Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics
Общество2 июня 2022 7:15

Три причины назвать Дудинский морской порт уникальным

В этом году портовикам предстоит обработать 4 миллиона тонн грузов для Норильска и всего Таймыра
Три причины назвать Дудинский морской порт уникальным

Три причины назвать Дудинский морской порт уникальным

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

Ледоход в верховьях Енисея в этом году ждали примерно 22-23 мая. Но большая вода пришла раньше: уже 18 мая уровень реки начал быстро подниматься. И вскоре причал Дудинского морского порта скрылся под слоем ледяного крошева, принесенного течением. На несколько недель жизнь здесь замерла. Эвакуированные на высокий берег гигантские краны уснули в ожидании, когда уйдет большая вода. Затем их спустят и они вернутся к работе, для них настанет новая летняя навигация. А где-то сейчас по Северному морскому пути и по Енисею уже спешат караваны судов с грузом для города Норильска и Норильского промышленного района.

Именно здесь, у кромки воды перед затопленным причалом состоялась наша встреча с директором Заполярного транспортного филиала «Норникеля» Алексеем Новаковым.

Директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля» Алексей Новаков

Директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля» Алексей Новаков

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

Уникальный порт

Дудинский морской порт уникален. Во-первых, географически он расположен на реке и до Карского моря отсюда 220 морских миль (407 километров). Однако глубина русла позволяет крупным морским судам без проблем заходить сюда. Во-вторых, порт работает в условиях Крайнего Севера круглый год, даже если температура опускается до минус 50 градусов. Исключением становятся лишь несколько недель, когда начинается ледоход. И в-третьих, это единственный в мире порт, причалы которого затапливает во время паводка на постоянной основе, из года в год.

Эвакуированные краны вернутся на причал, как только уйдет вода. Перед паводком их поднимают на высоту

Эвакуированные краны вернутся на причал, как только уйдет вода. Перед паводком их поднимают на высоту

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

- Можете себе представить, что вся инфраструктура – дороги, причалы, подкрановые пути – все сейчас находится под водой на глубине 8 метров. Но для нас это плановая ситуация. В ожидании паводка мы убрали с причалов все грузы и эвакуировали краны. И как только сойдет вода, мы исследуем причалы, ликвидируем оставленные водой разрушения и порт начнет летнюю навигацию, - рассказывает Алексей Новаков. Там, где он стоит, как раз находится автомобильный съезд на причал. Но в данный момент гора хрустящего льда перегородила путь.

Таким затопленный причал был 27 мая

Таким затопленный причал был 27 мая

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

А так затопленный причал выглядел уже 29 мая, лед прошел за два дня

А так затопленный причал выглядел уже 29 мая, лед прошел за два дня

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

Тут нужен небольшой экскурс в историю. Город Дудинка в этом году отмечает свой 355-летний юбилей. Основатели не могли выбрать более удачного места, словно заглянули на два века вперед и увидели, что здесь появится стратегически важный транспортный узел, через который будет идти снабжение северной территории.

В этом же году исполняется 85 лет Дудинскому морскому порту. История предприятия тесно связана с началом строительства в 1935 году Норильского горно-металлургического комбината. На сегодня 95 % того, что приходит с большой земли для Норильска или в целом для Таймыра, завозится через Дудинку. По северному морскому пути - оборудование, техника, строительные материалы. А из Красноярска на речных судах - продукты питания, товары для населения, топливные ресурсы.

Здесь же в порту обрабатываются грузы компании «Норникель». В структуру компании порт вошел в 2007 году в результате реструктуризации.

В 2022 году Дудинскому порту предстоит перевалить 4 миллиона тонн различных грузов. Фото: Марина Пешкова

В 2022 году Дудинскому порту предстоит перевалить 4 миллиона тонн различных грузов. Фото: Марина Пешкова

Четыре миллиона тонн

- Самолетом сюда доставляют только скоропортящиеся продукты или срочные запчасти, - Алексей Новаков продолжает рассказывать о работе своего предприятия. – Сейчас мы как раз готовимся принять первые суда, которые идут к нам по Енисею, следом за кромкой льда. По моим данным их двенадцать. Они везут продукты питания и первоочередные грузы, для нас это всегда в приоритете. Уже готовим им временные места для разгрузки. И сразу после этого цены на фрукты и овощи в местных магазинах упадут в два раза.

Речные суда принимают на разгрузку немного выше, от морских причалов, где река Дудинка сливается с Енисеем. Там не так сильно затапливает. Уже вовсю идет подготовка. Установили один плавкран, плюс перегнали и установили два мобильных крана. На разгрузку первой партии судов уйдет 2-3 дня.

Вот так выглядит морской причал в летнюю навигацию. На переднем плане - портовый трудяга, помогает прибывшему морскому судну встать на разгрузку. Фото: Марина Пешкова

Вот так выглядит морской причал в летнюю навигацию. На переднем плане - портовый трудяга, помогает прибывшему морскому судну встать на разгрузку. Фото: Марина Пешкова

Последние пару лет грузопоток порта растет. Это связано с проектами, которые реализуются в Норильске – такие, как «Чистый Норильск», «Серный проект», а еще «Южный кластер». Пошли грузы для компании «Роснефть» в рамках федерального проекта «Восток Ойл». По словам Новакова предприятие к такому подготовилась заранее: переформатировали работу порта, приобретали оборудование, заранее начали набирать людей. В 2021 году грузооборот составил 3 миллиона тонн, в нынешнему году ожидается еще больше – 4 миллиона.

Новые краны

В 2019 году была принята масштабная трехлетняя программа технического перевооружения Дудинского порта, она предусматривает и закупку новой техники и оборудования, и расширение инфраструктуры. Планируемые инвестиции – около 14 миллиардов рублей. В частности, 8 миллиардов заложено на строительство двух морских и двух речных причалов. В 2021 году «Норникель» закупил для Заполярного транспортного филиала 10 мобильных кранов Liebherr LHM-420, их стоимость составила 3,5 миллиарда рублей. Краны изготовлены в Германии и доставлены в Дудинку по Северному морскому пути, а монтировали их уже на месте.

Речные причалы топит меньше, чем морские, работа здесь уже кипит

Речные причалы топит меньше, чем морские, работа здесь уже кипит

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

- Если говорить о приобретении импортного оборудования, мы это сделали в предыдущие три года. Закупались опережающими темпами, обеспечили себя материалами для технического обслуживания и ремонта на два года вперед. Это к вопросу о западных санкциях. А в целом программа у нас амбициозная, - признается Алексей Новаков. - «Норникель» поддержал и профинансировал полную замену портовых кранов. Мы сменим 35 единиц. Из них 14 уже законтрактованы, 2 единицы поступят в конце этого года. Радует, что еще на этапе выбора подрядчика в прошлом году мы отдали предпочтение отечественному производителю. А раз техника отечественная, то и риски срыва поставок отсутствуют.

Отечественный производитель – это Санкт-Петербургская компаниа «Технорос», чьи краны уже зарекомендовали себя. Дудинский порт несколько лет тестировал один такой подъемник «Зубр» и, убедившись в его надежности и функциональности, решил заключить контракт на крупную партию этой техники.

Зимняя навигация. Фото: Марина Пешкова

Зимняя навигация. Фото: Марина Пешкова

«Звенягин» и компания

Внимание привлекли несколько судов, они словно спрятались вдалеке за островом, сливаясь со снегом.

- А это наш портовый флот, мы укрыли суда в так называемом отстойнике на период ледохода, чтобы не повредились, - поясняет руководитель Заполярного транспортного филиала. – Всего у нас 12 судов. Есть ледоколы, танкер (кстати, построен был на Красноярской судоверфи), легкие и тяжелые буксиры, суда обеспечения. Полный комплект и пополнения пока не требуется.

Чтобы порт работал в зимнюю навигацию, нужны три ледокола. Сначала, когда суда из Карского моря заходят в Енисейский залив, их встречает атомный ледокол «Таймыр», либор «Вайгач» (оба принадлежат Росатому). Ледокол прорезает путь и ведет караван за собой по изгибам Енисея в порт. Здесь их встречает ледокол «Дудинка», он обеспечивает подходы к причалам. А самый маленький ледокол «Звенягин» готовит так называемый ледовый демпфер – этакую ледовую «подушку», которая остается между бортом судна и бетонным причалом. Это нужно для того, чтобы уберечь причал. Таким вот образом за минувшую зимнюю навигацию отработали 81 морское судно, а в 2020 году их было 63.

Эти два товарища коротают время на речном причале, ожидая первые суда, которые со дня на день придут по Енисею

Эти два товарища коротают время на речном причале, ожидая первые суда, которые со дня на день придут по Енисею

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

Основной костяк

Кадры, как известно, решают все. Поэтому напоследок Алексей Новаков отметил:

- Пользуясь случаем хочу поблагодарить наш коллектив, который выполняют поставленные амбициозные задачи. Основной костяк - почти две тысячи жителей Дудинки. У нас работают трудовые династии, целые поколения. Молодежь приходит сюда со школьной скамьи. И это хорошо, потому что они тут выросли, они знают не понаслышке, какой здесь труд, они готовы к нему, адаптированы к местным условиям. Из таких получаются крепкие и преданные делу работники.

На период интенсивной нагрузки приглашают поработать специалистов с материка или Норильска. Для них уже построили жилой комплекс на 200 мест. Всего таких будет три общим количеством 600 мест.

В Дудинском порту трудятся около двух тысяч жителей города, многие целыми семьями и трудовыми династиями. Фото: Марина Пешкова

В Дудинском порту трудятся около двух тысяч жителей города, многие целыми семьями и трудовыми династиями. Фото: Марина Пешкова

И, возвращаясь к 85-летнему юбилею Дудинского порта: праздник – будет. Большой праздник в честь большого события. Пригласят артистов, пройдет концерт, торжественный салют. По случаю хотят пригласить зайти и корабли Северного флота. Моряки - давние друзья дудинцев, часто приплывают сюда, каждое лето во время своих сезонных учений. «Норникель» уже выделил серьезные средства, чтобы дата запомнилась жителям города. А само событие наметили на вторую декаду сентября.

Вместо послесловия: через два дня после встречи с Алексеем Новаковым Енисей в акватории Дудинки почти полностью очистился ото льда. Значит, вскоре вода начнет снижаться. Еще пара-тройка недель, на причалы вновь вернутся краны…