Премия Рунета-2020
Красноярск
-2°
Boom metrics
Общество5 июня 2015 3:19

Площадь брошенных земель в Красноярском крае измеряется сотнями тысяч гектаров

Когда-то в поле колосилась рожь, теперь пешком здесь не пройдешь
Специалисты Россельхознадзора проверяют возраст дерева. А когда-то тут росла рожь. Фото: предоставлено пресс-службой управления Россельхознадзора.

Специалисты Россельхознадзора проверяют возраст дерева. А когда-то тут росла рожь. Фото: предоставлено пресс-службой управления Россельхознадзора.

Стоит выехать из краевого центра – в любом направлении – и уже километров через 10–15 можно увидеть поля, густо заросшие бурьяном. Еще тридцать лет назад все более-менее ровные площади в зоне доступа были заняты под пашни, покосы, пастбища, овощные плантации. Колхозы и совхозы брали в оборот все, куда могла заехать сельхозтехника. Сосновоборцы выезжали на сельхозработы и вокруг родного города выращивали капусту, огурцы и прочие овощные радости. В Курагинском районе народ занимался выращиванием картофеля, чтобы потом отправлять его северянам. На равнинах Минусинского района и Хакасии ползали гигантские оросительные конструкции на тракторе и поливали овощные поля. И так – по всей южной и центральной частям Красноярского края. А нынче…

Наказание рублем работает

По данным краевого управления Россельхознадзора, в нашем регионе брошенных земель – тысячи гектаров (см. ТОЛЬКО ЦИФРЫ). Как обратить процесс вспять? Какой нужен кнут и как лучше применить пряник, чтобы собственники заботились о своих участках? С 20 марта нынешнего года существенно повысили административный штраф хозяевам земель за то, что их на участках «колосятся» сорняки. Физическим лицам за это придется платить от 20 до 50 тысяч рублей (было от 1 до 1,5 тысяч). Юридическим лицам – от 400 до 700 тысяч. Если нарушители вовремя не выполнили предписание, им придется выложить еще от 20 до 50 тысяч. А то и вовсе у владельца могут забрать участок. Есть информация, что это помогает: в оборот вернулись 7 тысяч гектаров земель (в 2014 году, при маленьком размере штрафов, снова возделывать начали всего 111 гектаров).

- Новые штрафы работают, - говорит начальник отдела земельного контроля администрации Емельяновского района Арушан Саакян. - Люди приходят за консультациями, спрашивают, как можно поскорее привести в порядок документы, как поскорее вспахать свои участки, уточняют границы.

Результаты могли быть еще лучше, если бы должным образом работали комиссии земельного контроля. Они были созданы при муниципалитетах при содействии Россельхознадзора. Их наделили полномочиями, провели обучающие семинары. Но вопреки ожиданиям, комиссии не справляются с возложенной на них задачей. Это кажется странным, если учесть, что именно сельсоветы заинтересованы защитить свои земли. Но там говорят, не хватает финансирования, недостаточно квалификации.

Как все начиналось?

Вернемся к истокам, когда же появились предпосылки к тому, что теперь многие земли заросли бурьяном?

Виктор Писаренко, начальник отдела сельского хозяйства Емельяновского района, вспоминает:

- Помните реформу 1991 года? Тогда выделили паи работникам колхозов и социальной сферы при колхозах. При этом не поинтересовались, надо ли это человеку или не надо, справится он или нет? Кто сообразил – открыл фермерское хозяйство или агрофирму. Других отпугнула перспектива оформлять кипу документов. А кто-то вообще не помнит, что у них есть участки. Второй этап – начали отдавать землю дачникам и садоводам. Снова давали всем, кто просил.

Паи и дачные участки – дело априори хорошее, но технология приватизации земли не проработана. Поэтому сегодня имеем то, что имеем – вся земля формально кому-то принадлежит, а по факту заросла бурьяном.

Не долговато ли?

Нет такого муниципалитета в крае, признались в Россельхознадзоре, который можно было бы поставить в пример и сказать: вот тут все в порядке и каждый метр земли любовно пристроен.

Стоит человеку отлучиться от земли, там сразу же появляются сорняки. Проблема в том, что они истощают плодородный слой почвы. Один фермер из Манского района решил взять в оборот землю. Два года собирал документы. Потом засеял пашню, а по осени собрал урожая меньше, чем посеял. Респект ему за целеустремленность, но два года добиваться разрешения засеять землю… Считайте, что 9 из 10 потенциальных фермеров «отсеялись» именно на этом этапе. Между желанием пахать землю и заветным документом стоит целая цепочка министерств и ведомств. Что-то надо делать, как-то надо упрощать.

Тепличное наследство

Есть еще одна больная тема, связанная с неправильным использованием почвы. Помните теплицы, которые много лет осаждали Красноярск на его подступах? Они стояли на муниципальных землях в Емельяновском, Манском, Березовском, Канском районах. Работали в них граждане из Поднебесной. Потом краевое правительство резко ограничило рабочие квоты гастарбайтерам. К тому же экологи, наконец, добились тщательной проверки состояния почвы. Теплиц не стало, но последствия-то остались.

В Манском районе стоят три стометровых скелета. Оборванный полиэтилен на ветру полощется. А на земле там ничего не растет – она пропитана химическими удобрениями.

Емельяновский район выселял своих китайских арендаторов через суд – вызвали и выдали предписание покинуть просторы чужой родины. Из района Песчанки китайские теплицы исчезли. Сейчас там идет оценка земли, как только определят стоимость – выставят на продажу. Какова будет цена участков и найдется ли покупатель, покажет время.

Эпилог

На ум приходят события столетней давности, когда во время Столыпинской реформы трудолюбивые крестьяне из европейской части России с семьями ехали сюда. Они брали земли кто сколько сможет и обрабатывали ее. Десятилетиями превращали целину в плодородные пашни. Пахали на лошадках, хлеб жали вручную и радовались.

Сегодня мы наблюдаем обратный процесс - чтобы пашни превратились в целину, достаточно трех лет.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В Красноярском крае, по данным регионального управления Россельхознадзора (в тысячах гектаров):

- в южной и центральной части сельхозугодий - 4 928,1,

- из них вовлечено в оборот – 4 509,

- в 2014 году проверили – 926,

- заброшенными оказались - 16,9,

- за пять месяцев 2015 года проверили 78,69,

- и снова нашли заросших сорняками - 3,26.