Премия Рунета-2020
Красноярск
0°
Boom metrics
Общество22 ноября 2017 8:01

Евгения Дорохова, учитель физики: «Важно не давать ответы в готовом виде»

Почему при подготовке к ЕГЭ так необходимо сотрудничество педагога и ученика и как помогает изучить предмет участие в олимпиадах
Источник:kp.ru
Евгения Дорохова: «Успехи наших учеников - это заслуга целого коллектива педагогов, а не одного учителя». Фото: из личного архива Евгении Дороховой

Евгения Дорохова: «Успехи наших учеников - это заслуга целого коллектива педагогов, а не одного учителя». Фото: из личного архива Евгении Дороховой

«Герои ЕГЭ – «Отличники просвещения» - так мы назвали новый проект «Комсомольской правды» при поддержке издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», посвященный школьным учителям Красноярского края.

Этой осенью мы познакомим вас с уникальными педагогами, чьи ученики побеждают во всероссийских олимпиадах, сдают ЕГЭ на 100 баллов, поступают в ведущие вузы страны. Эти учителя – наша гордость, а их воспитанники - наш золотой фонд.

Сегодня мы познакомимся с учителем физики лицея №7 города Красноярска Евгенией Дороховой.

Физику выбирают избранные

- Это очень сложный предмет, - считает учитель с 20-летним стажем Евгения Дорохова. – Во-первых, нужно понять очень широкий спектр природных явлений, во-вторых, физика опирается на сложный математический фундамент, без математики невозможно изучать физику.

Слова педагога подтверждаются и статистикой краевого "Центра оценки качества образования": ЕГЭ по физике выбирают только 23-24% выпускников, в основном, юноши (около 75%), и эти данные близки к среднему показателю по России и не меняются уже несколько лет.

Фото: из личного архива Евгении Дороховой

Фото: из личного архива Евгении Дороховой

В Красноярском крае от 81 до 100 баллов ежегодно получают всего 2-3% от количества сдающих, а высший балл – только 1-3 человека. Например, в этом году их было двое: выпускник лицея №7 Красноярска и школы №101 Железногорска.

- У нас физику сдают примерно половина выпускников, средний балл 75-80 и каждый год есть 95-100 баллов. Конечно, все они поступают в ведущие вузы страны на бюджетные места. Например, Богдан Мороз, получивший высший балл в этом году, поступил в Московский государственный университет, он закончил у нас «Роснефть-класс» и выбрал профессию геолога, - рассказывает Евгения Михайловна.

10 часов физики в неделю

Интересно, что список учебных заведений края, показывающих самый высокий результат ЕГЭ по физике, возглавляет школа №7 города Шарыпово: 40% сдают на 81-100 баллов, у остальных лучших школ – 20% и меньше.

Но в целом все же лидируют лицеи и гимназии: здесь есть профильные классы и уроков физики намного больше, чем в обычной школе. О том, как устроено изучение физики в лицее №7, рассказывает Евгения Дорохова:

- У нас есть инженерные классы, лицейские физико-математические классы и есть классы СФУ, в них учатся дети со всего региона. Живут они в интернате СФУ, 5 дней в неделю занимаются в нашем лицее, один день – в университете. Если в обычной школе два урока физики в неделю, у нас – 8-10. В том числе четыре часа – олимпиадная физика для особо одаренных детей. С ними занимаются несколько учителей плюс преподаватели СФУ, поэтому успехи наших учеников – это заслуга целого коллектива педагогов, а не одного учителя. Что касается ЕГЭ, то никакого натаскивания нет, мы изучаем предмет и я подсказываю, с какими пособиями они могут поработать самостоятельно, чтобы подготовиться к заданиям ЕГЭ. Если есть вопросы – вместе ищем ответы, здесь очень важно не давать готовые знания. Гораздо эффективнее показать путь к ним. Еще в нашем лицее есть платные курсы по подготовке к ЕГЭ, стоимость символическая, группы не больше десяти человек, к нам даже из других школ приходят.

Кстати, и сама Евгения Михайловна учится постоянно. Только в 2016 году она шесть раз повышала квалификацию на различных курсах, в том числе ездила в Сочи на семинар по работе с одаренными детьми. В этом году Евгения Дорохова стала победителем конкурса СФУ в номинации «Учитель-партнер СФУ».

Учитель – ускоритель

О своей роли в учебном процесс Евгения Михайловна рассказывает очень образно:

- Я – пастух, который доведет коня до водопоя, но пить воду конь должен сам! Еще одна важная роль учителя – ускорение процесса познания. Информации очень много, и он помогает не потеряться в этом море, акцентировать внимание на самом главном, быстрее и точнее находить ответы. Я сторонник того, чтобы дети больше работали самостоятельно. И еще очень много зависит от родителей. У нас в лицее есть электронный журнал, это помогает держать постоянную связь. Точно могу сказать, что без поддержки родителей высокий результат маловероятен. Они обеспечивают ребенку эмоциональную поддержку, часто, разбираясь в предмете, занимаются с ним. И, конечно, важна материальная поддержка: поездки на олимпиады, дополнительные платные курсы. По физике у нас есть победители и призеры в городе и крае, бывают призеры и на российском уровне, по астрономии ученики Веры Алексеевны Мандрык уже пять лет подряд – призеры российских олимпиад.

Три кита: золотая медаль - красный диплом - олимпиады

Вот как Евгения Дорохова рассказывает о выборе профессии:

- Мы были последними комсомольцами, спортом занимались, учились, ездили на предметные олимпиады. У меня физика хорошо шла, пятое место в Красноярском крае, сейчас это считается призовым местом. Благодаря классному руководителю я выбрала профессию учителя, а успех на олимпиадах по физике определил предмет.

После окончания школы она приехала в Красноярск, поступать на физический факультет госуниверситета:

- Вступительные экзамены стали настоящим приключением: на первом экзамене получила пятерку, и меня зачислили как золотую медалистку. А поступала я вместе с будущим мужем, с друзьями, мне же надо им помочь на математике! Упросила не отбирать «бегунок», по которому пропускали на экзамен, мол, маме хочу пятерку показать. Пришла на математику, всем решила задачи, мне-то самой не надо, я же поступила. Начала учиться, после рождения дочки ушла в академический отпуск, а когда вернулась, в учебной части придрались к какой-то формальности, сказали еще годик отдохнуть, и тогда я забрала документы и отнесла их в педагогический институт, который закончила с красным дипломом. Было это в 1997 году, ни денег, ни жилья. Жили и в Красноярске, и в Минусинске, работа мне везде нравилась, а трудовая книжка вся исписана, – и все из-за жилищной проблемы. Последние пять лет работаю в лицее, выбирала школу поближе к дому, пришла в начале сентября, нагрузки не было, я сказала директору, что у меня золотая медаль, красный диплом и опыт подготовки детей к олимпиадам. И меня взяли. Самое интересное, что здесь я встретила учителя математики, Любовь Аверьяновну Семенову, у которой училась в школе в Северо-Енисейске! Чем мне нравится работа в нашем лицее? Здесь очень ценится результат, успех, и если они есть, администрация помогает, поддерживает, для учителя это чрезвычайно важно. У нас прекрасная материальная база для изучения физики: есть класс-лаборатория, компьютерный класс и аудитория для теоретических занятий. Здесь очень хорошие дети, с ними приятно работать, они настоящие звезды в учебе, нацелены на науку, на хорошее образование. Мы с ними много времени проводим вместе и во внеурочное время: ходим на пейнтбол, на боулинг, в театр. Все мои успехи и награды – только благодаря им!

Не пропустите!

«Комсомольская правда» благодарит за поддержку проекта издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и приглашает педагогов познакомиться с новинками школьных учебников, учебных тетрадей и пособий на сайте lbz.ru.

Следующий выпуск проекта «Герои ЕГЭ – «Отличники просвещения» 6 декабря.

.

.

Реклама