Премия Рунета-2020
Красноярск
+26°
Boom metrics
Общество11 июля 2024 9:12

«Повод гордиться родным городом»: в Красноярске прошла уникальная Лаборатория барочной музыки от musicAeterna

Исполнители из разных регионов России приехали учиться у мастеров знаменитого оркестра

Полное погружение в эпоху барокко случилось в Красноярске 7-9 июля. Молодые музыканты края, Сибири, Дальнего Востока и не только приехали к нам в город на Лабораторию барочной музыки. Её авторы и организаторы – оркестр и хор musicAeterna маэстро Теодора Курентзиса. Мастера знаменитого санкт-петербургского коллектива провели серию занятий и поделились профессиональными секретами исполнения старинной музыки, имеющей сегодня особую культурную ценность.

Барокко в Красноярске

Эпоха барокко – яркий и знаковый исторический период, подаривший нам богатое культурное наследие. Он ассоциируется с величием и в то же время изысканностью, роскошью и одновременно утонченностью. Стиль барокко повлиял на все сферы и виды искусства, включая, конечно же, и музыку. По сей день музыковеды и исполнители исследуют стилистические особенности барочного звучания, изучают сочинительские приемы, работают со средневековыми инструментами.

Оркестр и хор musicAeterna– тот коллектив, который постоянно обращается к старинной музыке в своем репертуаре. И вот уже как два года подряд мастера оркестра при поддержке компании «Норникель» проводят в Красноярске по-настоящему уникальную Лабораторию для молодых музыкантов в возрасте до 35 лет. И если в прошлом году серию занятий посвятили современной оркестровой музыке, то в этом году – именно барочной.

- Я счастлив быть полезен ребятам и всем, кто интересуется барочной музыкой. Это та музыка, которую я очень люблю и которой достаточно давно профессионально занимаюсь. Отклики показывают, что молодым исполнителям интересно, что у них есть живое и очень верное понимание того, что любое увлечение нужно ставить именно на профессиональную основу, постоянно подпитываясь знаниями, - прокомментировал педагог Лаборатории, один из концертмейстеров оркестра musicAeterna Владислав Песин.

Как барочный скрипач, Владислав стажировался в Свелинк-консерватории в Амстердаме и участвовал в мастер-классах мэтра Марии Леонхардт, стоявшей у основ аутентичного исполнительства средневековой музыки. Он концертировал с ансамблями MusicaPetropolitanaи ThePocketSymphony, записывал скрипичные сонаты Людвига ван Бетховена на исторических инструментах, а с 2019 года ведет оркестровые барочные проекты в musicAeterna.

Свое первое занятие в Красноярске Владислав Песин начал с того, что вручил студентам барочные смычки, которые, с его слов, учат дыханию в музыке, и жильные струны. Именно на жилах играли в старину, и чтобы лучше понять, как звучала барочная музыка, металлические струны на скрипках учащимся следовало заменить. Позже студенты поделятся, что это усложняет процесс, ведь жилы тонкие, местами неровные, однако их органическое звучание в разы прекраснее.

Кроме скрипачей, на Лабораторию в Красноярск приехали гитаристы. Для них занятия проводил лютнист, композитор, аранжировщик и исследователь старинной музыки Константин Щеников-Архаров. С его помощью музыканты, привыкшие играть на гитаре, осваивали приемы, характерные для исполнения на барочной лютне. Для самого мастера объяснять, как играть бассоконтинуо на классической гитаре – задача не новая. У Константина есть большие наработки в этом направлении и целый авторский курс. А вот для молодых музыкантов такой материал в новинку.

- Я довольно хорошо знакома с творчеством musicAeterna, не раз ходила на концерты, слушала записи. И для меня возможность побывать на такой Лаборатории оркестра прямо в родном Красноярске – это большое счастье. Мастера потрясающего уровня! А тот объем информации, который мы здесь получили – он колоссальный. Чтобы усвоить его полностью, потребуется еще не одна неделя, - поделилась впечатлениями участница Лаборатории, гитаристка, педагог детской школы искусств №16 Красноярска Ольга Косолапова.

Она одна из немногих, кто пришел на мастер-класс не только с гитарой, но и с лютней. Об этом инструменте Ольга мечтала с детства и не так давно получила его от супруга на день рождения. Так совпало, что вскоре девушка увидела в соцсетях информацию о Лаборатории, которая в итоге помогла ей познакомиться с лютней с новой, более профессиональной стороны.

Музыка и танцы

Всего на Лабораторию барочной музыки в Красноярск приехали более 30 молодых людей из городов Красноярского края и Сибири. Были среди учащихся и жители Екатеринбурга, Владивостока, Санкт-Петербурга. Кроме исполнителей, побывать на мастер-классах в качестве слушателей смогли педагоги и музыковеды. Но независимо от профиля деятельности, каждое утро для студентов начиналось с телесной практики, помогающей привести тело в тонус перед учебным днем, и настоящих барочных танцев.

Мастер-класс вела специалист по историческому танцу Наталья Кайдановская. На её занятиях музыканты, многие из которых прежде были далеки от хореографии, учились грациозным и утонченным движениям эпохи барокко, знакомились с их значением, ведь каждый жест в той культуре воплощал в себе определенное чувство.

Вся прелесть барочного танца еще и в том, что сегодня его можно воспроизвести с абсолютной точностью благодаря трактатам, созданным балетмейстерами в XVII-XVIII веках. Наталья Кайдановская специализируется на прочтении этих ценных записей, чудом сохранившихся до наших дней. Ей принадлежит перевод трактата Рауля-Оже Фёйе «Хореография, или Искусство записи танца» 1700 года. Также Наталья Кайдановская автор и постановщик многочисленных танцевальных спектаклей на музыку барокко.

- 300 лет назад мастера нашли способ записывать хореографию на бумаге, и благодаря их труду сегодня можно довольно точно воспроизвести исторические танцы. В свое время я погрузилась именно в танцевальную культуру эпохи барокко и надолго там осталась. Ездила заниматься к мастерам в Германию, Польшу, посещала фестивали и создала свой ансамбль, с которым мы уже совместно развивали это направление. За те три дня, что мы занимаемся, я дала студентам самые начальные представления о барочном танце и постаралась пробудить в них интерес, - рассказала педагог.

Наталья Кайдановская также отмечает, что в культуре барокко хореография и музыка очень тесно связаны. И понимание ритмики движения в танце, как правило, способствует более точному исполнению музыкальных произведений. Именно поэтому Лаборатория в Красноярске объединила в себе оба эти направления.

Не просто сотрудничество, а тесная дружба

Завершающим событием Лаборатории стало выступление в Малом зале Красноярской краевой филармонии. Музыканты показали публике свое мастерство и те навыки, которые приобрели за три коротких, но насыщенных образовательных дня. Со сцены звучали сложнейшие произведения эпохи барокко, исполненные почти идеально.

Дальше учеников ждет поездка в Санкт-Петербург и второй этап обучения у мастеров musicAeterna. Стоит сказать, что появление такой удивительной и уникальной школы именно в Красноярске – следствие сразу нескольких факторов.

Как рассказывает автор и куратор образовательного проекта, музыковед Анна Фефелова, изначально Лаборатория задумывалась для того, чтобы музыкантам из Красноярска не приходилось куда-то ехать за новой информацией, а чтобы, наоборот, сюда съезжались люди с разных концов Сибири и не только. Ведь в городе всё для этого есть: прекрасная филармония, где теперь проходят занятия, культурная среда, удачное географическое расположение. Но ключевым и решающим моментом стало многолетнее сотрудничество musicAeterna с «Норникелем».

При участии компании оркестр уже трижды приезжал в Красноярский край с гастролями, выступал не только в столице региона, но и заполярном Норильске. Концерты музыкантов неизменно становились яркими событиями для красноярцев и притягивали слушателей из соседних городов, ведь возможность послушать живое исполнение одного из самых востребованных российских коллективов выпадает не так часто. Дальше возникла совместная образовательная программа musicAeternaYouth. С её помощью оркестр и металлургическая компания решили поддерживать молодые таланты, и как раз Лаборатория в Красноярске стала важнейшей частью этого проекта.

- С артистами musicAeterna и Теодором Курентзисом у жителей Красноярского края уже давно сложились теплые творческие взаимоотношения. Оркестр musicAeterna и их лидер регулярно выступают на территории края, проводят мастер-классы, лекции и творческие лаборатории – и это совершенно уникальная возможность, которая есть у молодых музыкантов нашего края и уже состоявшихся профессионалов, перенять опыт у признанных виртуозов-мастеров, зарядиться вдохновением и открыть для себя новые возможности. Состоявшаяся Лаборатория барочной музыки не стала исключением, собрав у себя профессионалов из разных областей искусства и самых одаренных участников со всего края и других регионов. Я хочу поблагодарить компанию за неоднократную поддержку важных инициатив и вклад в культурный потенциал региона, - прокомментировал министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов.

- Молодые дарования из разных уголков страны собрались именно в Красноярске. Мне кажется, это повод для гордости! – добавляет депутат Законодательного собрания Красноярского края Ирина Субочева. - Я вижу, что ребята счастливы. Хочется выразить слова благодарности филармонии, министерству культуры края и сказать отдельное спасибо металлургической компании, без которой это мероприятие не состоялось бы. Компания вносит большой вклад в развитие культуры региона, помогает растить кадры для нашего будущего, и этому подтверждение множество разных мероприятий, и в том числе такая тесная дружба с оркестром.

В дальнейших планах организаторов проводить Лабораторию в Красноярске на постоянной основе. Какой тематике она будет посвящена в следующем году, зависит от самих учеников, поскольку главная отличительная черта просветительской программы musicAeternaYouth в отсутствии жестких рамок. Это должно быть образование по любви, из интереса и желания, говорят авторы проекта. Музыканты, желающие принять участие в Лаборатории, могут отслеживать информацию на сайте и в соцсетях musicAeterna.

Текст и фото: Кристина ИВАНОВА.