Премия Рунета-2020
Иркутск
+13°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 июня 2022 16:10

«До трагедии был один шаг»: авиаэксперт объяснил, почему у Ан-24 загорелось шасси после посадки в аэропорту Иркутска

Самолет Ан-24 загорелся при посадке в аэропорту Иркутска
Тот самый Ан-24, совершивший аварийную посадку в аэропорту Иркутска. Фото: Восточное межрегиональное СУ на транспорте

Тот самый Ан-24, совершивший аварийную посадку в аэропорту Иркутска. Фото: Восточное межрегиональное СУ на транспорте

Совсем не мягкую посадку пришлось пережить пассажирам самолета Ан-24 «Бодайбо - Иркутск». Напомним, 21 июня у самолета Ан-24, выполняющего рейс Бодайбо-Иркутск во время посадки заклинило шасси. Борт аварийно приземлился в воздушной гавани столицы Приангарья… с загоревшемся (!) шасси. Оно вспыхнуло, как только Ан-24 коснулся взлетно-посадочной полосы. Да, пилотам удалось затормозить, а спасательная служба аэропорта сбила пламя, не дав перекинуться на обшивку. Никто из 38 пассажиров и 4 членов экипажа не пострадал.

Сразу после посадки к выяснению причин ЧП подключились следователи Восточного межрегионального СУ на транспорте и Байкало-Ангарская транспортная прокуратура. Создана специальная комиссия. Изначально озвучивалась версия, что перед посадкой шасси заклинило. Но как все-таки удалось его выпустить и почему в итоге загорелось? Чтобы получить ответы на эти вопросы, «Комсомолка» связалась с Заслуженным пилотом СССР, членом Комиссии Общественного Совета по гражданской авиации Ространснадзора Олегом Смирновым. Оказалось, вывод о заклинившем шасси преждевременный, а полет вполне мог закончиться трагедией...

- Олег Михайлович, что произошло с Ан-24 перед посадкой?

- Сразу скажу, что Ан-24, хоть и старая модель, но самолет очень надежный, на возраст смотреть не нужно, - объясняет корреспонденту «КП» - Иркутск» Олег Смирнов. – Летают по 25 лет и проблем с отказом тормозов при посадке, у них никогда не было. Вероятно, поэтому пилотам и удалось удачно затормозить.

Что именно произошло с рейсом «Бодайбо – Иркутск»? Ан-24 перелетел посадочную точку на взлетно-посадочной полосе. И по идее, пилоты должны были просто уйти на второй круг, чтобы произвести повторную посадку. Но экипаж принял решение садиться. Так как часть полосы они перелетели, коснувшись земли, им пришлось очень интенсивно и энергично тормозить, чтобы не выкатиться на пределы ВПП.

- Получается, шасси загорелось из-за интенсивного торможения?

- Возможно. Но это предстоит выяснить комиссии. Дело в том, что у системы торможения Ан-24 есть специальный автомат юза. Он не позволяет тормозить таким образом, чтобы загорелась резина на шасси. Не исключено, что система этого автомата юза отказала. Если выяснится, что с ней все в порядке, значит, это произошло из-за неграмотного действия экипажа.

- А почему вообще они могли перелететь полосу?

- Пока сложно сказать. Может дело в направлении попутного ветра, который был сильнее 5 м/с. Все-таки идеальной посадка считается при встречном ветре. Возможно, был неправильный расчет на посадку. То, что проблемы начались из-за перелета, это факт. Но все точки над i расставят бортовые самописцы. По ним станет понятно, на какой скорости самолет снижался, на какой приземлился, где коснулся земли.

- В каком режиме производилась посадка?

- В ручном режиме управления.

(Некоторые уже выдвигают версию, что в аэропорту Иркутска могла повториться трагедия, которая 27 июня 2019 года произошла в воздушной гавани Нижнеангарска. Напомним, "Комсомолка" писала про ту историю. Тогда такой же самолет Ан-24 при посадке выкатился с полосы из-за отказа двигателей, врезался в здание очистных сооружений за забором, и загорелся. Погибли командир и второй пилот. Всех пассажиров спасла отважная стюардесса Елена Лапуцкая. (Подробности читайте ЗДЕСЬ).

- Могло в Иркутске повториться то же самое что в Нижнеангарске?

- Что касается, сравнения с нижнеангарским ЧП. Если бы Ан-24 «Бодайбо – Иркутск» также выкатился с полосы, могло бы произойти все, что угодно. В том числе и трагедия. Слава Богу, этого не произошло. Летчики сумели затормозить. Получается, пилоты исправили свою же ошибку, которую, возможно, допустили при снижении)

- Как сейчас звучит основная версия случившегося?

- Посадка с перелетом. У меня, как у профессионала, возникает предположение относительно неграмотного интенсивного торможения.

- Так может, у пилотов не было другого выхода, чем резко тормозить?

- Чтобы не было другого выхода, такие вещи нельзя допускать. С перелетом садиться нельзя! В инструкциях черным по белому расписано – уходить на второй круг. Это было бы грамотно. В любом случае, все точные причины аварийной посадки станут известны после работы комиссии.

«Комсомолка» следит за развитием событий в этой истории.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ан-24 аварийно приземлился в аэропорту Иркутска с заклинившим шасси, оно загорелось после посадки (Подробности)

Самолет вышел из штопора сам: авиаэксперт объяснил, как удалось избежать катастрофы на рейсе "Магадан-Новосибирск" (Подробности)

Бортпроводницу, которая спасла 43 пассажира в авиакатастрофе Ан-24 в Бурятии, позвали замуж: «Ждала этого предложения 17 лет» (Подробности)