Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics
Общество5 августа 2015 3:53

Мошенница посадила на кредитную иглу целую сибирскую деревню

«Это просто гипноз какой-то», - признаются ее жертвы
Момотово - небольшое сельцо в 200 километрах от Красноярска. Ни за что не догадаешься, что каждый третий здесь - «миллионщик».

Момотово - небольшое сельцо в 200 километрах от Красноярска. Ни за что не догадаешься, что каждый третий здесь - «миллионщик».

Фото: Мария ЛЕНЦ

Такое не снилось даже Гоголю! Куда там его Чичикову, скупавшему мертвые души. Почти сотню живых посадила на кредитную иглу 40-летняя сибирячка. Своих земляков - соседей, друзей, сослуживцев. Как под гипнозом те понабрали миллионных займов и отдали ей. Она же клялась платить. Пришло время раскошелиться – и женщина исчезла. А деревенских «миллионщиков» атаковали коллекторы. Гоните деньги, не то распотрошим на органы, заберем детей. Что делать и кто виноват, разбиралась «Комсомолка».

Жара, тишина, старенькие деревянные домики. Попробуй догадаться, что у каждого третьего здесь миллионы. Долгов.

Жара, тишина, старенькие деревянные домики. Попробуй догадаться, что у каждого третьего здесь миллионы. Долгов.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Не фонтан!

Пыльные улицы, потемневшие от времени деревянные домики дремлют в полуденном зное. Вокруг – никого! Так встретило нас Момотово, небольшое сельцо в 200 километрах от Красноярска. Ни за что не догадаешься, что каждый третий здесь - «миллионщик». Только вот роскошных вилл, бассейнов и фонтанов ни у кого не наблюдается.

- Лично у меня всего имущества-то – старенький телик, сервант да ковер, - вздыхает Наталья Пильчук. – Я ведь работала сторожем в больнице, зарплата 4-5 тысяч, денег постоянно не хватало. А где их взять? Вот и купилась.

Зачем работать, если зарплату забирают целиком за долги? –  возмущается Наталья Пильчук.

Зачем работать, если зарплату забирают целиком за долги? – возмущается Наталья Пильчук.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Стала одной из первых, кого взяла в оборот местная предпринимательница. 40-летняя Ольга Карасева ходила за ней по пятам. Возьми да возьми кредит! А я тебе 10% отстегну. Пока не убедила окончательно. Она же своя, не кинет, решила женщина. Вон у нас ребятишки в один класс ходят. И поставила свою подпись на бумагах. Раз, другой, третий.

И все же сомневалась: пять кредитов на миллион - не много ли, Оля? А в ответ слышала: что ты, я плачу. Первый заём Карасева погасила – и… поминай, как звали!

Вот и осталась Наталья с миллионным долгом. Изработанная женщина 42 лет. Инвалид с детства. Мать-одиночка, поднимающая сына-подростка. Как жить?

Все брали, и мы тоже

Таких историй в здешних краях наберется добрая сотня. Мошенница облапошила всех на 35 миллионов. Не гнушалась никем: однажды приволокла в банк даже безногого инвалида!

- А мы угодили в долговую яму исключительно по доброте душевной, - со слезами на глазах вспоминает Нина Бухно. - Я тогда была у Ольги продавцом в магазине.– Как-то она подкатила ко мне: мол, денег маловато, а дело надо развивать дальше. Выручай! Ольга же наша, деревенская. Приветливая, никогда никому грубого слова не скажет. Как не помочь?

Попали в рабство из-за своего доброго сердца, говорит Нина Бухно.

Попали в рабство из-за своего доброго сердца, говорит Нина Бухно.

Фото: Мария ЛЕНЦ

А дальше по отработанной схеме: Карасева заплатила по первому кредиту, подписала их на другие и пропала. А что в итоге? Супруги Бухно (инвалиды и пенсионеры) попали на кругленькую сумму.

- Никто такого не ожидал! – сетует женщина. – Все брали, и мы взяли. Я в магазине получала 20 тысяч, а мне сделали липовые документы. Видела их всего одну секунду. Прямо перед банком успела заглянуть. Смотрю: там зарплата указана 40 тысяч и выше. Это у меня-то?

Обработала – за милый мой!

Почему никого не насторожила афера с подложными бумагами? Просто поверили, говорят люди, не ожидали подвоха.

- Да как не поверить, если тебя просят об услуге родные люди? – удивляется Лариса Рымарева. – Я полжизни дружила с мамой Оли, Надеждой Ивановной. Мы ели за одним столом, жили практически семьей. Она не раз выручала меня. Даже мысли не возникло, что это будет обман. Да еще такого масштаба!

В том, что случилось, виноваты сами. Хотя, кому верить, если не самым близким? На фото Лариса Рымарева.

В том, что случилось, виноваты сами. Хотя, кому верить, если не самым близким? На фото Лариса Рымарева.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Конечно, опасения были. Но Карасева не оставила от них камня на камне. Яркая харизматичная, рот откроет – заслушаешься. Это как цыганский гипноз был, в один голос твердят жертвы мошенницы. Обработала – за милый мой! Кто-то влетел на 300, кто-то - на 600 тысяч, а кто-то и на три миллиона, как Лариса Рымарева.

- Доверчивая я, особенно к близким, сама виновата, - сокрушается женщина. - Что теперь делать, понятия не имею. Магазин, который я держала, пришлось закрыть. Не работаю, ухаживаю за больной матерью. Сейчас взять с меня нечего. Но через полтора года мне на пенсию. Появится доход – придут приставы.

Шагнула в петлю

Всех момотовских «миллионщиков» приставы буквально обложили. Снимали с карточек зарплаты подчистую – людям пришлось уволиться. А тех, с кого взятки гладки, атаковали коллекторы. Звонят, угрожают расправой.

- Двоих так просто затравили, - рассказывает хозяйка местного магазина Алена Шестеперова. – Парень из соседнего села застрелился. А одна женщина повесилась. Еще позапрошлой зимой. Анюта Гукайченко, она работала в пекарне при нашем магазине. Ей было чуть за 30, жить бы да жить! Трудолюбивая, ответственная, «горела» на работе. Как-то купила своему мальчонке компьютер. Тот как раз в первый класс пошел. А денег особых в доме не было. Откуда бы, думаем, они взялись? Позже выяснилось: тайком от мужа Аня взяла кредит. Когда все открылось, заметалась – что делать? Мы уговаривали: плюнь, расплатишься постепенно. А она не смогла. Шагнула в петлю. Как решилась? Такой была хохотушкой, душой компании…

Где выход из кредитного рабства? Подруга Алены Шестеперовой шагнула в петлю.

Где выход из кредитного рабства? Подруга Алены Шестеперовой шагнула в петлю.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Жила на широкую ногу

А что же та, из-за которой все произошло? Сейчас она за решеткой – упекли за мошенничество в особо крупном размере. «Обула» 9 банков, посадила на кредитную иглу 97 человек. Да и покутить успела – постоянно ездила отдыхать, открывала магазины. Жила на широкую ногу. А теперь вот загремела на 6 лет.

Так что взглянуть ей в глаза односельчане смогут нескоро. А вот с родителями аферистки – Михаилом и Надеждой Кимадзе – сталкиваются едва ли не каждый день. В магазине, на улице.

- Я ей говорю: как же так, Надя? - делится Лариса Рымарева. – А той хоть бы что. Руками всплеснула: а как мы через эту историю пострадали! До сих пор расплачиваемся за дочку.

В Момотове на родных мошенницы смотрят косо. Кто-то даже грозился подпалить их дом. Бело-голубой, нарядный, за высоким забором. Совсем непохожий на другие. Правда, мстителя отговорили. Была охота из-за них сидеть.

Дом родителей в мошенницы в Момотово грозились подпалить.

Дом родителей в мошенницы в Момотово грозились подпалить.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Мы попытались пообщаться с Ольгиными родителями, но получили от ворот поворот. Не надо нам это, отрезал Михаил Иванович. Кто бы сомневался!

Не до жиру

…Чтобы выкарабкаться из долговой ямы, у жертв мошенницы уйдет вся жизнь. 10% от кредитов разошлись очень быстро. Покупка дров, ремонт забора, мало ли у деревенских нужд! Только вот никто не шиковал – не до жиру…

Где же выход? – ломают голову люди. Многие затянули пояса потуже. Одни нашли нелегальную работу. Другие ударились в фермерство – кушать-то что-то надо. Третьи подались калымить – нанимаются ремонтировать дома соседей, вяжут и шьют на заказ. Все лишняя копейка в дом.

- Дай Бог, жизнь наладится! – надеются люди. – Не может же быть такого, что мы должны будем вернуть деньги, которые и в руках-то не держали? Неужели за кредиты придется расплачиваться нашим детям и внукам?

ВАЖНО

Есть ли возможность освободить людей из кредитной петли?

Иван Хорошев, адвокат Первой Красноярской краевой коллегии адвокатов

Люди могут подать иск в суд, чтобы сделку признали совершенной под влиянием обмана. Но для этого нужны основания. Так что придется доказывать обстоятельства, на которые вы ссылаетесь. А в суде обязательно спросят: почему не подумали головой?

Ведь людей не заставляли насильно. Ну да, их уговорили. Но все же взрослые, с образованием, с жизненным опытом. Как получилось, что человек в здравом уме и памяти, не страдающий заболеваниями и не находящийся под давлением, подписывал документы, не читая? Наверняка в договорах все четко изложено. Сядь почитай.

С точки зрения гражданского права, никого не интересует, куда вы потом отдавали эти деньги. Взяли на себя обязательства - должны действовать разумно. Поставьте себя на место банка: он что, будет каждого спрашивать, куда ты деньги девать будешь, не обманул ли тебя кто-нибудь?

Далее. Когда люди давали недостоверные сведения о доходах, у них не закрадывалась мысль, что они кого-то обманывают?

Поймите, все эти вопросы обязательно возникнут, если сделки будут оспариваться. Ведь понятие «по доброте душевной» к гражданскому праву неприменимо. Если ты отдал что-то мошенникам, должен оценивать последствия. А что такое «доброта душевная»? Если вы добрые, расплачивайтесь за свою доброту деньгами.

Что по поводу закона о банкротстве физлиц, на который рассчитывают многие, попавшие в подобную ситуацию, он вступает в силу только с октября. Еще никто не знает, как он будет работать. К тому же банкротство тоже недешевая процедура. За нее нужно платить.