2017-10-25T07:04:56+03:00

Вилена Снегирева, учитель информатики: «Мои ученики к репетиторам не ходят»

Как добиться высокого среднего балла по ЕГЭ, чем помогают и чем мешают родители и почему нельзя ругать детей за ошибки
Вилена Снегирева: «Мои дети знают язык программирования с++, им потом легче учиться в вузе. Я им говорю, можно ехать к цели на самокате, а можно – на машине. Доедут оба. Но потраченные время и силы будут разные. Вы на чем хотите ехать?»Вилена Снегирева: «Мои дети знают язык программирования с++, им потом легче учиться в вузе. Я им говорю, можно ехать к цели на самокате, а можно – на машине. Доедут оба. Но потраченные время и силы будут разные. Вы на чем хотите ехать?»Фото: Личный архив
Изменить размер текста:

«Герои ЕГЭ – «Отличники просвещения» - так мы назвали новый проект «Комсомольской правды» при поддержке издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», посвященный школьным учителям Красноярского края.

Этой осенью мы познакомим вас с уникальными педагогами, чьи ученики побеждают во всероссийских олимпиадах, сдают ЕГЭ на 100 баллов, поступают в ведущие вузы страны. Эти учителя – наша гордость, а их воспитанники - наш золотой фонд.

Сегодня мы познакомимся с учителем информатики и ИКТ лицея № 174 города Зеленогорска Виленой Снегиревой.

100 баллов по ЕГЭ - почему получается не у всех?

Получить высший балл на экзамене - это не так сложно, считает Вилена Сафовна. Но тогда почему не у всех это получается?

- Дети ошибаются, и это нормально, они же не роботы! И тут неважно, фактическая ошибка или техническая. Один неверный ответ - и вот уже не 100, а 97 баллов, два неверных - 94 балла. Очень часто детей сбивают с толку мудреные формулировки из серии «попробуй догадайся». Но это же не олимпиада, это просто проверка знаний. В итоге ребенок нервничает, тратит время. Зачем это делают - непонятно, стресса и так хватает. Особенно обидно, когда правильный ответ записан не в ту строчку. Поэтому надо настраивать на то, что во время экзамена ребенок заполняет документ, и делать это нужно очень внимательно.

Начиная с 2012 года, один ее ученик сдает на 100, еще 4-5 набирают выше 90 баллов, средний балл 85 - это очень высокий результат! Особенно если учесть, что в классе Вилены Сафовны из 25 выпускников 20 выбирают ЕГЭ по информатике.

Вилена Снегирева: «Мои выпускники выбирают не школу, а IT-компании, хотя мне говорят, как же нам повезло, что вы не ушли в программисты, а стали учителем!» Фото: Личный архив

Вилена Снегирева: «Мои выпускники выбирают не школу, а IT-компании, хотя мне говорят, как же нам повезло, что вы не ушли в программисты, а стали учителем!»Фото: Личный архив

Из чего складывается успех на ЕГЭ?

Учитель с 25-летним стажем сформулировала для себя, учеников и родителей, как добиться высокого результата на ЕГЭ.

- Прежде всего, это труд самого ребенка. Это самое главное! Если он работает в классе, выполняет домашнюю работу, то будет знать предмет.

В-вторых, очень важен настрой родителей. Если они говорят: «Ну сдай как-нибудь, и ладно», - то это очень опасно! Ребенок доверяет маме или папе, даже если внешне это не проявляется, и когда они занижают планку, стремление к результату пропадает.

- Но, может, родители просто оберегают своего ребенка от стресса, от страха перед экзаменом?

- Роль учителя - правильно определить возможности ученика, его программу-минимум и программу-максимум, это третья составляющая высокого результата на ЕГЭ. А роль родителей - поверить и помочь, создать уверенность и комфорт. Мне после экзамена родители говорят: «Если бы не вы, я бы не поверила, что он сможет».

Как готовиться к ЕГЭ?

«Мои ученики не ходят к репетиторам», - говорит Вилена Снегирева и рассказывает, как она выстраивает работу по подготовке к ЕГЭ:

- У нас физико-математический лицей, в 10 -м и 11-м классах 4 урока информатики в неделю плюс 2 часа лабораторных работ, на которых мы готовимся к олимпиадам, чемпионатам и к ЕГЭ. К ЕГЭ - только в 11-м классе и только последнюю четверть. Дети начинают волноваться с января, почему мы не готовимся, в других школах уже готовятся. Но я считаю и убеждаю в этом своих учеников, что ЕГЭ - всего лишь способ проверки знаний, и сначала надо эти самые знания получить. Итак, в марте мы начинаем с того, что пишем пробный тест. И когда дети видят высокие результаты они удивляются: «Как так, мы же не готовились!» Пробный тест нужен для того, чтобы увидеть пробелы. Затем я делю своих учеников на три группы: в первой те, кто безошибочно выполняет задания В, им предстоит работать над частью С, во вторую группу попадают ученики, которые хорошо решили 10-15 задач, ребята из третьей группы отрабатывают обе части, В и С. Постепенно третья группа переходит во вторую, вторая - в первую. Так мы работаем весь апрель. В мае начинается индивидуальная работа, ученик понимает, что учитель занимается только с ним одним! По каждому веду таблицу, и мы видим рост и знаем, над чем еще нужно поработать. Конечно, для меня это дополнительная подготовка, но она приносит результат. Обязательный минимум для моих учеников - 70 баллов, с таким результатом можно поступить в вузы Красноярска. Еще одна важная составляющая подготовки - работа с пробными тестами на скорость, это очень важно! Активная мыслительная деятельность у ребенка - 2-2,5 часа, потом он устает и зачастую не в состоянии работать продуктивно. Тренировки на скорость позволяют правильно распределить время: простые задачи решаются быстро, остальное время можно потратить на более сложные. Дети сами засекают время выполнения, обманывать самих себя нет смысла. Если я вижу, что ребенок выполняет задания долго, тогда проверяю черновики, возможно, он выбрал более длинный алгоритм решения и идет к правильному ответу сложным путем.

Чем можно и нужно заменить ЕГЭ?

- Я раньше думала, что ЕГЭ открывает нашим выпускникам двери в любой вуз страны, и это хорошо. Но за последние два года пришла к выводу, что ЕГЭ не нужен. Это шаблон, умные дети это понимают, им неинтересно. Потом они приходят в вузы, где, наоборот, не нужно шаблонное мышление. И уж тем более оно не нужно в их будущей работе. Думаю, что нужно оставить ЕГЭ по русскому языку и по математике, базовый и профильный уровень. Экзамены по остальным предметам вполне могли бы заменить олимпиады. Там дети спокойны, там они мыслят нестандартно, раскрывают свой потенциал. А с ЕГЭ стресс начинается с 10-го класса. Взрослые даже не понимают, сколько всего нужно выучить их детям! Не все дети психологически устойчивы, а на них давят со всех сторон. Получается, водку до 21 года продавать нельзя, а нагружать психику можно? Мы завалили детей проверками, а на самом деле, если они хотят получить высшее образование, и без ЕГЭ будут в школе учиться, иначе вузовскую программу не потянут. А им со всех сторон твердят: не сдашь ЕГЭ - все дороги закрыты.

Задача школы - научить искать информацию, систематизировать и анализировать ее. А шаблоны, в которые загоняет ЕГЭ, в жизни не нужны. И я иногда спрашиваю выпускников, помнят ли они задания на ЕГЭ, и мне отвечают, что нет. Напоминаю и слышу в ответ: «А зачем мы это учили, это в Интернете можно посмотреть».

Ученики не идут в учителя

С выбором профессии Вилена Сафовна определилась рано, в 5-м классе: стать учителем, как мама.

- Мама была очень хорошим учителем, дети ее любили, и я тоже пошла на математический факультет. Сначала Красноярского госуниверситета, через два года поняла, что хочу работать именно с детьми, и перевелась в педагогический институт. В школу пришла в самые трудные, 90-е годы, когда учителя, наоборот, уходили оттуда. Муж зарабатывал, а я с добрым и вечным в школе за совсем печальные деньги. Прошло 25 лет, сейчас дети другие. Мои дочери вроде пошли по моим стопам, тоже выбрали IT, но не школу. Старшая уже закончила вуз, ее остановила зарплата, выбрала работу в IT-компании. Младшая учится в Санкт-Петербурге, в университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Есть среди моих выпускников звезды, которыми особенно горжусь: Сергей Бувайлик после окончания ИТМО работает в компании Яндекс, кстати, ЕГЭ сдал на 99 баллов, Никита Харитонов, призер всероссийской олимпиады школьников, учится в МГУ, его балл - 94, Юля Плонина, 100 баллов по ЕГЭ, после ИТМО работает в IT-компании, ее перспектива - компания Вконтакте. Но учителей среди моих учеников нет.

И на прощание рассказывает анекдот:

- Президент, бизнесмен и учитель на том свете просят телефон у черта. Президент говорит две минуты, интересуется, как там народ, платит 5 тысяч рублей. Бизнесмен спрашивает про бизнес, платит 5 миллионов рублей. Учитель звонит в школу, обсуждает план уроков, совещание, отчеты, родительское собрание - говорит два часа, бесплатно.

- Как же так, - возмущаются президент и бизнесмен, - мы за две минуты кучу денег отдали, а тут два часа бесплатно.

Черт им отвечает:

- Звонки внутри сети, из ада в ад, не тарифицируются.

И я, ушедшая в журналистику после 12 лет работы в образовании, ох как согласна с этим анекдотом! Татьяна Рябинина.

Не пропустите!

«Комсомольская правда» благодарит за поддержку проекта издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» и приглашает педагогов познакомиться с новинками школьных учебников, учебных тетрадей и пособий на сайте lbz.ru.

Следующий выпуск проекта «Герои ЕГЭ – «Отличники просвещения» 8 и 22 ноября.

.

.

.

.

Реклама

 
Читайте также