Премия Рунета-2020
Красноярск
+13°
Boom metrics
Общество7 ноября 2016 9:41

Учатся дома: все больше красноярских родителей забирают детей из школы «по идейным соображениям»

На сегодняшний день без учителей и одноклассников обходятся уже 230 ребят
Учатся дома: все больше красноярских родителей забирают детей из школы «по идейным соображениям»

Учатся дома: все больше красноярских родителей забирают детей из школы «по идейным соображениям»

Фото: Мария ЛЕНЦ

Лет 15 назад об обучении на дому и помыслить было невозможно. Доходило до того, что чиновники от образования вместе с педагогами ходили по домам и переписывали детей от 7 до 15 лет в специальную тетрадку, а 1 сентября сверяли – все ли в наличии. Исключение составляли лишь те, кто по состоянию здоровья не мог приходить в школу. Но сегодня, как выясняется, все больше родителей задумываются, а так ли это необходимо, чтобы ребенок получал образование по классической схеме? Только ли учитель может давать полноценные знания? И вот некоторые родители забирают ребенка из школы и обучают дома - «заочный» ученик только сдает экзамены - закон об образовании 2012 года это позволяет. В нем прописаны все параметры обучения. «Домашние» дети лишь должны проходить обязательную аттестацию три раза – за курс начальной школы, за 9 и 11 класс и по желанию промежуточные – хоть каждый месяц.

Но, безусловно, все это спорно. Ведь школа – не только место получения знаний, а прежде всего социум, общение…

Тем не менее, по последним данным управления образования, не так уж мало, 230, красноярских детей учатся дома. Они совершенно здоровы, родители не отдают их в школу исключительно по идейным соображениям.

В одной красноярской семье, например, на дому учатся шесть (!) детей.

Как им живется?

Четыре сына семьи Уитман обучаются одной командой

Четыре сына семьи Уитман обучаются одной командой

Фото: Мария ЛЕНЦ

Шесть детей – это не страшно

Людмила Уитман окончила Московский педагогический университет по специальности «преподаватель иностранного языка». У нее «не русская» фамилия, потому что Людмила замужем за англичанином - Дэвидом, с которым познакомилась, когда тот приехал работать в Москву в 1994 году. (Людмила была переводчиком у группы иностранцев.) Когда решили пожениться, она поставила условия: «Жить будем в России, дети будут гражданами России и говорить будут по-русски». Дэвид согласился сразу же, но в ответ выдвинул другое условие: «Я хочу жить в Сибири». Сначала семья несколько лет обитала в Новосибирске, а 12 лет назад перебралась в Красноярск.

Детей в семье Уитман шесть: Аните 19 лет, Эмили 18, Эдику 14, Паше 11, Саше 7 и Пете 4 года. Дочери благополучно отучились на дому. Анита сейчас учится в Красноярском художественном училище, Эмили – в Красноярском музыкальном училище. Так что все внимание мамы (а именно она отвечает за образование в семье) направлено на четырех сыновей.

С чего все началось

Начало как у всех. В 7 лет Анита пошла в Красноярске в первый класс гимназии «Универс». Девочка была довольна всем. Проблемы были у мамы – трое детей, четвертый на подходе. Муж в командировках, а Людмила физически не успевала провожать и встречать дочку со школы. А вскоре Анита сама пожаловалась: «Там ничего нового, я знаю все, что учительница нам рассказывает, мне неинтересно». Людмила договорилась с учительницей, что Анита будет посещать школу раз в неделю. Учительница согласилась: «Хорошо, она девочка умная, все схватывает быстро».

На второй год в гимназию пошла и Эмили. И снова – класс замечательный, учительница – тоже. Но через несколько месяцев, в феврале 2006 года, Эмили на перекрестке сбила машина, и та со сломанной ногой осталась дома на лечение и реабилитацию.

- И тут я поняла: это мой шанс попробовать себя в роли педагога для своих детей. Когда мне моя мама, тоже педагог, говорила: «Люда, ты понимаешь, что ты делаешь?» - мне становилось страшно. Но я все равно решилась. С одной стороны, я понимала, что в школьной системе не все идеально. А с другой - что взамен? Самой создавать педагогическую систему? Этому в вузе не учат, это познается методом проб и ошибок. Гимназия пошла мне навстречу, помогала советами, снабжала программами и рекомендациями. Я посмотрела – у меня получается. Не могу сказать, что педагогическое образование мне помогло, где-то даже получалось наоборот. Но постепенно у меня сложилась четкая картина, как нужно построить обучение на дому.

И самый главный вывод, который сделала Людмила, – у детей при домашнем обучении остается много свободного времени, которое они тратят с пользой – на музыку, чтение, спорт.

Музыкальное образование - обязательно: каждый выбирает инструмент на свой вкус

Музыкальное образование - обязательно: каждый выбирает инструмент на свой вкус

Фото: Мария ЛЕНЦ

Все по расписанию

Сейчас «расстановка сил» такова:

- Аните 19 лет, учится в Красноярском художественном училище;

- Эмили 18 лет, учится в Красноярском музыкальном училище;

- Эдику 14 лет, осваивает на дому программу 8 класса;

- Паше 11 лет, осваивает программу 5 класса;

- Саше 7 лет, он первоклассник;

- Пете 4 года, вместе с братьями прослушивает гуманитарный курс.

Как в семье организован распорядок дня и учебный процесс? Людмила рассказывает, что подобрала самый удобный для нее вариант. А в других семьях может быть по-другому. Дети просыпаются часов в 9 утра, завтракают. Затем начинается первая часть обучения – гуманитарная. Собираются на кухне за большим столом все четверо мальчишек (когда учились девочки, были и они). Мама или папа предлагают поговорить о музыке, литературе, географии, истории – то есть о том, что может быть интересно всем четверым, независимо от возраста. Например, в один день знакомились с биографией художника Карла Брюллова и его творчеством. Понятное дело, что 14-летний Эдик лучше поймет и запомнит, чем 4-летний Петя. Но Петя, глядя на остальных, втягивается в процесс обучения.

- Час-другой пообщались на общие темы, затем трое старших расходятся по комнатам – заниматься точными науками, - рассказывает Людмила. - Я им составляю расписание уроков на каждую неделю, и они занимаются. Изучают все предметы, которые есть в школьной программе. Потом по очереди подходят ко мне или отцу и рассказывают, что узнали. Я занимаюсь географией, ботаникой, математикой, русским языком и литературой. Дэвид – физикой, информатикой, химией, обществоведением.

На вопрос, а где же она берет программу, Людмила отвечает: все есть в интернете. Плюс приобретают учебники за нужный класс.

- Часам к двум дня мои мальчишки уже свободны, выучили все уроки, занимается кто чем хочет. У нас очень любят читать. Ближе к вечеру – музыкальная школа или спортзал. Ребенок на домашнем обучении сильно разгружается.

Одиночество или семейные ценности?

- Людмила, но ведь даже в детский сад детей стараются пристроить в том числе и потому, чтобы они научились общаться со сверстниками, - задаем самый главный вопрос. Ведь как бы идеально все ни выглядело дома, ребенку нужны и общение, и сложности, и даже стрессы... – реальная жизнь?

Людмила возражает:

- Мои дети не лишены общения со сверстниками, ни в коем случае. Они ходят в музыкальную и художественную школы, в спортивный зал и там общаются с другими ребятами. Детвора после занятий с удовольствием носится каждый вечер по двору, а уж там общения хватает. У нас все как у других – звонок в дверь: «А Паша и Саша выйдут?» И мальчишки помчались во двор.

Вместе с тем, по словам Людмилы, такие домашние занятия укрепляют семейные ценности:

- Мои дети много времени проводят вместе, они – команда. И когда кто-то не справляется, просит помощи у другого. Они у меня очень привязаны друг к другу.

Расписание уроков мама составляет на каждую неделю

Расписание уроков мама составляет на каждую неделю

Фото: Мария ЛЕНЦ

Пожелания к школе

Проблема не в школе, считает Людмила Уитман. Проблема в системе образования. Программа рассчитана на среднестатистических детей. А как быть с теми, кто впитывает знания как губка? Таким детям в школе становится скучно, они голодают от недостатка информации. Именно таким детям полезно обучаться дома – полностью или частично.

И все же разорвать все связи со школой не получится. Ребенок, который учится дома, потом должен будет сдать экзамены, чтобы получить свидетельство об образовании. И вот тут у Людмилы начинаются претензии:

- Мы не знаем, что спросят в школе у ребенка при аттестации. Вот он приходит на экзамен, а что у него будут спрашивать, он не знает. Мы, мамы, разговаривали с руководителем управления образования города Татьяной Ситдиковой как раз на эту тему. Нам удалось понять друг друга: должны быть КИМы для семейников (контрольно-измерительные материалы). Сейчас у каждой школы есть сайт. Что мешает сделать раздел, поместить туда демо-версии предстоящего экзамена? Чтобы убрать страхи у родителя: «А, так мой ребенок вот это должен знать в конце года обязательно? Поняла». И тогда ребенок будет учить эту обязательную программу и сверху то, что сама мама считает нужным.

У каждого из мальчишек свой уголок - парта, полка, календарь

У каждого из мальчишек свой уголок - парта, полка, календарь

Фото: Мария ЛЕНЦ

Мнение специалистов

Татьяна Ситдикова, руководитель управления образования Красноярска:

- Задача системы образования – помочь родителям, решившим самостоятельно обучать своих детей. Оценить знания детей может любая школа вне зависимости от места проживания ребенка. Педагоги готовы проводить для учеников консультации, предоставлять лаборатории и технические студии для подготовки к аттестации, организовывать для ребят интересующие их дополнительные занятия.

Если родитель не справляется:

- К услугам родителей есть репетиторы по интернету, при помощи онлайн-общения и скайпа. Это дешевле, чем приходящий репетитор.

- Некоторые родители создают мини-классы по 3-5 детей и приглашают учителя.

- Вернуться в школу ребенок может в любой момент.

Плюсы:

- Индивидуальный подход к ребенку. Внимание только на него. Тему или задание с ним изучают до тех пор, пока он не скажет «я понял, я выучил». В школе такого не бывает.

- Ребенок комфортно себя чувствует, ведь он же дома. Это очень полезно для стеснительных детей, комплексующих.

- У ребенка занята лишь часть дня, вторая половина свободна – можно направить на дополнительное образование.

Минусы:

- Ребенок не может пройти лабораторные занятия, к примеру. Химия, физика, биология в этом плане страдают – дома вряд ли найдется оборудование для опытов.

- Все образование завязано на одном родителе, как правило (папа – зарабатывает деньги для семьи, мама – посвящает себя ребенку). И если у мамы-учителя случается непредвиденная ситуация, ребенок остается один на один с учебниками.