Премия Рунета-2020
Красноярск
+9°
Boom metrics
Общество7 декабря 2016 9:31

Храмы Енисейска строили мастера из народа

В единственном в крае городе-памятнике каждая постройка уникальна до сих пор. И хотя многое утрачено частично или навсегда, многое будет восстановлено к предстоящему 400-летию
Успенский собор. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Успенский собор. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Сегодня экскурсию по городу-памятнику проводит руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константин Шумов.

Константин Юрьевич более 30 лет занимается архитектурой Енисейска и в конце ноября он рассказал о городе и его храмах на лекции в культурно-историческом центре «Успенский»:

- Архитектура Енисейска изучается уже около 40 лет, но до сих пор еще не все ясно. До 1824 года архитекторов не было, проектировали землемеры и геодезисты по уже известным образцам, не было и документации. Мастера из народа строили по рисункам, причем, строили очень качественно. Например, сейчас при строительстве храмов делают железобетонные своды, потому что выложить свод некому – нет мастеров. А в 18 веке приезжал мастер, как это было в Енисейске, набирал учеников, и они работали под его руководством. Деревянные храмы Енисейска не сохранились, известны только их изображения. В 18-19 веках на территории примерно два квадратных километра в центральной части Енисейска было построено 10 каменных храмов, многие утрачены полностью.

В 1978 году в Енисейск приехала первая экспедиция архитекторов, чтобы провести учет и поставить памятники на государственную охрану, что и позволило их сохранить. Сейчас в Енисейске работают 150 археологов со всей страны, культурный слой достигает 4,5 метров. Есть программа по восстановлению памятников архитектуры, в их числе и храмы. Сегодня мы поговорим о них.

Богоявленский собор

Богоявленский собор. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Богоявленский собор. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Это самый первый каменный собор Енисейска и первый храм Енисейской губернии, официальная дата строительства - 1730-50годы. На самом деле, известно, что закладка собора произошла еще раньше, в 1709 году. Мастеров в Енисейске тогда не было, пригласили мастера из Тобольска, Федора Меркурьевича Чайку. Он строил храмы в Тобольске и в Москве, и перенес в Сибирь образец московской архитектуры. История строительства не сохранилась, в 1778 году в Енисейске случился пожар, уничтоживший практически весь город и, конечно, архивы. Рисунок Богоявленского собора хранится в Тобольском архиве. Напомню, в те времена мастера из народа строили по рисунку. Особенности архитектуры того времени: одноглавие (пятиглавие вернулось позже, при Елизавете), и расположение на одной оси храма, трапезной и колокольни, так называемый «корабль» – все это есть и у Богоявленского собора.

Стоит обратить внимание и на декорацию стен, она выполнена фасонными кирпичами различной конфигурации, которые делали на месте.

Бывший кафедральный собор - один из лучших образцов сибирского каменного зодчества, памятник архитектуры регионального и федерального значения. К 400-летию Енисейска храм восстановят.

Воскресенская церковь

Построенная в 1735-1747 годах, она завершает с востока панораму исторического центра города. Это одна из крупнейших церквей Сибири, по архитектуре и декорации похожая на Богоявленский собор. От этой церкви остались так называемый восьмерик на четверике (здание квадратной формы, на котором есть надстройка в виде восьмиугольника), они в хорошем состоянии, церковь действующая. Сохранилась и проектная документация. И хотя Воскресенская церковь не будет полностью восстанавливаться к юбилею города, то, что от нее осталось, поможет возродить Богоявленский собор.

Украшена церковь так называемым жучковым фризом (выложенные из фасонного кирпича буквы Ж). Это редчайший элемент декорации, он встречается только в Москве и в Соликамске, который на тот момент времени был храмовым центром России. Жучковый фриз считается уральским элементом, но вообще-то он языческий и символизирует шесть ростков растения, их процветание.

Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря

Строительство каменного собора начато в 1731 году, освящены теплые церкви в 1750 году. После ликвидации монастыря в 30-х годах прошлого века в соборе долгое время размещался склад. Монастырь вновь открыли только в 1991 году.

Собор находится в центре восточной половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром монастырского ансамбля, состоящего из Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды.

Спасский собор – образец творчества уральских мастеров, создателем собора является Акинфий Денисович Стахиев. Спасский собор похож по архитектуре и декорации на Богоявленский собор, и на Воскресенскую церковь.

Благодаря своему расположению на высокой точке он является основной доминантой городской панорамы Енисейска. Тем более, что собор уже отреставрирован на средства краевого бюджета, это памятник архитектуры регионального и федерального значения.

Кстати, в Енисейске, в монастыре провел зиму 1661-62гг., отбывая сибирскую ссылку, главный идеолог старообрядчества протопоп Аввакум.

Преображенский храм

Он полностью разрушен, найден только фундамент в районе современной администрации Енисейска. Не сохранились и документы, остались только фотографии столетней давности, по которым видно, что Преображенский собор резко отличался от тех храмов, что уже были в Енисейске: это был первый двухэтажный храм с шатровой колокольней. Образцом для Преображенского храма стал храм Воскресения в Тобольске, он сохранился и по нему можно судить и о том, каким он был в Енисейске.

Христорождественская церковь

Она, как и Спасский собор, построена мастером Акинфием Стахиевым в 1758 году. Это был двухэтажный храм, на первом этаже - зимняя церковь, на втором – летняя. Именно этот храм стал образцом для храмов Восточной Сибири.

Троицкая церковь

Троицкая церковь. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Троицкая церковь. Фото: из архива Константина ШУМОВА

Она построена в южной части города на небольшой возвышенности в 500 м от Енисея в 1772-1776 годах.

Впервые придельные храмы были спроектированы одновременно с «кораблем» (храм-трапезная-колокольня), впервые ее строили самостоятельно сибирские мастера (енисейские и иркутские).

Троицкая церковь - одно из лучших произведений «енисейской школы» с насыщенным и стилистически единым декоративным убранством фасадов. Здесь тоже применяли фасонный кирпич, более 30 типоразмеров, из которого были выложены декорации высшего качества. Но все же они не похожи на предыдущие. Навершия дверей похожи на архитектуру Юго-Восточной Азии, они «срисованы» с иркутских храмов. Покровская церковь в Красноярске – более поздняя реплика Троицкой церкви.

Троицкая церковь очень сильно разрушена, первый проект реставрации был сделан еще в 1980 году, сейчас он обновлен, церковь будет восстанавливаться.

Церковь Захария и Елизаветы

Это единственная надвратная церковь в Красноярском крае! Она находится на территории Спасо-Преображенского монастыря, сейчас полностью восстановлена.

Успенский собор

Строился очень долго, с 1793 по 1818 год, поскольку постоянно либо пристраивали приделы, либо меняли и достраивали здания на территории собора. Это реплика тобольской церкви Воскресения. Внешний декор – тотьминского происхождения. В то время купцы из Тотьмы Вологодской губернии и енисейские купцы вместе занимались пушным бизнесом, - так появились в Сибири декорации тотьминских храмов.

Успенскую церковь строили как кладбищенскую, но храм получился очень жизнерадостный, возвышенный, отличается контрастной покраской декоративных элементов вокруг окон.

Памятник архитектуры федерального значения. Ныне полностью восстановлен, это кафедральный собор Енисейской епархии.

Позже по образцу Успенского будут строить храмы в Енисейской губернии, всего их получилось 13! Ближайший от Красноярска находится в Емельяново.

Иверская церковь

На фото 1906 года - Иверский женский монастырь с Воскресенской церковью и часовней над местом упокоения Даниила Ачинского. Фото: из архива Константина ШУМОВА

На фото 1906 года - Иверский женский монастырь с Воскресенской церковью и часовней над местом упокоения Даниила Ачинского. Фото: из архива Константина ШУМОВА

В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Воскресенская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай!

В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация.

Часовня Даниила Столпника

В 1843 году в Иверском женском монастыре поселяется местночтимый святой старец Даниил Ачинский, здесь же его хоронят и строят каменную часовню над местом упокоения. Она не сохранилась, но есть фото и чертежи. Часовня была построена по типу военно-мемориальных храмов, возникших в 16 веке, похожий храм иконы Казанской божией матери есть в Москве на Красной площади.

Поскольку Даниил Ачинский был участником войны 1812 года, а часовню строили в год 80-летия победы над Наполеоном, польский архитектор Худзинский решил воспроизвести этот военно-мемориальный стиль в Енисейске.

Сейчас найден фундамент часовни, есть проект, предполагается восстановление часовни.

Также во время раскопок найдены мощи Даниила, идет генетическая экспертиза, в деревне Санжары под Полтавой и в Москве живут его родственники, но, к сожалению, непрямые.

НАША СПРАВКА

Енисейск в 2019 году будет праздновать 400-летие, к этому времени город должен сильно измениться. В том числе будет отреставрирован 21 объект культурного наследия

Енисейск единственный в Красноярском крае сохранил планировочную структуру и основной фонд исторической застройки.

В середине XVIII века Енисейск достигает своего высшего расцвета и входит в десятку крупнейших городов России. Это центр сибирской иконописи с собственной архитектурной школой сибирского барокко.

В XIX веке Енисейск — самый крупный город губернии — входил в десятку лучших уездных городов Российского государства и был одним из красивейших городов Сибири.

Свое социально-экономическое значение город утратил в связи с открытием Московского тракта, а затем Транссибирской железной дороги.

В 1869 году сильный пожар почти полностью уничтожил город. Пожар начался 3 июля и продолжался до октября. В конце XIX в. Енисейск стал городом-банкротом.

В 1970 году Енисейск стал городом-памятником (таких исторических городов в России всего 41), а в июне 2000 году центральная часть города была занесена в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На государственной охране находится 25 объектов культурного наследия федерального значения и 72 – регионального. Большинство из них, 63,9%, в неудовлетворительном состоянии, здесь никогда не проводили реставрацию.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В Москве построят храм как в Лесосибирске

Проект красноярского архитектора Владимира Медиевского вошел в программу возведения двухсот православных храмов в столице.

В 2013 году специально для выставки «Зодчество Сибири», Владимир Медиевский сделал 16 планшетов своих работ, посвященных архитектору Анатолию Блохину.

- Это мой учитель, руководитель первых работ, человек, который приложил много усилий для восстановления школы культовой архитектуры в Красноярском крае, - рассказывает Владимир Медиевский, доцент кафедры «Архитектурное проектирование» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета.

Фото: Владимир МЕДИЕВСКИЙ

Фото: Владимир МЕДИЕВСКИЙ

В Красноярской епархии решили повторить выставку и показать ее не только специалистам, но и всем желающим. Каждый планшет размером в один квадратный метр посвящен одной работе, здесь представлены фото и чертежи храмов, многие из которых уже построены на территории Красноярского края. А один из них, храм Андрея Первозванного в Лесосибирске, взят за основу будущего московского храма.

- Я был главным архитектором этого храма, но не думаю, что он будет повторен в точности, - говорит Владимир Медиевский. – Один к одному не всегда получается, да и нет такой необходимости.

Владимир Валерьевич выступил автором и соавтором проектов Пантелеимоновского храма в Красноярске, Данииловского — в Ачинске, Введенского — в Сосновоборске, Покровского — в поселке Абан, сейчас курирует строительство спроектированного им Троицкого храма в селе Казачинское.

- Строительство идет не так быстро, как хотелось, но идет, и сейчас заливаются верхние своды. И попутно идет работа над созданием целого комплекса на территории храма с гостиницей и культурным центром, - рассказывает архитектор. – Планируется создать в Казачинском паломнический центр. Сюда уже сейчас едут со всей страны к мироточащей иконе, а после восстановления Енисейска к 2019 году поток туристов и паломников возрастет, и по пути в Енисейск они смогут остановиться в Казачинском и, возможно, в Большой Мурте, в которой работал святитель Лука.

Внимание!

Музейно-просветительский центр духовной культуры «Касьяновский дом» приглашает на выставку храмовой архитектуры и музейных экспонатов. Главными предметами экспозиции станут графические материалы (фото, чертежи) возведенных в Красноярском крае храмов, в проектировании которых участвовал член Союза архитекторов России, автор проектов крупных комплексов культовой архитектуры Владимир Медиевский.

8 декабря после церемонии открытия выставки гости смогут лично пообщаться с архитектором, начало встречи в 19.00.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии

пр. Мира, 43

Открытие 8 декабря в 18.00

До 14 января (посмотреть экспозицию можно по предварительной записи +7-902-910-66-18, Юрий).

Вход свободный.