Премия Рунета-2020
Красноярск
0°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
2 марта 2022 12:30

Украли детство или подарили: как сложилась судьба сибирского вундеркинда Игоря Белых

Чудо-ребенок заговорил в три месяца, а в пять лет перемножал в уме многозначные числа
Чудо-ребенок не сидел над книжками дни напролет - играл, гулял. Фото: архив семьи.

Чудо-ребенок не сидел над книжками дни напролет - играл, гулял. Фото: архив семьи.

История 9-летней студентки МГУ Алисы Тепляковой заставляет вспомнить других маленьких гениев, что поражали всех своими способностями. Один такой - Игорь Белых из Красноярска - заговорил в три месяца, в пять лет перемножал в уме многозначные числа… «Чудо!» - разводили руками ученые, о нем много писали федеральные СМИ. От вундеркиндов все ждут невероятного: изобрел лекарство от рака, решил нерешаемую математическую задачу тысячелетия. А как сложилась судьба Игоря? Подробности – в эксклюзивном материале «Комсомольской правды – Красноярск».

Удивил, как только родился

На черно-белых кадрах мальчишка лет пяти извлекает корни и возводит в степень. Прямо на камеру, в режиме реального времени. А, когда по его голове медики водят датчиками (надо же понять природу таланта), не пугается, только оглядывается кругом. Лучистые глаза, открытая улыбка, ему любопытно ВСЁ. В начале 90-х документальный фильм об Игоре крутили в кино – перед сеансами.

Игорь с самого детства поражал окружающих своими талантами. На фото - публикации о нем в СМИ. Фото: архив семьи.

Игорь с самого детства поражал окружающих своими талантами. На фото - публикации о нем в СМИ. Фото: архив семьи.

Семью атаковали журналисты: ребенок-феномен, откуда он такой? Небольшая предыстория: «маленький Пифагор» родился в декабре 1984 года. Родители – советские служащие, интеллигенция. Мама, Ирина, учитель черчения и художница, папа, Николай, – инженер. А вот единственный сын получился «космическим».

- Тогда УЗИ не было, - вспоминает Ирина. – Мне все говорили, что жду двойню. Но сын удивил даже врачей: «Ой, это один, но гигант!». Родился очень большим: весом в 4600. Всегда улыбался, мы звали его дельфином. В три месяца стал повторять за мной «ма-ма, па-па». А к шести говорил почти всё.

Малыш заговорил уже в три месяца. На фото - Игорь вместе с мамой. Фото: архив семьи.

Малыш заговорил уже в три месяца. На фото - Игорь вместе с мамой. Фото: архив семьи.

Снежки, прятки плюс что-то свое

Мальчик оказался копией дедушки по маминой линии: одно лицо, такие же синие глаза. Родители решили, раз так, будет Игорем, как и предок.

- Мой отец, Игорь Раев, тоже единственный сын, из дворян. У него была необыкновенная история, - делится мама. – Был курсантом летного училища. Отправился в учебный полет вместе с товарищем. Их подбили. Друг погиб, а отец, ему было 18, чудом остался в живых. Как он считал, все потому, что в воротник его гимнастерки был зашит крестик. Думали, не выживет – выжил. Говорили, не сможет ходить – встал. Вернувшись, записался на танцы, брал первые места. Потом переучился на горного инженера (как отец), у него много изобретений. А еще великолепно рисовал и пел так, что его даже приглашали в ансамбль Александрова.

Игорь и талантами, и внешностью пошел в деда. Внука и назвали в его честь. Фото: архив семьи.

Игорь и талантами, и внешностью пошел в деда. Внука и назвали в его честь. Фото: архив семьи.

Словом, внук пошел в дедушку. О том, что Игорь – ДРУГОЙ, на голову опережает сверстников, было ясно сразу. Поэтому в детский сад его отдавать не стали. Чтобы заниматься с ребенком, Ирина ушла с работы. Благо, Николай, инженер-геофизик, мог обеспечивать семью.

- Я по натуре свободный человек, хиппи, - улыбается Ирина. – Таким же воспитала и сына. Всегда разговаривала с ним, все объясняла. А он был очень ранний. В год и четыре месяца его обучили грамоте. Бабушки во дворе чертили палкой на песке буквы, называли ему. И сын освоил алфавит за пару дней. В два года с небольшим уже свободно читал! Преподаватель университета вызвалась заниматься с ним английским.

У мамы Игоря была своя система воспитания сына: ничего не заставлять, а следовать за тем, что нравится ребенку, что у него получается. Фото: архив семьи.

У мамы Игоря была своя система воспитания сына: ничего не заставлять, а следовать за тем, что нравится ребенку, что у него получается. Фото: архив семьи.

«Наверное, сидишь с ним с утра до вечера?» - допытывались у Ирины. – Не перегрузишь дитё?». Но одержимой «яжематерью» она не была. Ничего не навязывала.

- Поэтому белой вороной я не был, - рассказывает Игорь. – Гулял во дворе, общался – легко схожусь с людьми. Снежки, догонялки, прятки, - все это было. Плюс еще что-то свое.

Почти ничего не запрещали

По словам Ирины, сын учился с жадностью. Математика, география, иностранные языки, - увлечения приходили волнами. Если чем-то загорался, погружение длилось год-полтора. Все прочитает, изучит, потом переходил на другое.

Трудно поверить, что это рисунок дошколенка! Фото: архив семьи.

Трудно поверить, что это рисунок дошколенка! Фото: архив семьи.

- Как я ему помогала? Рассказывала и показывала, что он просил. В четыре годика возьмет меня за руку и тянет: «Пойдем, мама, мне надо посмотреть на тот дом с торца». А в пять уже рисовал свои фантастические города – трехмерные изображения. Специалисты говорили: как будто работы студент архитектурного вуза - с пространственным мышлением. Чтобы так рисовал дошкольник, фантастика! Игорь постоянно придумывал что-то свое – страны, города, языки, которых нет на свете. По ночам чертил карты, составлял кроссворды на английском. Проснемся, он лежит на полу рисует. Кто его заставлял? Никто. Потом увлекся литературным творчеством. Писал стихи, пьесы в стихах. Случались и хулиганские. А что, у Пушкина такого не было? Но я твердила: «Делай, как считаешь нужным. Никого не слушай, даже меня, иначе не состоишься!».

Рос, как «птенец дворянского гнезда». Ночами что-то изучал, поэтому спал потом до 10-12 часов. После завтрака убегал во двор. Затем учеба: с ним часа два-четыре занималась мама или студентки педагогического института (по договоренности, бесплатно). Этого хватало, чтобы обогнать школьную программу. Вечера посвящал друзьям или увлечениям.

- Есть стереотип, что у вундеркинда обычно несчастное детство. У меня все наоборот, - признается он. - Никуда не торопился, делал, что хотел. Ничего почти не запрещали.

За партой с «тетеньками и дяденьками»

А как же общеобразовательная, средняя? Игорю было шесть, когда родители отвели его за парту. Но проверка показала, материалом начальной (и не только) школы он уже владеет. В семь лет его зачислили в седьмой класс.

Но продолжал учиться дома. Конечно, нужна была индивидуальная программа. Но шли 90-е, люди элементарно выживали. Какие уж тут особые условия для вундеркинда…

Ходить в школу, как все, стал с девятого класса. До сих пор сохранились фото: он, совсем еще ребенок, среди одноклассников – накрашенных «тетенек» и усатых «дядь». Игорь уверяет, к нему относились ровно. Отчего-то прозвали Склифосовским.

Игорь среди одноклассников. Фото: архив семьи.

Игорь среди одноклассников. Фото: архив семьи.

На перезагрузку к бабушке

Все шло к тому, что Игорь окончит школу в 12. Обгонял сверстников на несколько лет. Тогда семья приняла решение: нужно притормозить. И сына на целый год отправили к бабушке в Пермь. Зачем? Чтобы выбирал потом вуз осознанно. Не за ручку же его водить! Правда, полной перезагрузки не вышло – натура взяла свое.

- Мне было 10. И я целый год там ничего не делал, только… писал, - говорит Игорь. – Итогом стал роман по мотивам популярных тогда латиноамериканских сериалов. На него ушло несколько толстых тетрадей.

Но романом не ограничилось. Кроме него, Игорь взялся ни больше ни меньше, как за диссертацию.

- Приехала его забирать, зашла в книжный, навстречу продавцы: «Так это ваш что ли?». – Мой. – Он нас достал: «Привезли книгу, что я заказывал?». Собирал материал для работы о развитии промышленности в губернии до революции. В 10 лет! - делится Ирина. – Чуть ли не каждый день брал бабушку (она была заведующей библиотекой) за руку и просил возить его по разным местам, чтобы исследовать все лично. Исписал несколько «томов». Показали декану геофака, он сказал, почти диссертация.

Бабушка Игоря была заведующей библиотекой. Любовь мальчика к книгам - от нее. Фото: архив семьи.

Бабушка Игоря была заведующей библиотекой. Любовь мальчика к книгам - от нее. Фото: архив семьи.

Вуз потребовал справку

Игорь выпустился из школы в 14. Причем не с золотой медалью, хотя заработать ее мог легко. Признается, просто не хотел зубрить. Если предмет не нравился, запросто мог не сделать «домашку», пропустить урок. Как любой нормальный ребенок.

- Мы говорили: «Выбирай сам, куда поступать. Может, на экономический пойдешь? Банкиром будешь!» Но он выбрал филфак, хотел стать писателем.

Игорь посвятил себя науке. Фото: архив семьи.

Игорь посвятил себя науке. Фото: архив семьи.

- Сначала была мысль пойти на факультет журналистики, - добавляет Игорь. – Но там потребовали: нужна справка, что я могу учиться на журналиста. Если врач напишет, ребенок опережает не только в интеллектуальном плане, но и готов морально, профессия опасная, возьмем. И мы решили: тогда филфак. Поступал на общих основаниях. Самостоятельно – один, без родителей. Учился с большим желанием. Окончил в 19 лет.

Состоялся в науке

После университета Игоря позвали преподавать в технологический. Практически сразу (через год) поступил в аспирантуру по педагогике. И уже в 23 защитил кандидатскую. С блеском – все члены комиссии бросили белые шары. В 24 был переведен в доценты.

О личной жизни мужчина предпочитает не распространяться – не так воспитан. Известно одно: у него есть семья, дети. «Рафинированный интеллигент, одет с иголочки», как говорят о нем коллеги, он всегда нравился девушкам.

В 37 лет мужчина удивительно молодо выглядит. На фото Игорь в 2020-м году. Фото: архив семьи.

В 37 лет мужчина удивительно молодо выглядит. На фото Игорь в 2020-м году. Фото: архив семьи.

- Когда был еще в подростковом возрасте, я его везде отпускала, - говорит Ирина. – Ходил и по ночным клубам. Я понимала, если не пущу, все равно же пойдет втихаря! Он походил немного, а потом перестал, стало скучно. Другие интересы.

Сейчас Игорю 37, он преподает в трех вузах. Заведовал кафедрой в агроуниверситете. Шесть лет назад сам купил квартиру (не в ипотеку), пишет докторскую – по социолингвистике. Сочиняет стихи, это его главная страсть. Никакой тебе драмы, и… он счастлив.

Игорь вместе с мамой. Фото: архив семьи.

Игорь вместе с мамой. Фото: архив семьи.

- Реализуется в академической сфере, - заключает Ирина. – Нашел свое место, состоялся рано. Мы иногда шутим: стоило ли быть вундеркиндом, чтобы не стать академиком? А что? Он и станет!

За помощь в подготовке публикации благодарим пресс-службу Красноярского аграрного университета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Грандиозный обман Алисы Тепляковой: Как на самом деле самая юная студентка МГУ получила диплом «психолога-педагога»

Родители 9-летней студентки МГУ Алисы Тепляковой продолжают раскручивать бренд своей дочери. Еще недавно девочка стала головной болью для факультета психологии вуза (подробнее).

Срывы, болезни и ранняя смерть: Печальные судьбы детей-вундеркиндов

Сегодня не утихают разговоры вокруг 9-летней девочки Алисы, которая умудрилась сдать ЕГЭ и готовится поступать в университет. Самое сложное для детей, которые по разным причинам попали в центр всеобщего внимания - не потерять голову из-за обрушившейся славы (подробнее).

Вундеркинд - хорошо, а оболтус лучше?

Все родители мечтают о ребенке, который бы удивлял окружающих умом и способностями. Но чем больше мы узнаем о вундеркиндах, тем чаще задаемся вопросом: а такая ли уж счастливая доля выпала этим необычным детям? (подробнее).