Премия Рунета-2020
Красноярск
+22°
Boom metrics
Общество28 июня 2024 9:55

Сквозь айсберги и пороги: по рекам Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска караваны судов завезли необходимые на год вперед грузы

В Красноярском крае речники завершили северный завоз по обеим Тунгускам
В Красноярском крае речники завершили северный завоз по обеим Тунгускам. Фото: ЕРП

В Красноярском крае речники завершили северный завоз по обеим Тунгускам. Фото: ЕРП

Реки – божьи дороги, так говорили на Руси: где пешком не дойдешь, там по воде доплывешь. С этим и сегодня невозможно поспорить. Не зря же северные территории Красноярского края, где нет земных дорог, ждут конца календарной весны, чтобы встречать суда с «большой земли», на борту которых везут все, что нужно жителям этого сурового края.

Каждый май, по мере того, как кромка ледостава уходит вниз по Енисею и его притокам, караваны судов Енисейского речного пароходства отправляются в путь с грузами в рамках северного завоза.

Особое внимание правым притокам – рекам Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска. Они идут из глубины Эвенкии и южного Таймыра. Обе судоходны только в короткий период весеннего паводка. Всего две-три недели есть у речников, чтобы обеспечить местных жителей всем необходимым на год вперед.

Нижняя Тунгуска, здесь пейзаж более северный. Фото: ЕРП

Нижняя Тунгуска, здесь пейзаж более северный. Фото: ЕРП

- Подкаменная и Нижняя Тунгуски относятся к сложным для судовождения рекам. Енисейское речное пароходство выступает основным перевозчиком грузов в рамках выполнения программы северного завоза, прежде всего, потому, что предприятие имеет весь необходимый флот и опытных судоводителей, - отметил исполнительный директор пароходства Евгений Грудинов.

Навигация 2024 года на Подкаменной Тунгуске открылась 18 мая и завершилась 6 июня. За это время караван доставил в пункты назначения более 20 тысяч тонн грузов, в том числе 9 тысяч тонн светлых нефтепродуктов (топлива различных марок). Обратно пустыми суда не ушли – забрали 9,5 тысяч тонн сырой нефти с Куюмбинского месторождения. Для выполнения поставленных задач было задействовано 44 единицы флота, включая плавкраны для разгрузки на необорудованных причалах.

Караваны формируются напротив устья Подкаменной Тунгуски. Фото: Сергей Токарев

Караваны формируются напротив устья Подкаменной Тунгуски. Фото: Сергей Токарев

В экспедиции на Нижнюю Тунгуску, она намного севернее, участвовало 29 судов: 11 единиц буксирного флота, 5 сухогрузного и 13 нефтеналивного. Здесь караван смог войти в русло только 29 мая, а завершилась работа 18 июня. Жителям поселков, расположенных на берегах реки, доставлено 10,5 тысяч тонн светлых нефтепродуктов, 2,8 тысяч тонн угля и 600 тонн товаров народного потребления. Здесь же оставили нефть, которую вывезли с Подкаменной Тунгуски.

Те, кто никогда не был в этих местах, едва ли представят, какая сложная у речников работа. Перед тем, как войти в устье Подкаменной Тунгуски, караван судов формируется на Енисее в районе поселка Бор. Сухогрузы, танкеры, буксиры ждут, когда выйдут остатки льда: два, три, пять дней. Наконец катер-разведчик передает, что можно двигаться в путь. Однако и здесь есть свои «айсберги», приходится маневрировать между ними.

Вот такие пороги и водовороты на Подкаменной. Фото: Сергей Токарев

Вот такие пороги и водовороты на Подкаменной. Фото: Сергей Токарев

В летние месяцы для прохождения судов пригодны только 270-280 километров Подкаменной. Но конечная цель караванов – Славянка, где разрабатывается крупное нефтяное месторождение, до нее от устья более 700 километров. Потому-то и приходится ждать большой весенней воды.

Подкаменная Тунгуска – одна из самых сложных для судоходства рек России. Красота суровая. Русло извилистое, то и дело огибает горы, по берегам крутые склоны, живописные столбы и останцы. Течение Подкаменной местами очень быстрое и бурное, до 16 километров в час. Полно круговоротов из-за перепадов глубин и уровня воды.

Выгрузка с помощью плавучих кранов. Фото: Сергей Токарев

Выгрузка с помощью плавучих кранов. Фото: Сергей Токарев

Опасные пороги нельзя проходить в темное время – нужно ждать наступления дня. Отстающих всегда ждут, нельзя разделяться и терять из вида суда, у которых меньше мощность. На такой случай всегда в караване тягачи и буксиры. Кроме того, караваны сопровождает аварийно-спасательная станция «АСС-3» с водолазной группой, готовая в любой момент прийти на помощь.

Сложные условия прохода каравана требуют большого профессионального мастерства экипажей. Многие речники, имея многолетний опыт, читают реку, как раскрытую книгу. И всегда готовы делиться опытом с молодыми, как реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию.

Северный завоз продолжается, теперь караваны судов везут свои жизненно важные грузы еще дальше, в другие реки, на Таймыр.

Один из поселков на Подкаменной - Полигус. Фото: Сергей Токарев

Один из поселков на Подкаменной - Полигус. Фото: Сергей Токарев