Премия Рунета-2020
Красноярск
+3°
Boom metrics
Общество26 июля 2017 8:03

Разведчики Сибири

Первые геологоразведочные работы на севере современного Красноярского края начались 180 лет назад
Фото: Наталья КОБЕЦ

Фото: Наталья КОБЕЦ

В фойе Ангарской геологоразведочной экспедиции висит карта Советского Союза, изданная в 1947 году, но главный город на ней ­ не Москва, а маленький поселок Мотыгино. Со всех концов СССР ­ от Львова до Сталинабада (современный Душанбе) к нему тянутся лучики с названиями учебных заведений, выпускники которых приезжали сюда, в Красноярский край, чтобы совершить свое открытие Сибири.

Строго говоря, первые геологоразведочные работы на севере современного Красноярского края начались 180 лет назад: на берега Ангары высадились первые «геологи» - поисковая партия купца Рязанова под руководством золотопромышленника Мовшарова, которых привела сюда «золотая лихорадка». Надо сказать, успех им сопутствовал: прииск Петропавловский, заявленный 7 июля 1837 года, дал золотоискателям более 600 пудов драгоценного металла. Позже были обнаружены проявления рудного золота, бокситов, магнезитов, слюды, сурьмы…

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

Разведку приангарских недр не остановила даже Великая Отечественная война. После победы работа геологов приобрела особое значение: страна, дорогой ценой победившая фашизм, нуждалась в интенсивном наращивании минерально-сырьевой базы для развития промышленности. И в 1946 году геолог Красноярского геологического управления Виктор Медведков совершил поистине историческое открытие: он определил масштабы Нижне-Ангарского месторождения железных руд как одно из крупнейших в России. Это дало старт активному и системному геологическому изучению территории.

Для разведки месторождения было решено создать отдельное подразделение – Нижне-Ангарскую геологоразведочную экспедицию, родоначальницу современной Ангарской ГРЭ. В задачи экспедиции впоследствии вошли государственная геологическая съемка, поиски и разведка широкого перечня полезных ископаемых - всего, чем богаты сибирские недра. Первые специалисты приехали буквально на пустое место (лагерем геологов стали три десятиместные палатки) с задачей построить всю необходимую инфраструктуру: общежитие, баню, столовую, пекарню, дороги, завезти все необходимое оборудование, спецодежду и расходные материалы. И уже к весне 1947 года рядом с месторождением появился целый поселок, получивший название Усово и были пробурены первые скважины.

Сороковые роковые

Первые годы жизни Ангарской геологоразведочной экспедиции можно назвать героическими: руководство страны поставило перед геологами масштабные задачи, но возможности для их выполнения были ограниченными: не хватало специалистов, не хватало мужчин - выкосила война. Поэтому основная тяжесть по строительству поселка геологов легла на плечи женщин.

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

«Весна 1947 года. Я демобилизовался из рядов Советской Армии и прибыл в Усово (Нижне-Ангарск) инспектором отдела кадров, - писал в своих воспоминаниях один из первых сотрудников экспедиции Николай Безруких. - Как только сошел снег, меня направили на строительство дороги, дав бригаду (30 женщин), не освобождая меня от работы в отделе кадров. Женщины в это время трудились всюду, включая буровые и горные работы…»

Строительство, поселка и дорог полностью завершили за четыре года. Ветераны экспедиции вспоминают, что Усово было не просто рабочим поселком, а настоящим культурным центром Нижнего Приангарья. В условиях нехватки специалистов к работам привлекались высокообразованные политзаключенные и ссыльные поселенцы. Среди 400 сотрудников экспедиции было много «политических». Бок о бок с инженерами-геологами работали архитекторы, строители, художники, музыканты… Собственно, тогда и закладывалась особая культура отношений между сотрудниками экспедиции, где каждый человек был на вес золота и каждый работал с полной отдачей.

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

- Я проработал в экспедиции двадцать лет, - рассказывает Константин Шумаев, бывший первый глава Мотыгинского района, - начинал техником-топографом, закончил в статусе руководителя топографо-маркшейдерской службы. Эту службу, очень непростую, организовал и передал мне легендарный Т.Г. Дюкарев, в 1937 г. сосланный по навету в Норильск. Опытный землеустроитель, он работал в Норильлаге вместе со знаменитым исследователем Николаем Урванцевым, благодаря труду которого был открыт Норильский промышленный район. Трофим Григорьевич нас воспитывал и учил профессии, отношению к труду, к людям. До сих пор помню, как состоялась «передача службы»: я работал на разведке Олимпиадинского месторождения, Дюкарев вызвал меня по рации, мол, принимай хозяйство. И я все время стремился соответствовать тем высоким стандартам, которые Дюкарев нам задал.

Трудовая романтика

«Золотой век» советской геологии пришелся на 50-60-е: тогда была поставлена задача создать государственную геологическую карту Советского Союза – основу целенаправленных поисков. Именно в те времена были открыты большинство крупных месторождений Енисейского кряжа. Для Ангарской геологоразведочной экспедиции эти годы тоже стали периодом расцвета: в Мотыгино отправляли лучших выпускников вузов, самые светлые инженерные головы, которые на ходу придумывали новые технологии и решения. А сама экспедиция стала кузницей научных кадров: сотрудники успевали заниматься не только разведкой, но и серьезными исследованиями в области геологии и смежных наук, защищать кандидатские и докторские диссертации.

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

- Я с самого детства хотел быть геологом, - рассказывает Сергей Даллакян, прошедший путь от бурового мастера до руководителя работ, - с того момента, когда увидел работу разведывательной партии, их лагерь был неподалеку от Еревана. Не понимал, конечно, еще, что такое буровая, но впечатление получил на всю жизнь. Поэтому, закончив школу, выбрал Томский университет, где до сих пор геология - одна из сильнейших в стране, распределился в Мотыгино, и ни разу не пожалел о своем выборе. Задачи были масштабные.

Объемы работ, которые вели геологи Ангарской ГРЭ, были действительно впечатляющими, значки, символизирующие разные полезные ископаемые и стройматериалы, появлялись на карте Нижнего Приангарья с колоссальной скоростью.

- Наша инженерно-техническая служба в 70-80 гг. была очень хорошо организована: проходили около 80 километров скважин в год, выполняли большие объемы наземных и подземных горных работ, - вспоминает главный геолог Ангарской ГРЭ Сергей Мазур. - И в этом велика заслуга тогдашних начальников экспедиции Г.Т. Молодченко и В. Г. Ломаева. Это подразделение стало одним из наиболее передовых: осваивали новые станки, внедряли новые технологии: бурение со льда, бурение с понтонов - специалисты Ангарской ГРЭ сделали это первыми в СССР.

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

До сих пор многие из найденных мотыгинскими геологами месторождений по разным причинам не вошли в промышленную разработку и ждут своей очереди.

Надо сказать, геологи вели разведку не только металлов и нерудного сырья, но и воды: по сути, питьевой водой все Нижнее Приангарье обеспечили в том числе и сотрудники Ангарской ГРЭ.

- Геология, геологи у многих ассоциируются с романтикой: этакие бродяги, пропахшие костром, песни под гитару, свобода… На самом деле работа нелегкая и неженская, хотя девчонок в профессии всегда было много, - вспоминает гидрогеолог Людмила Муромцева. - Полевой сезон обычно начинается в апреле, сразу после Дня геолога, и продолжается до снега. Выходим в маршрут, на каждом родничке берем пробы в бутылки для химического анализа воды, а маршруты многодневные, и все эти пробы мы на себе в рюкзаке тащим… Романтика тоже была, и песни у костра были - куда ж без этого, но геолог - это в первую очередь труженик. Составляли гидрогеологические карты, обозначали источники водоснабжения. Зыряновское месторождение воды разведали мы, Мотыгино до сих пор из него пьет.

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

Дружба остается

Перестройку и развал СССР ветераны Ангарской геологоразведочной экспедиции вспоминают с болью: резать пришлось по живому. Распались хозяйственные связи, пришла в упадок промышленность, геология оказалась никому не нужна. Из тысячи сотрудников к середине 90-х осталось чуть больше полутора сотен: в экспедиции шли серьезные и очень болезненные сокращения, некоторые уходили сами…

- Тогда многим, и мне в том числе пришлось уйти из профессии, - вспоминает Елена Даллакян, бывший сотрудник партии новой техники. - Но никто из нас не потерялся в жизни, благодаря тем особым отношениям, особой культуре, которая всегда была в экспедиции. Мы не потеряли связи, всегда поддерживали друг друга, помогали с работой. Мы до сих пор общаемся, дружим, с удовольствием встречаемся по поводу и без.

Нынешний руководитель Ангарской геологоразведочной экспедиции Борис Бублай, возглавивший ее в 1991 году, вспоминает «лихие девяностые» без радости:

- Мы раньше работали по госзаказу, а тут государство перестало финансировать разведку, теперь платить за нашу работу должны были недропользователи, а они к этому оказались не готовы, - вспоминает Борис Владимирович. - Кто пытался создать свои службы, кто просто экономил, создавая видимость геологических работ. Доходило до того, что с нами рассчитывались «натурпродуктами» - колбасой, постельным бельем, углем, чем угодно. Приходилось искать покупателей на все это «богатство», чтобы выплатить людям хоть какие-то деньги. Но это нас закалило.

Вторая «золотая лихорадка»

Как ни странно, спасением для Ангарской геологоразведочной экспедиции стало… золото. Предприятие решило не только вести разведку, но и самостоятельно добывать полезные ископаемые, сосредоточившись на добыче россыпного золота. И уже в 1994 году специалисты добывают первую партию металла - 2741 граммов. Об этом событии геологи рассказывают с таким воодушевлением, что кажется, каждый грамм из этой «добычи» они до сих пор помнят «в лицо» и на ощупь.

Фото: Наталья КОБЕЦ

Фото: Наталья КОБЕЦ

Ангарская ГРЭ - универсальное предприятие, которое ведет геологические работы от Сибири до Дальнего Востока.

- Золотобыча - это наш основной доход, - рассказывает Борис Бублай, - хотя в разные годы мы чем только кроме геологии не занимались: была большая «социалка» - детский сад, собственный медпункт, которые мы были вынуждены передать муниципалитету. Был лесной участок с пилорамой, он в начале 90-х стал самостоятельным предприятием. Даже сельским хозяйством занимались - сено заготавливали, коров доили, свиней разводили. Одним словом, выполняли продовольственную программу.

Правда, и сейчас Ангарская геологоразведочная экспедиция потихоньку обрастает «непрофильными активами»: продовольственный магазин, управляющая компания «АГРЭ-сервис», гостиница… В бывшем ведомственном клубе сейчас размещается знаменитый Мотыгинский драматический театр - единственный муниципальный театр в России, расположенный в поселке с населением в пять тысяч человек. А на Новый год большая поляна перед зданием управления Ангарской геологоразведочной экспедиции превращается в каток с елкой и праздничной иллюминацией.

Фото: из архива предприятия

Фото: из архива предприятия

По велению души

За все годы в экспедиции работали около пяти тысяч человек со всех уголков бывшего СССР, кто-то потом вернулся на родину, кто-то - в Красноярск, но многие остались в Мотыгине. Геологами становятся по велению сердца, уверены ветераны Ангарской ГРЭ.

- Вы знаете, прикипели уже к этому краю, - говорит Людмила Муромцева. - Здесь уже каждый камешек родной.

Юбилей Ангарской ГРЭ - повод вновь встретиться, обсудить новости, вспомнить ушедших товарищей, порадоваться будущим перспективам, посмотреть архивные фотографии, проехаться по памятным местам района. Собирать всех, кто сможет приехать, - традиция, которую не смогли поколебать никакие экономические трудности. Ведь главное в геологии - не карты и не техника, а люди. В Ангарской ГРЭ память о трудовом пути чтут как нигде: бережно собирают фотографии, воспоминания.

Тем более что люди здесь работали легендарные, как, например, Анастасия Стеблева, герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии, первооткрыватель Горевского полиметаллического, Тальского магнезитового, Удерейского золото-сурьмяного месторождений.

- Анастасия Тимофеевна воспитывала детей «без отрыва от производства» - возила с собой на полевые работы в цинковой ванне, - вспоминает Константин Шумаев. - Настоящий геолог не может быть равнодушен к своей профессии.

На 60-летии экспедиции Юрий Забиров, бывший начальник Западной партии, пообещал написать книгу об истории Ангарской ГРЭ и обещание свое сдержал. Монументальный труд, собранный из воспоминаний и документов, частями издавался на страницах районной газеты «Ангарский рабочий». На 70-летнем юбилее генеральный директор ОАО «Красноярскгеология», в состав которой сейчас входит Ангарская геологоразведочная экспедиция, заслуженный геолог РФ Анатолий Хохлов пообещал при переполненном зале мотыгинского театра, что уж на издание книги деньги найдутся. При одном условии: содержание надо серьезно расширить и дополнить.

Подарок Константина Шумаева музею Ангарской ГРЭ - теодолит 1958 года выпуска, прибор, с которым работал легендарный геодезист-топограф Трофим Григорьевич Дюкарев.

Подарок Константина Шумаева музею Ангарской ГРЭ - теодолит 1958 года выпуска, прибор, с которым работал легендарный геодезист-топограф Трофим Григорьевич Дюкарев.

Фото: Наталья КОБЕЦ

НА ЗАМЕТКУ

Успешность промышленной разработки месторождения напрямую зависит от того, насколько качественно сделали свою работу геологи: изучили геологическое строение месторождения, установили контуры рудных залежей, оценили запасы руды и определили условия отработки и экономические показатели.

НАША СПРАВКА

Ангарская геологоразведочная экспедиция - филиал ОАО «Красноярскгеология» основана в 1947 году. Базируется в поселке Мотыгино.

Экспедиция выполняла геологоразведочные работы на цветные, редкие и благородные металлы, уголь, нерудные полезные ископаемые, подземные воды. В Нижнем Приангарье более 20 лет назад начала добычу россыпного золота.

Геологами АГРЭ были открыты и разведаны такие месторождения, как Кокуйское (каменный уголь), Киргитейское (тальк), Тальское, Екатерининское и Голубое (магнезиты), Чадобецкое (бокситы), Горевское (свинцово-цинковые руды), Удерейское (золото-сурьмяные руды), Татарское (фосфатно-ниобиевые руды и вермикулит). Также найдено более 50 россыпей для гидромеханического способа отработки и целый ряд месторождений различных строительных материалов.

Были оценены важные объекты: Средне-Татарское месторождение нефелиновых сиенитов, Чуктуконское редких металлов, золоторудные месторождения Б. Гора, Боголюбовское, Самсон и Архангельское. Ценным открытием стала разведка нескольких месторождений подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков района.

Экспедиция является пионером в освоении компьютерной технологии подсчета запасов месторождений полезных ископаемых и модернизировала, доведя до современного уровня, пробирную лабораторию на золото.

В настоящее время в Ангарской геологоразведочной экспедиции трудится около 220 человек. Подавляющее большинство из них - жители Мотыгина и Мотыгинского района. Половина сотрудников предприятия занята добычей золота, есть буровое подразделение, которое ведет разведку рудного золота и доразведку участков добычи, геологическая служба, собственное транспортное подразделение, ремонтно-механические мастерские и свой флот. В рядах техники - бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, буровые установки, дизельные электростанции, судно на воздушной подушке и пр.