2018-05-29T15:14:05+03:00

Это не шутки – остаться без маршрутки

С июня закрывают шесть популярных направлений красноярских автобусов
После отмены длинных маршрутов проезд для многих красноярцев подорожает вдвоеПосле отмены длинных маршрутов проезд для многих красноярцев подорожает вдвоеФото: Мария ЛЕНЦ
Изменить размер текста:

На минувшей неделе департамент транспорта Красноярска «порадовал» горожан новостью: с июня прекратят работу сразу шесть маршрутов. Речь об автобусах №№ 1 (Железнодорожный вокзал — поселок Энергетиков), 13 (Междугородний вокзал — деревня Песчанка), 34 (Железнодорожный вокзал — поселок Таймыр), 35 (АкадемгородокСельхозкомплекс (мкрн. Ветлужанка), 68 (Спортзал — Сопка), 69 (РУСАЛ — мкрн Солнечный). Сразу стоит сказать, что мера это не временная. Маршруты закрывают насовсем. А между тем они довольно востребованы у горожан. Поэтому вопрос к властям один: а как же красноярцы?

В ручном режиме

Начать, пожалуй, стоит с того, что шквал возмущения на департамент транспорта обрушился именно потому, что для многих горожан отмена маршрутов стала неприятной неожиданностью. Что же получается? Люди годами ездили так, как им удобно, а теперь до работы придется с пересадками добираться (а это дороже в два раза и бьет по карману). Правда, депутаты Горсовета рекомендовали департаменту транспорта при последующих изменениях маршрутов проводить общественные слушанья. Но решит ли это вопрос?

- Нет, думаю, не решит, - говорит Егор Фролов, и.о. руководителя Красноярского отделения Федерации автовладельцев России. – Сегодня департамент транспорта анализирует пассажиропотоки по картам оплаты (фиксируется, где человек сел в транспорт и рассчитался за проезд). Но у этой системы большая погрешность, ведь не всегда человек рассчитывается именно на той остановке, на которой вошел или выходит (если речь о ПАЗиках). А значит, точную картину маршрутных схем создать по такой системе нельзя. Мы предлагали провести опрос населения или референдум, где люди указывали бы время и место посадки, и обратиться в НИИ транспорта, чтобы грамотно проработать схему. Но наши предложения ни депутаты Горсовета, ни власти не услышали, к сожалению, поэтому все решается в ручном режиме.

Перевозчики говорят при этом, что маршрутная сеть в городе за двадцать лет не обновлялась, а только удлиннялись существующие маршруты, частично превращаясь в экскурсионные. А пассажиропотоки раньше были все-таки больше.

Работа с нулевым эффектом

Что касается отказа перевозчиков обслуживать маршруты, то тут все просто: им экономически не выгодно.

- Сегодня наполняемость на маршрутах в городе порядка 48 процентов от номинальной, - поясняет ситуацию Михаил Омышев, председатель правления ассоциации пассажирских перевозчиков Красноярского края, - это говорит о том, что автобусы не перевозят то количество пассажиров, на которое рассчитана их суммарная вместимость. Сегодня автобус средней вместимости перевозит за смену в среднем 300 – 400 пассажиров в день, а рассчитан на 700. При этом количество автобусов среднего и малого класса сокращается, сейчас – львиная доля парка автобусов (70-80 процентов) - автобусы большого класса (ЛиАЗы МАЗы). Рентабельности нет, это работа с нулевым эффектом: сколько перевезли пассажиров, столько и заправили топлива. При этом повышать зарплату экипажам и обновлять подвижной состав в таких условиях невозможно – просто не на что. Новый автобус среднего класса обойдется сегодня в среднем в 5 миллионов рублей, большого класса – 8-9 миллионов. А тариф не повышался уже три года.

Закрываются самые востребованные маршруты Фото: Мария ЛЕНЦ

Закрываются самые востребованные маршрутыФото: Мария ЛЕНЦ

Закрываются, кстати, не только коммерческие маршруты, но и муниципальные, которых некогда было в городе 7, сейчас осталось всего два. Остальные обанкротились и закрыты.

- Во многом решение проблемы зависит от организации сети и продуманного решения вопросов экономики, - продолжает Омышев. – Посудите сами, многие маршруты в городе просто дублируют друг друга (Мира – Ленина, Краснодарская, проспект Свободный): здесь ходит до 8 – 10 маршрутов. И даже в часы пик загрузка у них едва достигает 80 процентов.

В департаменте транспорта, да и сами перевозчики, не считают повышение тарифа решением проблемы. Цену на проезд можно увеличивать до бесконечности, но загрузка автобуса от этого другой не станет.

Оптимальное решение

Департамент транспорта недавно провел аудит работы перевозчиков и сделал неприятное для себя открытие: некоторые из них, когда выигрывали торги, заявляли, что автобусам у них по 5 лет от силы. По факту на маршрутах «старички», которым по 15-20 лет. Есть разница? Безусловно! Тогда мэрия предложила маршрутчикам привести подвижной состав в соответствие с заявленной в торгах документацией. Проще говоря, обновить автобусы. Но… у тех денег нет и не предвидится. Вот и начались отказы от маршрутов.

- К нам ежедневно поступает большое количество обращений от горожан, которые жалуются на работу перевозчиков. Мы требуем от предпринимателей выполнения условий контрактов: замены подвижного состава на современные автобусы, соблюдения расписания, схемы движения, скоростного режима. Однако за последние два года никаких серьезных изменений в их работе не произошло, - говорит Дмитрий Петров, глава департамента транспорта Красноярска. - Большое количество автобусов низкого класса – это один из немногих факторов, которые влияют на загрязнение воздуха, на увеличение заторов в часы пик. Дублирующие маршруты в погоне за пассажиром устраивают гонки на магистралях. На остановках выстраиваются, практически, целые составы из автобусов.

Но менять-то надо. По словам Петрова, критику чиновники понимают и принимают.

- Мы слышим аргументы, что маршрут № 1 очень востребован студентами, горожанами, но сейчас они могут воспользоваться маршрутами № 43, 2 и 90, - продолжает руководитель.- Что касается автобусов, которые курсировали с одного берега на другой – переговоры с перевозчиками ведутся. Также продолжается и мониторинг эффективности работы общественного транспорта. Мы понимаем, что любые изменения воспринимаются болезненно, люди привыкли пользоваться длинными маршрутами. Сейчас нам важно найти оптимальные решения. Для этого мы и формируем модель управления транспортным комплексом города.

МНЕНИЕ

«Горожанам надо чем-то компенсировать неудобства»

Депутат Законодательного собрания Красноярского края Илья Зайцев:

- Только сегодня получил коллективное обращение студентов СФУ с просьбой повлиять на ситуацию, - говорит депутат Заксобрания Илья Зайцев. – И, думаю, это только начало, основной поток начнется, когда автобусы снимут с линий. Мы живем в городе-миллионнике, и у людей есть многолетняя привычка добираться до работы или учебы так, как им удобно. Поэтому, считаю, решения об отмене маршрутов надо, как минимум, обсуждать с жителями, а не ставить людей перед фактом. Кроме того, если власти принимают какое-то непопулярное решение, они должны предложить что-то взамен, чтобы компенсировать людям неудобства. Речь на днях шла о транспортной карте с безлимитным проездом, которую собираются внедрить, чтобы модернизировать систему оплаты, или о расчете по банковской карте. Так почему бы отмену маршрутов не совместить с ее внедрением новой системы расчета, чтобы у людей была возможность как-то компенсировать свои неудобства? Мне кажется, это было бы справедливым.

ВАЖНО

Как изменится движение автобусов в городе?

Маршрут №6 - автобус пойдет по 9 Мая (без переулка Светлогорский) через Авиаторов и далее по схеме;

Маршрут №38 - Тотмина — Стасовой — Лесопарковой — Забобонова —Крупской и далее по схеме;

Маршрут №60 - Красноярский рабочий — Коломнская — Московская —Мичурина и далее по обычной схеме;

Маршрут №64 – изменит схему движения в Солнечном (от Петрушина по 60 лет Образования СССР);

Маршрут №14 - Таймыр - Ботанический бульвар - Железнодорожный вокзал - Железнодорожная больница.

Маршрут №74 – конечная теперь - поселок Энергетиков, затем автобус идет поГоворова. Вместо Суворова автобус будет ходить по Волжской.

Маршрут №56 - конечную перенесут в поселок Шинников, далее автобус будет двигаться по Борисевича;

Маршрут №77 – будет ходить до Песчанки вместо востребовано студентами автобуса №68.

Маршрут №88 - 2-я Брянская — Чернышевского — Мартынова — Линейная — Мужества — Шахтеров. Теперь автобус будет заезжать на Ветлужанку: Лесопарковая — ЧернышеваГусароваМирошничеснко — Стасовой;

Маршрут №10 - ЗатонскаяПавлова — Пионерской правды — Щорса и далее по обычной схеме;

Маршрут №8 - ДК «Кировский» — Пионерской правды — Павлова — Мичурина и далее по стандартной схеме.

КОНКРЕТНО

Куда жаловаться?

Обращаться можно в департамент транспорта Красноярска: trans@admkrsk.ru, тел: 8 (391)256-84-07, 25-68-413, 256-84-03.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также