Общество

Где ночуют электрички?

Красноярская железная дорога в преддверии главного профессионального праздника – Дня железнодорожника – запустила серию виртуальных экскурсий «Неизвестная дорога». Что скрыто от глаз пассажиров?
Красноярская железная дорога приглашает на виртуальную экскурсию. Фото предоставлено КрасЖД

Красноярская железная дорога приглашает на виртуальную экскурсию. Фото предоставлено КрасЖД

Первая экскурсия – в цех Красноярской дирекции моторвагонного подвижного состава, которая обслуживает и эксплуатирует пригородные поезда. Все знают, что поезда состоят из локомотива и вагонов. Но электричка другое дело: у электрички две «головы», в каждую сторону смотрит кабина управления. А движение обеспечивается за счет так называемых моторных вагонов. Цех - это, собственно, свой отдельный «дом» для электричек. Здесь их моют, проверяют работоспособность систем, чинят неисправности.

В депо электрички моют, проверяют, чинят неисправности. Фото предоставлено КрасЖД

В депо электрички моют, проверяют, чинят неисправности. Фото предоставлено КрасЖД

-По регламенту электропоезд должен проходить плановый осмотр примерно через 4000 километров пробега – это расстояние от Красноярска до Казани, - рассказывает машинист-инструктор Алексей Смоляк.

Новые вагоны – это космос и снаружи, и внутри. Фото предоставлено КрасЖД

Новые вагоны – это космос и снаружи, и внутри. Фото предоставлено КрасЖД

Сейчас по Красноярской железной дороге «бегает» несколько поколений электричек – это и знакомые многим с детства «круглые» ЭР9П, которые постепенно выводятся из оборота, и ЭД9, выпускавшиеся с конца 90-х годов, и новейшие модели ЭД9Э и ЭП3Д. Расшифровывается как «электропоезд пригородный 3-го поколения, Демиховский», то есть построенный на Демиховском машиностроительном заводе. Узнать легко по обтекаемой, летящей форме кабины и яркому красно-оранжевому цвету. Таких суперсовременных поездов на магистрали сейчас девять.

Чистота и санитарная обработка вагонов - всегда, не только в период коронавируса. Фото предоставлено КрасЖД

Чистота и санитарная обработка вагонов - всегда, не только в период коронавируса. Фото предоставлено КрасЖД

Те, кто давно не ездил на электричках, будут приятно удивлены. Новые вагоны – это космос и снаружи, и внутри: они сочетают в себе комфорт для пассажира, удобство управления для локомотивной бригады и новейшие цифровые технологии. Мягкие кресла, климат-контроль с автоматическим управлением, который сам решает, нагревать или охлаждать воздух. Лампы обеззараживания, большой тамбур с креплениями для велосипедов, просторный туалет, адаптированный для людей с ограниченными возможностями, крытые утепленные межвагонные переходы.

Современные электрички удивляют и дизайном, и простором, и комфортом. Фото предоставлено КрасЖД

Современные электрички удивляют и дизайном, и простором, и комфортом. Фото предоставлено КрасЖД

Чаще всего такие составы можно встретить на маршрутах городской электрички в Красноярске. А в Дивногорск ходят специальные туристические поезда, вагоны в них похожи на салон самолета, есть уютные места со столиками.

Игравшие в плейстейшн в такой кабине не растеряются: поезд управляется джойстиком. Фото предоставлено КрасЖД

Игравшие в плейстейшн в такой кабине не растеряются: поезд управляется джойстиком. Фото предоставлено КрасЖД

Не забыли создатели новейшей электрички и о комфорте машинистов. Игравшие в плейстейшн в такой кабине не растеряются: поезд управляется джойстиком. Передвинул ручку в одну сторону – включилась тяга, в другую – пошло преобразование тока, переменного в постоянный.

Машинисту в работе помогает «КЛУБ» – комплексное локомотивное устройство безопасности, в памяти которого данные обо всех светофорах на маршруте, особенностях пути и рельефа, разрешенные скоростные режимы и много другой важной информации. Благодаря современным средствам железнодорожной автоматики и телемеханики «КЛУБ» не только «помнит» профиль дороги, но и в режиме реального времени получает информацию о том, что происходит на маршруте.

Все происходящее в вагонах фиксируется на камеры. Фото предоставлено КрасЖД

Все происходящее в вагонах фиксируется на камеры. Фото предоставлено КрасЖД

Кстати, на линиях Московского центрального кольца начали испытывать новейшую систему автоведения, когда поездом управляет не машинист, а автоматика. Но все же в управлении пригородными электричками без человека пока не обойтись.

- В первую очередь, по соображениям безопасности, – говорит Алексей Смоляк. – Машинист и особенно помощник машиниста всегда контролируют посадку и высадку пассажиров, чтобы никого не зажало дверьми, чтобы никто не оказался в «мертвой зоне», перебегая пути перед поездом. Конкретно для модели ЭП3Д «мертвая зона» – пять метров перед кабиной машиниста, и это требует особого внимания и личного контроля.

Туалеты приспособлены для маломобильных граждан. Фото предоставлено КрасЖД

Туалеты приспособлены для маломобильных граждан. Фото предоставлено КрасЖД

Пожалуй, самое неожиданное открытие – тот факт, что вагоны электрички в нужном порядке и количестве составляет не маневровый тепловоз, а… автомобиль ТМВ-2 (тяговый маневровый модуль), изготовленный на базе «Урала». Такая машина может ездить и по дорогам, и по рельсам. Тягач заезжает на рельсы, выпускает «железнодорожные» колеса – и готов к работе. Собственно, от «Урала» у него только база. Кабина точно такая же, как у локомотива, и даже гудок «паровозный»: тонкий и пронзительный. 150 «лошадей» на дизельном топливе могут спокойно тянуть за собой самую длинную электричку из десяти вагонов. Такие выходят на работу в выходные дни и праздники, когда пассажиров становится намного больше.

Вагоны электрички в нужном порядке составляет не маневровый тепловоз, а… автомобиль ТМВ-2. Фото предоставлено КрасЖД

Вагоны электрички в нужном порядке составляет не маневровый тепловоз, а… автомобиль ТМВ-2. Фото предоставлено КрасЖД

ЛюбопытноЛюбопытно

Первые электрички в Красноярске появились в конце пятидесятых годов, сразу же после электрификации железной дороги. Тогда же горожанам начали давать приусадебные участки в пригороде, и электрички в основном занимались перевозкой дачников.