Премия Рунета-2020
Красноярск
+12°
Boom metrics
Авто24 июня 2015 6:35

Красноярец пополняет свою коллекцию из раритетных автобусов, собирая их по всей стране

Берегите автобусы! Или новая жизнь старой маршрутки
Красноярец пополняет свою коллекцию из раритетных автобусов, собирая их по всей стране

Красноярец пополняет свою коллекцию из раритетных автобусов, собирая их по всей стране

Фото: Мария ЛЕНЦ

В Красноярске Александра Кнапнугеля знают в первую очередь как образцового перевозчика. Маршрутки чистые и исправные, к водителям и кондукторам претензий нет. От горожан только положительные отзывы, на хорошем счету у начальства… был. Полтора года назад свое отлаженное предприятие Александр Эдуардович променял на, как многие бы выразились, автохлам. Передав бизнес сыновьям, он вплотную занялся своим хобби – коллекционированием автомобилей, грузовиков и автобусов. Не моделей, не игрушечных копий, а самых настоящих, в натуральную величину. Причем раритетных.

Как с конвейера

- Вот самый старенький автобус в моей коллекции – ЗИЛ-158B Ликинского автобусного завода, 59-го года выпуска, - с гордостью рассказывает Александр Кнапнугель. – Алюминиевый, клепаный. Долгое время, с конца 50-х по 70-е, в Красноярске ходили только эти автобусы. Однажды привезли этот ЗИЛ на выставку, смотрим: бабушка села на подножке и плачет. «Что такое?» - спрашиваю. А она в ответ: «Я на таком автобусе всю жизнь отработала кондуктором». Думаю, старшее поколение может еще много историй об этих машинах и с ними связанных рассказать.

ЗИЛ-158B

ЗИЛ-158B

Фото: Мария ЛЕНЦ

За интересным «экспонатом» Александр Кнапнугель может сорваться в любой уголок не только Красноярского края – всей страны. Выкупает у владельца, заказывает фуру и привозит за тысячи километров в родной Красноярск. А после вместе с механиками «колдует»: автохлам обдирают до голого металла, вычищают до блеска, покрывают химией против ржавчины, красят и собирают заново. Запчасти ищут заводские, часто в расход идут три машины, из которых собирается одна.

«Колхида» (КАЗ-4540)

«Колхида» (КАЗ-4540)

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Так мы собрали эту «Колхиду» (КАЗ-4540), между прочим, теперь она единственная в крае, - показывает Александр Эдуардович. – Их всего-то на Кутаисском автозаводе было выпущено 1117 штук. Над этой работали два человека, каждый день, не филонили – и все равно управились небыстро, за полгода.

Но результат того стоит: грузовик новенький, как с конвейера, и главное – на ходу. Для Александра Эдуардовича это принцип: машина должна заводиться и ездить. За 1,5 года ему удалось вдохнуть новую жизнь в 10 машин. Еще 30 ждут своей очереди.

Были бы средства

Конечно, найти деньги на столь дорогое хобби непросто. Но, если получается скопить нужную сумму или помогают спонсоры, коллекционер не скупится. Взять, к примеру, ПАЗ-654. Экспонат любопытный – деревянный каркас, обшит стальными листами. Создавался для нужд Советской армии. Но военным не пришелся по вкусу, Павловский автозавод выпустил шесть опытных образцов, и на этом производство прекратилось.

ПАЗ-654

ПАЗ-654

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Я нашел этот ПАЗик в Челябинске, купил за 50 000 рублей, а доставка обошлась в 100 000, - говорит Александр Кнапнугель и, видя мое удивленное лицо, добавляет: - Не буду говорить, во сколько обойдется его ремонт, а то сочтете меня сумасшедшим. Ну, тысяч 400 000 мы уже потратили…

Зачем?

…возникает невольно вопрос.

- Сначала был просто азарт, - объясняет Александр Эдуардович. – Когда восстановил первую машину, ГАЗ-67, так понравилось, что захотелось больше. Тогда же подумал: «Волгами», «Москвичами» и «Жигулями» занимаются все. А чем грузовики и автобусы хуже? Ведь, посмотрите, на всю большую страну только один музей с такими экспонатами – Мосгостранс. Согласитесь, маловато, вот мне и захотелось восполнить пробел.

ГАЗ-67

ГАЗ-67

Фото: Мария ЛЕНЦ

Но самая большая мечта коллекционера – открыть большой музей ретротранспорта. Концепция уже готова, да вот только бойкотируют чиновники идею. Хотя все в ней есть – и патриотическое воспитание, и образование молодежи.

- Это должна быть не просто выставка, а музейно-технический комплекс, со своим автодромом и автомастерскими, - рассуждает Александр Кнапнугель. – Сюда смогут приходить семьи с детьми, что-то мастерить, учиться рулить, студенты будут практиковаться. Просто хочется, чтобы следующие поколения могли не только увидеть в компьютере автобусы, на которых ездили их деды и прадеды, но и потрогать их, завезти, прокатиться.

С3А (эс-три-а) — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска

С3А (эс-три-а) — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска

Фото: Мария ЛЕНЦ

А еще коллекционеру удалось раздобыть вот такой кассовый аппарат с автобуса 70-х годов. Кидаешь монетку в специальное отверстие и отрываешь билет.

Кассовый аппарат с автобуса 70-х годов

Кассовый аппарат с автобуса 70-х годов

Фото: Мария ЛЕНЦ

- «Сколько хочешь?» часто спрашивают меня дети на экскурсии, - рассказывает Александр Эдуардович. – Да, тогда все было просто, люди честнее были.

Больше фотографий коллеции смотрите в нашем разделе фотогалереи