Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
3 июня 2021 3:50

Сегодня ты НИКТО из интернета, а завтра о тебе узнают все: исповедь «террориста», которого завербовали в 15 лет

После трагедии в Казани Антон решился на откровенный разговор с «КП»
Старшеклассника Антона спецслужбы сумели остановить, когда он был на грани.

Старшеклассника Антона спецслужбы сумели остановить, когда он был на грани.

Фото: Мария ЛЕНЦ

С момента трагедии в Казани, когда объявивший себя богом подросток Ильназ Галявиев открыл огонь по детям и учителям 175-й школы, прошел почти месяц. Восемь минут кошмара, кровь, крики. Девять погибших, большинство из которых школьники, десятки раненых. Кто виноват в случившемся? - до сих пор обсуждают в соцсетях. А в информационной повестке едва ли не каждую неделю – новости: силовики предотвратили теракт в Норильске, Крыму, на Ставрополье… Потенциальных смертников ловили полностью готовыми, с запасом самодельного оружия, взрывными устройствами. Причем это были как зрелые люди, так и подростки. С одним из них удалось поговорить корреспонденту «Комсомольской правды – Красноярск».

Один у мамы

Старшеклассника Антона (имя изменено – прим.ред.) спецслужбы сумели остановить, когда он был на грани. Вместе с другими «причастными» - в паблике, ныне запрещенном - обсуждали теракт. Свою историю парень рассказал «КП»:

- Сейчас мне 20, окончил школу, учусь на экономиста. Такой с виду обычный человек, но… Если бы вы встретили меня лет пять назад или больше, вряд ли узнали бы - настоящий волчонок.

Мама растила меня одна. Я и она, больше у нас никого не было. Отца не помню, он ушел из семьи сразу после того, как я родился.

Ни бабушек, ни дедушек… Маме пришлось крутиться самой. На двух работах: в своей конторе, а потом еще таксовала. Уставала дико, приходила домой и падала.

Помню, как за другими детьми в школу приезжали папы, мамы. На дорогих машинах, хорошо одетые – как с другой планеты… Смотрел я на них, и все внутри ныло: почему у меня не так? Я что, урод какой-то?

Как-то был случай: мне разбили нос. Повод пустяковый: деньги трясли, я огрызнулся, да их и не было… Ну и досталось. Не сказать, чтобы сильно – обидно очень. Я жаловаться не привык, но тут не выдержал: пришел домой – сказал маме. Так хотелось, чтобы поддержала, утешила. А она: «Не реви, ты мужик. В следующий раз давай сдачи». Ага, мужик, в пятом классе-то… Про отца я не спрашивал, да мама и не рвалась откровенничать. Как будто уход отца ее сломал, замкнулась в себе.

Со временем я стал расторможенный, резкий, в старших классах особенно за языком не следил. Жил в своем мире – музыка, интернет.

Жить только в вирте

Я не суперобщительный, в реале был только один друг. Но и он переехал с семьей в другой город. Не скажу, что это подкосило, но я все больше был в вирте, и меня это устраивало.

Потихоньку подтянулись люди. Большинство тоже из проблемных семей, где родители, скажем так, употребляли. Сам я, кстати, таким не баловался. Пробовал травку, но не втянулся. А вот курил класса с третьего. Попросил у старшеклассников затянуться, они и дали – по приколу. Потом пошло-поехало.

Почти все время парень проводил в интернете, живое общение было сведено на нет.

Почти все время парень проводил в интернете, живое общение было сведено на нет.

Казалось, так легче.

Были на грани

… Это было в классе восьмом. Осень, уже темнело, депрессняк. Дома никого. Смотрел в соцсетях видосики, мемы, всякую дрянь, а что еще делать? И тут наткнулся на мем про... это все, в каком-то паблике. Зашел – проникся. И не удержался, откомментил под постом: «Жиза жизненная».

Ну-у-у-у… это было и любопытно, и жутковато. Стал искать инфу, что это за люди, Эрик и Дилан, которые стреляли 20 апреля 1999 года. Зачем они так сделали?

Дальше я создал фейковую страницу (не буду называть, в какой соцсети) и стал с нее писать таким же, как я. То есть людям из этого же паблика, кто активнее всего комментил.

Скоро образовался некий круг, мы чатились часами. Все были не под своими именами, естественно. Трое – из одного со мной города. И вот однажды кто-то намекнул: сколько можно болтать? Что, если устроить что-то такое? И что это должно быть: школа, детсад? Какое оружие использовать, где его взять? Как не спалиться?

Сейчас мне кажется, мы были близки к тому, чтобы решиться. Потому что все эти разговоры, они затягивали. М-м-м, давали ощущение власти, наверное. Осознания, что сегодня ты НИКТО из интернета, а завтра – о тебе могут узнать все.

«Просто хочу жить»

Видимо, такие паблики отслеживают, так что классе в девятом на меня вышли спецслужбы. Со мной побеседовали сотрудники: чего ты хочешь, зачем это тебе? Дальше был поход к психологу. Там я тоже рассказал всю правду.

Потому что никакие теракты уже не обдумывал. Просто как будто бы очнулся: «Оно мне нужно? Бред какой-то! Утопить все в крови, перечеркнуть свою жизнь – на фи-га?!». Понял, что элементарно хочу жить, а не это вот все.

В этой группе пробыл примерно до десятого класса. А потом все само собой сошло на нет. И сам повзрослел, и вмешательство силовиков сыграло свою роль, что уж тут.

Но были и другие случаи: одну знакомую из школы так обработали, что она втянулась 100%-но. Вместе с другими готовила теракт. И, насколько я знаю, все оооочень плохо для нее закончилось. Человек реально заработал себе (и родителям) проблемы.

Спецслужбы успели предотвратить возможное ЧП.

Спецслужбы успели предотвратить возможное ЧП.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Боль в ответ на боль

Я же решил окончательно: ни свою, ни чужую жизни гробить не буду. В десятом классе стал подзарабатывать. Сначала устроился курьером, потом барменом. Мест сменил много – где-то не оформляли из-за того, что несовершеннолетний, где-то не сходились характерами. В итоге в одной из «точек» я прижился, через какое-то время смог снять квартиру, съехать.

Теперь чувствую себя нормальным. Занимаюсь продажами, заочно учусь на экономиста. Пытаюсь наладить отношения с матерью. Получается ли? С переменным успехом.

Когда узнал про Казань, снова все всплыло. Вспомнил, как считал, что мир против меня.. Самому мне повезло, а кого-то остановить не успели. Как можно распознать таких людей? Подросток забит, весь в себе. Часто у него перепады настроения, слушает определенную музыку, это Lil Peep, Enemy, Marilyn Manson…

Такие люди даже могут открыто высказываться о своих планах. Поэтому родителям важно постоянно быть с ними на связи, контролировать, следить за состоянием. И, если нужно – даже мониторить соцсети, переписку, пусть тайно. Зато, если с ребенком что-то не так, вы сумеете это понять - вовремя.

Интерес школьника к деструктивным группам обнаружили быстро.

Интерес школьника к деструктивным группам обнаружили быстро.

Фото: Мария ЛЕНЦ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Стрельба в школе №175 в Казани. Полная хронология событий и последние новости на вечер 11 мая 2021 года

"КП" собрала полную хронологию событий страшного утра 11 мая. Рассказываем подробности стрельбы в школе №175

Девять жертв, 18 человек в больнице, из них двое в реанимации в крайне тяжелом состоянии. Таков итог страшного утра в гимназии №175 в Казани. Назвавшийся "богом" 19-летний юноша с ружьем наперевес ворвался в родную школу, чтобы отомстить за все обиды. "КП" восстановила полную хронологию событий (подробнее).