Пресс-центр "КП"

Мобильное мошенничество: абонент предупрежден - значит вооружен?

В пресс-центре газеты «Комсомольская правда» прошел «круглый стол» «Мобильное мошенничество: как не попасться на удочку аферистов?»

По статистике, уже около 11 млн. россиян так или иначе пострадали от мобильных мошенников. Кто-то с легкость верит в выигрыш крупного приза и отправляет на указанный номер энную сумму. Кто-то, получив сообщение «У меня неприятности, «закинь» на этот номер 200 руб. Позже все объясню», тут же идет пополнять счет неизвестного абонента. Как же не стать жертвой преступников, которые с каждым годом только совершенствуют схемы обмана? Ответы на этот вопрос искали представители операторов мобильной связи, правоохранительных органов и психологи. По инициативе компании МТС они собрались в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» на «круглом столе» «Мобильное мошенничество: как не попасться на удочку аферистов?».

Дети и пожилые люди чаще всего становятся жертвами мошенников

Операторы связи констатируют: 100% проникновение мобильной связи в жизнь россиян произошло еще 2 года назад. Проще говоря, сегодня мобильный телефон, часто не один, есть у каждого жителя нашей страны. Отсюда напрашивается очевидный вывод: жертвой мобильных мошенников тоже может стать каждый.

- В повседневной жизни каждый из нас использует все больше и больше высокотехнологичных устройств, - говорит руководитель управления информатизации и связи администрации г. Красноярска Андрей Карасев. – Поэтому мы, специалисты, смотрим на проблему мобильной преступности намного шире. Было бы правильнее говорить о киберпреступности вообще – противоправных действиях с использованием любых современных технологий мошенничества. Могу констатировать, что в ближайшее время эта тема будет только обостряться. Сегодня самая распространенная сфера – это мобильное мошенничество. Думаю, большую роль в снижение преступных деяний в этой сфере могут сыграть сами операторы связи, через информирование, через отслеживание любых рисков.

К чести операторов связи можно констатировать, каждый из них уже давно проводит активную работу в сфере повышения мобильной грамотности абонентов. Операторы выпускают памятки-предупреждения, делают соответствующие предупреждающие смс-рассылки для своих абонентов, разрабатывают целые сайты, призванные повысить безопасность и осведомленность людей. Однако есть еще над чем работать.

- Не так давно нашей компанией проводился опрос о мошенничестве. Оказалось, что 78% людей – знают о существовании этой проблемы, соответственно 22% - не осведомлены и могут стать жертвами мобильных аферистов, - делится с собравшимися статистикой руководитель службы маркетинга Красноярского филиала «Вымпелком» («Билайн») Максим Шарков. – Оказалось, что основная группа риска - это либо дети, либо пожилые люди. Именно они чаще всего становятся жертвами мобильных преступников. Сегодня в России количество людей, которые попались на мошенничество, составляет порядка 10 млн. человек. Еще около 5 млн. человек стали жертвами краж мобильных телефонов. Получается, в общей сложности около 15 млн. человек в нашей стране так или иначе пострадали от мобильных мошенников.

Подтверждают неутешительную статистику и представители правоохранительных органов.

- К сожалению, мы констатируем рост преступлений с использованием средств сотовой связи. За весь 2009 год в крае было зафиксировано порядка 100 преступлений в этой сфере. А только за 2 месяца 2010 года – таких преступлений уже 33, - рассказывает первый заместитель начальника Главного следственного управления при ГУВД по Красноярскому краю Наталья Юдаева. – Статистика говорит, что потерпевшие – это в основном лица пожилого возраста, которые не информированы о возможности совершения преступлений таким способом. Хотя мы постоянно, в том числе посредством СМИ, проводим профилактику мошеннических хищений с использованием средств сотовой связи. Вместе с тем у нас уже отработана методика расследования этих видов мошенничеств, во взаимодействии с оперативными службами половина таких преступлений раскрывается.

- Для компании МТС тема противодействия мошенникам сегодня одна из приоритетных, - говорит Людмила Федорова. - Мы решаем ее комплексно, работаем сразу по нескольким направлениям и призываем к активным действиям и других операторов. Недавно нами была запущена федеральная комплексная программа по противодействию мошенничеству, и в ней целый ряд организационных и технических мер. К примеру, уже в марте вводится новая платформа для работы с короткими номерами MSDP (Mobile Service Delivery Platform), которая позволяет нам, как оператору, полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг. Теперь МТС может просматривать префиксы коротких номеров и осуществлять моментальную блокировку мошенников.

Мошенники «совершенствуются»

Предупрежден - значит вооружен – это первое правило, которое нужно соблюдать для того, чтобы не попасться на удочку аферистов - говорят участники «круглого стола». Лучше всего подробно знать о том, какие схемы мошенничества есть.

- В рамках программы «Мобильная грамотность» наша компания создала специальный сайт (safe.beeline.ru), один из разделов которого как раз и посвящен описанию самых популярных схем мошенничества, - говорит Максим Шарков. – Это такие схемы как лже-звонок от технической службы оператора, сообщение о каком-либо неприятном случае с родственниками, ложное сообщение о призе, лжепредложение работы, СМС-просьба о помощи, лжесообщение об ошибочном переводе средств на счет абонента и др. виды. Важно, что на сайте не только названы и описаны эти схемы мошенничества, но также и даны рекомендации, как стоит себя вести в каждом конкретном случае.

Операторы связи говорят, за последние полгода они не сталкивались с новыми видами мошенничества, зато аферисты начали по-новому использовать уже знакомые схемы.

- Могу привести такой пример. Мошенник звонит абоненту, просит его перезвонить. Когда абонент перезванивает, человек на том конце телефона представляется сотрудником оператора связи и просит человека предоставить паспортные данные для того, чтобы в дальнейшем он получил некий приз от оператора, - говорит директор филиала «МТС» в Красноярском крае Людмила Федорова. - Тем самым мошенники получают персональные данные человека, что позволяет им дальше совершать с их помощью любые преступные действия.

Не спешите, досчитайте до 10

Накануне «круглого стола» «КП» провела опрос на сайте сайта kp.ru. Вот что люди отвечали на вопрос: на какую «уловку» вас могут поймать мошенники.

Проблемы с близкими родственниками – 15%Выигрыш крупного приза – 10%Звонок с неизвестного номера – 8%Помощь ребенку – 3%Отказ от спама – 2%Проблема с банковским кредитом – 1%Ошибочный перевод средств – 1%Ни на какую – 78%

- Когда человек слышит о том, что его близкий попал в беду, первая реакция – это состояние аффекта, - говорит психолог СФУ Наталья Горлова. - В этом состоянии мы практически ничего не понимаем и в панике начинаем совершать импульсивные действия. Например, мать, которой сообщили о беде с ее ребенком, даже не обращает внимания на детали: на то, что звонят с незнакомого номера, на то, что голос в трубке незнакомый… Возьмем второй по популярности ответ – «выигрыш крупного приза». Тут действует та же схема – внезапность со стороны мошенников. Только теперь человеком движет не страх, а счастье, состояние эйфории. Он также не адекватен, не понимает, что делает. В этих и других подобных случаях можно дать один главный совет - отсрочить реакцию. Элементарно посчитать до 10, позвонить кому-то из близких, посоветоваться, как поступить.

- Я бы посоветовал применять ту же схему, что и при работе с Интернетом, - заметил Андрей Карасев. - «Не знаешь, от кого пришло сообщение, – не читай, удаляй сразу».

- Еще один действенный совет, опробованный на собственном, опыте такой. Простой способ оградить от мобильных преступлений своих пожилых родственников - просто поговорить с ними об этом и обозначить тот алгоритм действий, который человек примет, если ему придет подобная смс, - считает менеджер по связям с общественностью Красноярского отделения «МегаФон» Роман Ушаков. – Безусловно, операторы обязаны бороться с аферистами, но и абоненты тоже должны проявлять активность. Если есть вопрос, малейшее сомнение, можно позвонить в колл-центр оператора и задать соответствующий вопрос.

- В МТС по этому направлению - информирование абонентов о возможных схемах мошенничества и способах противодействия обману - ведется очень серьезная работа, - рассказывает Людмила Федорова. - Абоненты получают специальные памятки, что и как нужно делать, если вам пришли «подозрительные сообщения». Кроме того обратиться в МТС можно, позвонив в контактный центр по телефону 8 800 333 0890 (0890 для абонентов) или написав сообщение на info@mts.ru. Мы оперативно реагируем на обращения наших абонентов в колл-центр компании по вопросам совершения каких-либо мошеннических действий. В режиме онлайн в течение нескольких часов автоматически отслеживаем, на какой номер ушли деньги, и в случае, если зафиксировано мошенничество, автоматически возвращаем деньги абоненту и передаем информацию в органы внутренних дел.

Абоненты тоже должны действовать. Если обман произошел, стоит незамедлительно обращаться в милицию. Там смогут не только раскрыть обман в отношении конкретно вас, это также поможет работе по предотвращению других подобных случаев.

- Обращаться нужно в ближайший орган милиции – дежурную часть, где вы напишите заявление (оно должно быть зарегистрировано), затем будет проведена проверка и начнется расследование преступления. Такие дела есть у нас в производстве, и преступления, по фактам совершения которых они возбуждены, успешно раскрываются, - уточняет Наталья Юдаева. – Часто подобные преступления совершают лица, находящиеся в местах лишения свободы. Так, в настоящее время в суде рассмотрено уголовное дело в отношении членов преступной группы, от действий которых пострадали несколько десятков жителей г. Минусинска. Они приговорены к различным срокам лишения свободы. А вообще, в соответствии с санкцией ст. 159 УК РФ (мошенничество), в зависимости от того, как совершено преступление, какой причинен материальный вред, закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

Контент-услуги – зона риска

На «круглом столе» была поднята еще одна немаловажная проблема в сфере мобильного обмана - контент-услуги. Операторы отмечают, под видом различных смс-конкурсов, смс-викторин и смс-услуг нередко скрывается обман.

- К сожалению, бывает так, что контент-провайдеры предоставляют некачественные услуги. К примеру, человек отправляет запрос на короткий номер, с него снимаются деньги, однако ему либо ничего не приходит, либо приходит не то, что он ждал. Тут, с точки зрения закона, речь идет о тончайшей грани, так сказать, в шаге от открытого мошенничества. Ведь услуга, с одной стороны, действительно предоставляется, с другой - она предоставляется не того качества или не в том объеме, на которые абонент рассчитывал, - говорит заместитель коммерческого директора ЕТК по работе с абонентами Александр Гроо. - Компания-оператор, предоставляя контент-провайдерам короткие номера, не может заранее знать о степени качества заявленных контент-провайдером услуг. И здесь важно, чтобы абонент своевременно заявил о своем недовольстве или возмущении, сразу, не откладывая, сообщил об этом компании-оператору. В ЕТК для таких ситуаций принят самый действенный и очевидный алгоритм решения - наша компания немедленно блокирует номера мошенников, которые позволили себе злоупотребить доверием наших абонентов.

- На специальном сайте «Билайн» safe.beeline.ru представлен полный список контент-провайдеров: можно посмотреть, что это за номер и сколько стоит услуга, - советует Максим Шарков. – Также работает голосовой автоответчик 068044 – это услуга удобна для тех, у кого нет доступа к Интернету. Позвонив на номер, человек узнает об основных схемах мошенничества и порядке действий при той или иной схеме.

Если есть хоть малейшие сомнения в реальной стоимости услуги контент-провайдера, всегда можно воспользоваться либо сайтом компании, либо через справочную службу запросить стоимость услуги. Для абонентов «МегаФона», которые хотят оградить, например, своих родственников от случайных звонков на эти номера, либо запретить доступ детям для скачивания такого контента, существует дополнительная услуга блокировки вызовов на короткие номера, а для детского тарифа «Смешарики» эта услуга включена в список базовых, - говорит Роман Ушаков.

- Нужны конкретные, действенные меры. Компания МТС ужесточила штрафные санкции в отношении контент-провайдеров, - говорит Людмила Федорова. - В случае мошеннических действий провайдер возвращает незаконно полученные средства абонентам, а за каждую обоснованную жалобу от абонентов с провайдера удерживается значительный штраф. Если число жалоб превысит установленный порог, мы просто расторгнем договор с таким провайдером. Большая работа ведется с дилерами. Если наш мониторинг выявляет нарушения в оформлении контракта дилером с абонентом на оказание услуг связи МТС, в том числе случаев мошенничества, связанных с незаконным использованием паспортных данных абонента, к дилеру применяются жесткие штрафные санкции, вплоть до расторжения договора. По каждой жалобе абонента проводится расследование. Для тех, кто активно пользуется контент-услугами, были разработаны ряд специальных сервисов. Например, с помощью услуги «Инфоконтент» абонент может самостоятельно уточнить стоимость контентных услуг, предоставляемых по SMS и MMS-запросам на короткие номера. Продумана и дополнительная защита: теперь при отправке SMS на данные номера перед списанием средств абонент получает ответное бесплатное SMS с предложением подтвердить свое желание воспользоваться услугой и достоверной информацией о ее стоимости. Плюс на сайте МТС в разделе «Услуги по коротким номерам» есть вся информация о коротком номере и услугах, доступных по данному номеру.

Подводя итоги «круглого стола», собравшиеся констатировали, что проблема мобильного мошенничества – системная. Соответственно, чтобы ее решить, нужно действовать по нескольким направлениям: проводить беседы с теми, кто наиболее подвержен обману, - детьми и пожилыми людьми, информировать абонентов, внедрять новые технологии, которые бы защищали абонентов от взлома и проникновения со стороны мошенников, совершенствовать законодательную базу.