Виктор им перевел деньги, можно было бы зацепиться за реквизиты счета, а так он под диктовку вбил номер счета в банкомате. И уж точно не запомнил эти цифры.

И это я рассказал вам схему с кредитом, но не обязательно здесь может фигурировать кредит, это могут быть деньги со счета, которые человек снял и пошел в банкомат зачислять на «безопасный счет».

- Тогда схема мошенническая еще проще и короче. Главное, чтобы у жертвы было достаточно денег...

- Да, и это предостережение опять и для наших старших родственников. Работает это просто. Звонят бабушке из службы безопасности ее банка. Говорят, что с ее карты кто-то только что попытался украсть деньги. Они якобы операцию заблокировали, но деньги надо срочно перевести на некий безопасный счет, чтобы воры до них снова не добрались. Если бабушка не умеет переводить деньги в онлайн-банке, за ней присылают такси и везут в банкомат. Там она и снимает деньги, и под диктовку набирает счет для того, чтобы положить их, и также следов мошенников не остается.

- Банк не вернет Виктору и этой бабушке деньги?

- Если человек все делает по своей воле, передает деньги или платежные реквизиты свои, которые являются доступом к деньгам, мошенникам, банк за это не несет ответственности. И деньги не возвращает.

- Что надо делать? В полицию же надо в любом случае обращаться? А по кредиту платить…

- Да, надо писать заявление кредитору и подавать заявление в полицию. А пока идут разбирательства, придется Виктору платить по кредиту, чтобы не испортить кредитную историю.

- И все это, как вы говорите, социальная инженерия. А количество преступлений таких растет или снижается?

- Сумма по операциям, проведенным без согласия клиента, в России в прошлом году составила 13,5 млрд рублей – огромная цифра, годом ранее было 10 млрд. Киберпреступность растет. Социальной инженерии остается основным инструментом злоумышленников для хищений. Правда доля таких операций снизилась: в 2020 году их было 62%, в 2021-м стало 49%. К сожалению, в 2021 году наблюдался рост средней суммы одного хищения, совершенного с использованием приемов и методов социальной инженерии. Это привело к увеличению общего размера ущерба по операциям без согласия клиентов.

Поэтому надо людям повторять правила поведения, чтобы эта доля и дальше снижалась. Что надо запомнить:

- Если вам звонят якобы из банка и пугают, что ваши деньги вот-вот украдут, нужно положить трубку и самому перезвонить в банк. Телефон «горячей линии» можно найти на обратной стороне любой карты банка. Номер надо набрать вручную. Нельзя перезванивать по телефону, с которого вам только что звонили. В этом случае вы снова попадете к тем же мошенникам.

- Не торопитесь. Если банк выявляет подозрительную операцию, он приостанавливает ее на два дня. У вас есть время не только перезвонить в банк, но и дойти до отделения и там все выяснить. Злоумышленники требуют сделать все как можно скорее, чтобы не дать вам времени спокойно все обдумать и заподозрить обман.

- Не выполняйте никаких инструкций незнакомцев: не переводите деньги на указанные ими счета, не переходите по ссылкам из сообщений «от банка», не устанавливайте по их требованию мобильные приложения.

- Никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код (три цифры с обратной стороны карты), коды подтверждения операций из СМС, ПИН-коды.

Кроме того, всегда стоит здраво оценивать предложения, которые вам делает якобы сотрудник банка. Финансовые организации постоянно расширяют набор услуг, но такси пока еще не входит в число банковских сервисов. Если вы не ВИП-клиент, вряд ли банк пришлет за вами машину.

Если мошенникам все-таки удалось вас обмануть, нужно обратиться в полицию. Можно написать обращение и в Банк России.

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Часто так поступают люди?

- В 2021 году жители Красноярского края направили 164 обращения в Банк России, связанные с мошенничеством. 97 жалоб касались кибермошенничества. В 58 обращениях речь шла о социальной инженерии.

- И еще раз напомним про особенную осторожность сегодня.

- Да, в период, когда у людей появляется много вопросов, касающихся сохранности их денег, мошенники активизируются. При этом основные приемы остаются прежними — злоумышленники стараются вызвать страх у своей жертвы. Они убеждают, что действуют в интересах человека, а дальше подталкивают к передаче или переводу денег. В этих случаях главное правило — никому не сообщать персональные данные, данные своих карт и счетов. Мошенник может быть очень убедительным и четко отвечать на все дополнительные вопросы. У него может быть определенная информация о жертве. Он может звонить с подменного номера, похожего, например, на банковский. Это не должно вызывать доверие к звонящему. Следует положить трубку и перезвонить в банк по номеру, указанному на обороте банковской карты или на сайте банка.