Премия Рунета-2020
Красноярск
+8°
Boom metrics
Общество7 декабря 2012 5:08

В Красноярском крае под окнами школы ученики возвели православный храм

В селе Талое в этом не видят ничего предосудительного. Впрочем и удивительного тоже…
Восьмиклассницы Ангелина Захарова и Ярослава Завалихина разработали проект того, как храм должен выглядеть внутри

Восьмиклассницы Ангелина Захарова и Ярослава Завалихина разработали проект того, как храм должен выглядеть внутри

Фото: Мария ЛЕНЦ

В селе Талое Емельяновского района проживает чуть больше 700 человек, есть три продуктовых магазинчика, почта, сельсовет, клуб, детский дом и школа. А вот православного храма нет. Несколько лет назад прямо напротив школы его начали строить дети, вдохновленные своими педагогами. Ничего удивительного или предосудительного в этом односельчане не видят. Наоборот, говорят, воспитательный процесс через общее дело движется лучше. (Начало)

С миру по нитке...

Закономерный вопрос, откуда же в Талом берут деньги на строительство храма. Ответ также незатейлив — с миру по нитке... Никакого генерального спонсора нет. Здесь даже против этого — если кто-то будет спонсировать — это вроде как он сделал благое дело, а так оно общее.

В магазинах Талого установили ящички на замочке. В них каждый желающий может опустить купюру или монету любого номинала. Продавцы уверяют, что некоторые кидают туда приличные деньги и даже «баксы». Такой же ящичек установили и в библиотеке, но сюда купюры, как правило, кидают сами учителя с зарплаты, приезжие проверяющие.

В самом начале строительства дети поставили спектакль, который показывали в местном доме культуры. Вход был бесплатным, но в углу поставили ящик для пожертвований. Позже были еще спектакли. Всякий раз ящики наполнялись. Немного помогла и сельская администрация.

— Удивительно, но каждый раз, как нам нужны были деньги на очередной этап строительства, они у нас находились, — удивляется Иван Гордичук. — Но мы экономим на всем, очень многое делаем своими руками.

Когда настало время водрузить на храм золоченую маковку, специализированная мастерская запросила за нее 300 тысяч рублей. Таких средств, естественно, не было... Немного погоревав, Гордичук узнал, где купить листы нитрида титана (выглядят как золото) и сделал маковку сам. Обошлось около 50 тысяч рублей.

Ученица 9 класса Аня Зайнулина разработала проект по убранству и озеленению сквера около церкви, составила смету. Чтобы было подешевле, обошла дворы местных бабушек и посмотрела у кого какие красивые цветы — кустарники растут в палисаднике. Бабули сказали, что для такого дела дадут отводки бесплатно.

Всего в строительство храма вложено порядка 700 тысяч. Чтобы довести все до ума, нужно еще миллиона полтора. Один иконостас обойдется тысяч в 500. Но его тоже уже подумывают изготовить самостоятельно. На уроках труда, в кружках дети будут вырезать лобзиком его детали, шлифовать, обрабатывать, а взрослые потом нанесут позолоту, сложные декоративные элементы. Таким образом уже почти изготовили беседку — она стоит в школьной мастерской в разобранном виде и ждет весны.

А почему не мечеть?

И все-таки настолько идеальной предстала картина, что мой урбанизированный мозг отказывался в нее верить.

— А почему все-таки православный храм? Не приют для животных, стадион или... мечеть?

— Спортивная площадка у нас есть, приют для нас не актуален, а мечеть... Ну так, большинство жителей села — христиане. Хотя даже приверженцы другой веры строят наш храм. У мусульман нельзя пройти мимо строящегося храма и не помочь при этом — и не важно, чей это храм — отвечали мне.

— А родители не против, что их детей приобщают к религии? Используют детский труд?

— Мы никого не принуждаем, говорим детям — ваш проект может быть не связан с храмом, придумайте что-то другое, но они сами хотят, — разводит руками Светлана Зайнулина. — И никаких тяжелых работ они у нас не выполняют. Только то, что в рамках учебной программы по технологии. Когда нужно что-то серьезное на храме сделать — мы объявляем субботники. Приходит кто может. Фундамент заливали мужчины со всего села, забор летом четыре дня красили молодые мамы с детишками, учителя, ну и школьники, кто захотел.

У детей, действительно, есть выбор. Например, при школе имеется огородик, на котором школьники выращивают овощи, мастерская с деревообрабатывающими станками, а еще пасека. Дети учатся ухаживать за пчелами, и это, поверьте, важно. Сегодня из 700 с лишним жителей села работают порядка ста, остальным просто негде. При том, что стариков не так уж много. Словом, пчеловодство здесь можно рассматривать как серьезный источник дохода.

«Нам бы еще монументик...»

На достигнутом педагоги не спешат останавливаться. Уже сейчас думают, чем займут детей, когда храм достроят.

— У нас есть мысль в сквере у церкви еще монумент погибшим в войнах поставить. У нас в селе его ведь тоже нет, — говорит трудовик.

— А зачем возле церкви?! — возразили мы. — Нет, его надо в другом месте заложить, тогда в селе появится еще одно облагороженное место, очаг культуры...

— Так ведь площадку заново готовить — это опять затраты какие! — объясняет Иван Петрович.

— А кому сейчас легко? — хитро парируем. ( А вдруг наши слова возьмут на вооружение, как того батюшки, что храм из окна «увидел»?)

— Ну, посмотрим, — задумчиво щурит глаза Гордичук.

На вопрос, когда храм будет достроен, в Талом отвечать не любят. Хотя меж собой надеются, что первую службу проведут уже в мае. До этого времени, как только отступят морозы, предстоит успеть многое. Внутри нештукатуреные стены, на месте пола нетесаные плахи... А дети решили, что пол должен быть из хорошего ламината, чтобы не продавливался и легко мылся. Правда, кто его будет топтать и потом мыть, не ясно. Храм маленький, своего настоятеля духовенство сюда не даст, да и жить батюшке будет негде. Разве что отец Михаил из соседнего села обещал приезжать по праздникам и датам, которые определят селяне.

ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ

Понятно, что история со строительством в Талом не однозначная. Храм — символ православной веры, и как рассматривать такой почин? Как абстрактное приучение детей к труду, порядку, дисциплине или все-таки — навязывание веры? С одной стороны, почему именно храм, а не, скажем, спортивная площадка? С другой — надо ли искать во всем плохое, ведь осудить можно было бы все — и храм, и площадку, как, например, использование детского труда... Эти вопросы мы сами себе задавали в редакции. Но ответить однозначно не смогли. Между тем тему активно обсуждают на нашем сайте kp.ru, и на радио «Комсомольская правда» на 107,1 FM.

Вот что думают наши читатели и слушатели:

Владимир:

— Я русский, позиционирую себя как православный человек. Но был бы не против, если в моей деревне строили мечеть и мой ребенок ходил бы помогал бы строителям. Главное, чтобы это было общее дело, не важно, что они строят. Так совпало, что там строят православный храм. Большинство жителей христиане, и было бы странно, если бы они начали строить буддистский храм или мечеть...

Гость № 7851:

— Тесновато — можно и подальше строить было. А еще получается, что церковь = наркотикам, алкоголю и т.п.

Кирилл:

— Знаете, говорить, что все поголовно в селе были солидарны, по-моему, не правильно. Тут налицо идет организация процесса. Даже если кто-то против, он просто помалкивает. Деревня — это слишком маленькое сообщество, и все очень зависимы от различных взаимоотношений. Я не против верующих и церкви, но ребенок не должен склоняться к той или иной пропаганде. Придет время, сам определится. А если мы внимательно посмотрим историю, церковь всегда манипулировала людьми... Я не хочу этого.

Александр:

— Школа не должна заниматься этим. Я вообще считаю, что государство сейчас выпустило джинна под названием «Религия», и лет через десять это нам еще как аукнется. Мы получим что-то вроде алжирских беспорядков... Считается, что религиозный человек становится более богобоязненным, но это ведь не правда. Мы не стали совершать меньше преступлений или грешить.

Людмила Ивановна:

— Ведь очень многие за то, чтобы этот небольшой храм, часовня строились в деревне. Раз решили дети вместе с учителями, что им это надо, а не бассейн, пусть строят. Ведь они делом заняты, никуда не бегут... Я считаю, правильно это!

ОФИЦИАЛЬНО

Наталья Бумаго, руководитель управления образования администрации Емельяновского района:

- По закону церковь действительно отделена от государства. И у нас никакой религии, как таковой в самой школе не преподается. Строительство храма в селе Талое рассматривается, как проектная деятельность. Храм – это проект. Участие детей в нем добровольное, и посильное - это точно. Никто их не принуждает, не заставляет молиться. Я сама там была не раз, видела все. Могу сказать, что по человечески я очень к этому склонна, и одобряю проект. Мне кажется, что для ребятишек – это хороший социальный опыт. Так происходит и их духовно-нравственное развитие.