Премия Рунета-2020
Красноярск
+15°
Boom metrics
Общество6 июля 2017 11:45

Последнее прощание – начало преодоления горя

На вопрос нашей читательницы отвечает священник Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин
Максим Золотухин, иерей

Максим Золотухин, иерей

Фото: из личного архива

О своем горе нам рассказала Людмила из поселка Слизнево: «С мужем прожили 50 лет. Полгода назад он умер, и я потеряла интерес к жизни, похудела на 15 кг. Если бы знать, что мы встретимся, я бы ожила. Но лжи и успокоения не хочу, хочу правду. В церковь хожу, священник говорит, он рядом, вы не плачьте. А однажды была такая история: я варила курицу, закончился газ, курица осталась в кастрюле, я поехала поменять баллон. Звонит племянница и рассказывает, что ей приснился муж и сказал: прихожу домой, голодный, на плите курица недоваренная, а Люды, то есть меня, дома нет. Про курицу вообще никто не знал. Может, и правда, он рядом?»

Людмиле отвечает священник Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин:

- Очень часто к священнику обращаются люди потерявшие своих самых близких, самых родных людей. Обращаются вдовы, прожившие десятки лет со своими любимыми мужьями, обращаются родители, трагически потерявшие детей. Обращаются и дети, оставшиеся без родителей. Во всех этих случаях лучше всего поможет личная встреча со священником.

К сожалению, в рамках газетной статьи нет возможности лично пообщаться с человеком, поговорить с ним, а можно лишь как бы в одностороннем порядке сказать нечто, способное утешить несчастного. Крайне важно не только утешить человека, но и донести до него определенное взвешенное порицание за то, что он позволяет себе уходить в депрессию, уныние, отчаяние, тоску. Это грех. Обычно я сразу говорю, что исцелить полностью душевную скорбь может только Бог.

Доктор Петр Калиновский* пишет: «Горе после смерти любимого человека, если оно очень глубоко и продолжительно, может омрачить всю последующую жизнь остающихся жить. Его последствия могут отразиться на их психическом равновесии и подорвать здоровье.

Нам бывает так трудно еще и потому, что современный общественный уклад старается смерти не видеть, и когда она приходит, мы не готовы и не знаем, что делать.

Теперь родные обычно с телом не остаются. Умершего как можно скорее отправят в морг. Потом - короткая церковная служба, а то и вовсе без нее, быстрые похороны или кремация. Кладбище теперь посещают не так часто, как раньше.

Знакомые иногда советуют родственникам: «Не нужно идти на похороны». Последние соглашаются, тоже думая, что чем меньше видеть, тем легче перенести потерю. Это неверно. Плакать при посторонних почти что неприлично, а горевать открыто и вовсе не принято.

Такое отношение к смерти близкого человека неправильно и нехорошо и по отношению к нему, и для оставшихся жить. Горе нужно принять и глубоко пережить; потеря должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, не только интеллектуально, но и эмоционально. Без такого полного переживания горе будет очень продолжительным и может повести к хронической депрессии, потере радости жизни и даже всякого желания жить. Могут развиться тяжелые болезни. Известно, что неизжитое горе чаще всего бывает у тех, кто не мог хорошо проститься с умершим: не видел мертвого тела, не был на похоронах.

Медицина обозначает это состояние такими словами: «Неизжитое горе создает психологический дефицит». Эти слова очень сухие, но верные. Изживание горя делает человека способным вспоминать умершего без эмоциональной боли и сохранить живые чувства для других. Первая стадия горя - шок, бесчувственность. Осознать потерю еще невозможно. Все, что нужно сделать, делается автоматически. Нет сна, нет аппетита; рассеянность и уныние; все пусто и ненужно. Но подумайте о том, что ведь умерший не хотел бы, чтобы вы все время горевали. Постарайтесь молиться за душу умершего - это нужно и ему и вам. Надейтесь на встречу за гробом. Пройдет некоторое время, и постепенно эмоциональный баланс начнет восстанавливаться.

Первые сутки или двое нужно целиком посвятить умершему, видеть его, даже говорить с ним, а после этого и дальше горевать и молиться, но начинать работать и быть с людьми, а не уединяться.

Есть мудрость в том, как раньше прощались с умершим близким человеком. Не скрывали своих чувств, плакали и горевали открыто. Тело держали в доме, проводили ночи у тела, читая Псалтирь. Церковные службы, панихиды, достойные проводы и похороны. Последнее целование, участие в закапывании могилы. Поминки, даже плакальщицы - все это помогало родственникам в изживании горя. Подумайте и о том, что душа умершего продолжает жить, что она в это время находится вблизи тела и видит вас и все, что происходит.

Сейчас мы в большинстве своем, к сожалению, далеко ушли от этих старых обычаев, и нам следовало бы вернуться к христианским традициям, связанным со смертью и похоронами.

Ушедший от вас не умер, его душа с вами и думает о вас. Она близко, и ей не все равно, видит ли она свое тело замороженным в ящике морга или любимых людей, молящихся около тела. Дети тоже непременно должны видеть умершего и проститься с ним.

Примите активное участие в выполнении всех формальностей: заполнение разных бумаг, организация похорон на кладбище, извещение в газеты и друзьям, просьбы о панихидах и так далее.

В церкви дайте последнее целование. Попросите отслужить панихиду. Гроб должен быть простым. Дорогой гроб иногда служит искуплением вины у родных. Если есть такое чувство, его нужно искупить иначе - молитвами о усопшем.

Умершего нужно хоронить в земле, а не сжигать. Огонь - символ ада. Православная церковь порицает сожжение, тело следует возвратить земле. Помогите нести гроб, опускать гроб в могилу. Бросьте горсть земли или поработайте лопатой. Смерть нужно принять.

Похороны - это последнее прощание, но они должны быть и началом преодоления горя. Они должны сделать смерть реальностью. Смерть близкого человека должна быть принята. Это трудно, но обязательно и нужно. Запоздалое горе очень трудно и вредно.

Нехорошо смягчать горе лекарствами, его нужно изжить. Неизжитое горе уходит вглубь.

Не нужно превращать умершего в фетиш, хранить его вещи, одежду и прочее. Ему нужно дать умереть. Это не безразличие и не эгоизм. Не нужно забывать умершего, наоборот, нужно сохранить светлую память о нем до конца своих дней, но жить нужно без депрессии, без постоянного «горького горя», сохранив себя для жизни с другими.

Посещайте кладбище. У могилы поставьте крест, а не какой-нибудь языческий символ. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни земной, о вечности жизни за гробом».

Просите священника совершить панихиду, особенно на 3, 9-й и 40-й день, а затем в каждую годовщину смерти, и в день рождения.

Поминайте ваших умерших родных за ежедневным молитвенным правилом.

Может быть, вы не верите в действенность молитвы за умерших? Но подумайте о том, что она им нужна и они ждут ее, пока вы тут сомневаетесь.

Есть много свидетельств тому, что умершие являются живым в их снах или видениях и просят молиться за них. Есть сообщения и в Житиях святых и в наше время, говорящие о том, что душа умершего после молитв и церковных служб за нее обретала покой.

Феофан Затворник умел преподать слова утешения не только умирающим, но и их родственникам. Матери, недавно схоронившей дочь, он написал: «Милость Божия да будет с вами. Плачьте, плачьте. В этом нет ничего неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не плакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством.

Умерла! Не она умерла, а умерло тело; а она жива и так же живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, когда ей лучше.

Тот образ бытия выше нашего. Если бы вы могли поговорить с ней лицом к лицу и попросить ее опять войти в тело, она ни за что не согласилась бы... Ну вот и поплачьте. Только все немножко... Благослови вас, Господи, и утеши!»

Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (или рабы Твоей) и прости ему (ей) всякое согрешение вольное и невольное и даруй ему (ей) Царствие Небесное».

Вот еще одна небольшая молитва за умерших: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (рабы Твоея), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Чтобы помочь душам умерших, Церковь советует не только молиться, но и совершать добрые дела в память о них.

И самое большое дело, которое мы можем совершить в память о своих любимых, - это святая жизнь, которая должна начаться с исповеди (в церкви перед священником) за всю жизнь. Только святые таинства церковные способны полностью исцелить нашу душу.

*Петр Калиновский – автор одной из лучших книг о смерти и посмертном состоянии души «Переход. Последняя болезнь, смерть и после».