Премия Рунета-2020
Красноярск
+2°
Boom metrics
Общество2 августа 2012 5:00

В советские времена в стюардессы шли за романтикой

В Советском Союзе гражданская авиация была полувоенной организацией, поэтому дисциплина и требования очень напоминали армейские [фото]

В августе свой профессиональный праздник будут отмечать работники воздушного флота России. И мы решили вспомнить не только о суровых мужских профессиях, но и о роли женщин в небе, о их труде на высоте десять тысяч метров. И пригласили в гости красноярскую бортпроводницу с 30-летним стажем Татьяну Ямкову

Когда Таня была школьницей, ее семья жила на улице Аэровокзальной, совсем недалеко от работающего тогда аэропорта. И когда девочка видела улетающие вдаль самолеты, а среди соседей по общежитию встречала красивых женщин в форме и серьезных мужчин в кителях, именно тогда зародилась в ее душе любовь к небу и желание летать.

После окончания школы Татьяна полтора года отработала в швейном ателье, а потом, в 1980 году, дружба с соседями привела ее на курсы бортпроводников. После положительного заключения медицинской комиссии наша героиня 4 месяца слушала лекции в Учебном центре авиакомпании. Один из главных предметов, который стюардессы должны были знать назубок, – это, конечно, география. Кроме того, в обязательную программу подготовки входили курсы по обслуживанию пассажиров, организации питания, авиационной безопасности, каждый бортпроводник должен был уметь оказывать первую медицинскую помощь, знать некоторые психологические приемы и уметь говорить. Если же у соискателя был неприятный голос или речевые дефекты, ему запросто могли отказать в приеме на работу.

В 80-е мы все ходили по струночке

В Советском Союзе гражданская авиация была полувоенной организацией, поэтому дисциплина и требования очень напоминали армейские. В частности, бортпроводник был обязан одеваться строго по форме, одежда всегда чистая и отглаженная, волосы мытые и уложенные в аккуратную прическу, макияж обязателен, но весьма умеренный. За нарушение устава с человеком легко могли попрощаться.

Форму для стюардесс в СССР шили в Москве в одном из домов моделей, который сотрудничал с «Аэрофлотом», и потому в 80-е годы все советские бортпроводники выглядели одинаково. Для женщин это была юбка, блузка и жакет, затем комплект был дополнен жилетом, а лет десять назад в гардеробе стюардессы появились брюки и даже платья. Был и зимний вариант форменной одежды - пальто с меховым воротником, шапка с небольшими ушками и кокардой и даже обязательный форменный шарф. Осенью и весной стюардессы ходили в плащах, кашне и аккуратных фетровых шапочках. Только обувь разрешали покупать самостоятельно, но всегда оговаривался цвет, фасон и высота каблука (от 3 до 5 см). Это только в кино стюардессы дефилируют по салону самолета на шпильках.

- Из украшений в наше время допускалось только обручальное кольцо. Серьги и браслеты мы оставляли дома и никаких длинных ярких ногтей, устав есть устав, - поясняет Татьяна.

Что касается мужчин, то в 80-е годы в авиации к ним тоже применялись жесткие требования: не должно быть бородатых, усатых, со шрамами и другими дефектами лица. Перед каждым полетом весь экипаж проходил стартовый медицинский контроль, и если врач замечал недомогание, в рейс отправляли кого-то из резерва, это касалось и летчиков, и бортпроводников.

Работа в авиации, в небе, всегда считалась опасной и вредной для здоровья. Вечный шум двигателей, гравитация, изменение давления плюс смена часовых и климатических поясов. Только крепкий и здоровый организм может выдерживать такие нагрузки. Именно из-за тяжелых условий работы отпуск у бортпроводников составляет 78 дней, а зарплата всегда была выше средней по стране. Так, в СССР, зарплата стюардессы варьировалась от 200 до 240 рублей в месяц. Итоговая сумма зависела от часов, проведенных в небе. Минимальный налет в месяц составлял 80 часов, максимальный 100.

Татьяна Ямкова: "Профессия почти не изменилась, другими стали люди"

Татьяна Ямкова: "Профессия почти не изменилась, другими стали люди"

Стюардесса никогда не мыла, не убирала и не варила

О каждой профессии существуют разные мифы. Например, многие пассажиры наверняка думают, что уборкой салона в самолете или чисткой санузлов занимается бригада бортпроводников. Так вот, за все хозяйственные работы на борту отвечает совершенно другой персонал. В обязанности стюардессы никогда не входила уборка самолета или мытье посуды. Поэтому если сравнивать обязанности проводницы в поезде и стюардессы в самолете, разница весьма серьезная. Перед каждым полетом бортпроводник проходит медосмотр, после которого просто не имеет права брать в руки тряпку и моющее средство. Задача стюардессы поприветствовать пассажиров, затем предложить напитки, подогреть уже готовые обеды, накормить пассажиров и собрать посуду. Татьяна со смехом рассказывает:

- Бывало такое, когда во время длительного полета к нам заходили уже зрелого возраста пассажирки и предлагали помочь помыть посуду, приходилось благодарить и объяснять, что мытьем тарелок стюардессы не занимаются. Уже на земле посуду забирал цех бортового питания. За порядок и чистоту в салоне самолета отвечало другое подразделение - бытовой цех авиакомпании. Хотя все-таки надо вспомнить, что на заре авиации, когда только появилась профессия стюардессы (это было в США в 30-х годах 20 века) в ее обязанности входила даже заправка самолета, также она убирала в салоне, а во время полета носила по салону чемодан с бутербродами. Более того, первые стюардессы были очень миниатюрными женщинами весом не больше 52 кг, потому что и самолеты тогда были достаточно компактными.

Красноярских бортпроводниц называли самыми красивыми в стране!

Татьяна Ямкова говорит, что всегда гордилась тем, что работала в «Красноярских авиалиниях», а затем и в «Красйэр» (компания обанкротилась осенью 2008 года):

- Наша авиакомпания и по уровню подготовки пилотов, и по остальным параметрам всегда была в лидерах по стране, а красноярских стюардесс даже узнавали по внешнему виду.

Москвичи буквально засыпали сибирячек комплиментами. Однако, несмотря на внешнюю привлекательность, многие бортпроводницы и тогда и сейчас остаются одинокими в личной жизни. На отношения, а потом семью и детей просто не хватает времени, ведь часы в небе бегут гораздо быстрее, чем на земле.

-Это можно назвать издержкой нашей профессии,- говорит Татьяна.

Прилетела-улетела, не успела оглянуться, а тебе уже 30. И далеко не всякий «земной» мужчина согласится брать в жены такую «перелетную птичку». Поэтому довольно часто стюардессы входят замуж за мужчин, имеющих отношение к авиации. Летчиков, конечно, хватает не всем, но ведь есть еще и наземные службы: инженеры, авиатехники, диспетчеры. Кстати, у нашей героини с семейной жизнью все в порядке, она счастлива в браке уже почти 30 лет, ее муж - бывший авиадиспетчер.

350 обезумевших пассажиров требовали снять с самолета женщин в черном…

За 30 лет, проведенных в небе, разных летных историй много, но вот одна, которую Татьяна помнит до самых мелочей. Она намеренно не стала уточнять место и время событий:

- Мы сидели в одном из аэропортов Египта, это был чартерный рейс из Москвы. Тогда в новостях уже частенько появлялась информация о взрывах, которые организовывали шахиды. Наш борт уже собирался вылетать в Россию, а аэропорт в этом городе работал по регламенту, то есть в ночь он закрывался и принимал самолеты только в светлое время суток. Египтяне должны были нас вечером выпустить, а порт закрыть. Пассажиры уже почти закончили посадку, но самой последней в салон зашла египетская семья: три женщины и двое мужчин, одетых во все черное, у женщин лица закрыты. Я уже начала давать информацию перед вылетом и вдруг слышу шум в салоне. Одна пассажирка стала кричать, что не полетит, потому что на борту шахидки, которые взорвут наш самолет. В это же время эти пятеро египтян встали на колени в проходе самолета и начали молиться (возможно, у них так принято делать перед полетом или на закат солнца), что еще больше перепугало русских пассажиров. Итогом инцидента стала шестичасовая задержка рейса. Поддавшись всеобщей панике, пассажиры кричали и бегали по салону, почти 350 человек требовали снять граждан Египта с данного рейса. Потом люди стали выбегать на взлетную полосу, а там египетские власти пригнали автоматчиков. Аэропорт-то по регламенту уже закрыт, пассажиры прошли пограничный и таможенный контроль, а это значит, что россияне просто не имели права находиться на их территории. Экипажу пришлось приложить массу усилий, чтобы утихомирить обезумевшую и неуправляемую толпу.

История закончилась тем, что из пассажиров была выбрана инициативная группа, которая вместе с Татьяной и командиром самолета осмотрели весь Ил-86, пытаясь найти спрятанную бомбу или взрывчатку. Пятерых египтян, которые и стали причиной безумства пассажиров, в итоге с рейса сняли, а люди согласились вернуться на борт только после того, как активисты и командир осмотрели каждый уголок внутри лайнера и убедились, что бомбы в нем нет. Только утром следующего дня самолет поднялся в небо.

Изменилась не профессия, а люди

По мнению стюардессы с 30-летним стажем, за минувшие годы сама профессия изменилась не сильно, гораздо сильнее поменялись люди. Сейчас, когда в авиакомпанию приходит молодежь, первый вопрос, который обычно задают, а сколько я буду получать, и только потом человек интересуется должностными обязанностями. - Это, пожалуй, самое главное отличие между моим поколением и нынешним, - говорит Татьяна.

Уже несколько лет она не летает, теперь ее рабочее место на земле. В качестве диспетчера по оповещению службы бортпроводников авиакомпании NordStar Татьяна Ямкова контролирует готовность стюардесс к полету, отправляет их в рейс и, если попросят, делится опытом с начинающими коллегами. А любовь к небу и к самолетам у нашей героини, конечно, осталась навсегда.

КОНКРЕТНО

Кого брали в стюардессы в 1980 году?

К девушкам тогда предъявляли такие требования: