Премия Рунета-2020
Красноярск
+8°
Boom metrics
Общество8 ноября 2017 4:17

Школьники Красноярска переходят на электронные книги

Бумажный учебник против планшета: кто кого
Внедрять электронные учебники в школах будут поэтапно до 1 сентября 2018 года.

Внедрять электронные учебники в школах будут поэтапно до 1 сентября 2018 года.

Фото: Елена СЕРЕБРОВСКАЯ

В Красноярской школе №8 начался урок математики у второклашек. Учитель Ольга Сотникова по привычке командует: «Ребята, открываем наши учебники». Часть ребятишек начали листать книжки. А другие включили планшеты. Оказалось, что учебник математики загружен в этот небольшой по размеру умный гаджет. И не только математики, но и любых других предметов. Выбрал нужный, кликнул, открыл, и вот на экране та же самая страница, что и у соседа по парте – в книжке.

Школа №8 – одно из 15 общеобразовательных учебных заведений Красноярска, где происходит внедрение новых электронных учебников. Зачем это делается, каковы плюсы такого ноу-хау? Есть ли перспективы у такой формы обучения? Разбираемся в деталях.

Та же книга, только вместительнее

Что такое электронный учебник? По сути, это оцифрованная школьная программа по предмету, которую можно залить на любой гаджет и пользоваться когда угодно – в школе на уроке, дома для домашних заданий, на каникулах где-нибудь на выезде. На телефоне, планшете, ноутбуке или компьютере. Внешне электронные страницы дублируют бумажные. Однако в электронном учебнике есть такие полезные функции, которые недоступны обычной книге. Например, можно просмотреть встроенное видео, увеличить размеры картинки или карты, сделать пометки на полях.

Но самое главное, один такой планшет заменяет десятки книг. Расписание занятий младшеклассников включает в себя до 10 предметов. В средних и старших классах их количество увеличивается до 15-20. Ежедневно каждому ученику требуется носить с собой в школу 5-6 книг, вес портфелей в среднем составляет около 3 – 4 килограммов. Так что электронные книги разгружают портфели. Портфель школьника «худеет» моментально. Мы даже попросили взвесить портфель с книгами и без них. Было 4 килограмма, стало 1,5 – с учетом всех тетрадок и карандашей. Впечатляет, не правда ли?

- Речь идет даже не об учебниках, а о формировании в школах электронной образовательной среды, - говорит Татьяна Ситдикова, руководитель управления образования города Красноярска. – Если вы помните, мы уже начали внедрение в школах нашего города электронных журналов, электронных дневников. В единую систему будет автоматически поступать информация о том, какие задания выполнил ребенок. А педагог может дать каждому индивидуальное дополнительное задание. У большинства детей сейчас есть электронные устройства, и мы можем использовать это во благо.

Внедрять электронные учебники в школах будут поэтапно до 1 сентября 2018 года.

Кстати, они будут полезны для дистанционного обучения. Например, если ребенок по причине травмы не может посещать школу каждый день, учитель будет давать ему задание и проверять выученные уроки. Оценят это и родители, которые перевели детей на домашнее обучение, а таких в Красноярске несколько десятков семей.

Мнение родителей

Мы уже помним, как в прошлом году родители отнеслись к внедрению электронного дневника и журнала с недоверием. Можно ожидать, что и электронную книгу они воспримут также. Учителя успокаивают: от бумажных носителей пока никто не отказывается. То есть ребенок сам может выбрать, как ему удобнее. Если родители считают, что ему лучше пользоваться традиционными книгами, так и будет.

Плюс вопрос семейного достатка, ведь не все мамы и папы могут сходу купить своему школьнику электронное устройство.

На этот счет Татьяна Ситдикова поясняет:

- У нас у каждой школы своя история и свой контингент. И если для учеников одной школы нет проблем хоть завтра принести планшеты и начать заниматься по ним, то в другой это может быть сложно. Мы учитываем возможности каждой семьи. Поэтому в школах будет базовый резервный фонд электронных устройств: ребенок попользовался им на уроке, потом сдал.

Ольга Сотникова, учитель начальных классов школы № 8 Красноярска:

- Я стараюсь настроить ребят, что они пришли в школу учиться, так что времени для игрушек в гаджете у них нет. Детям нравится, что в нем можно что-то увеличить, подписать. Единственный минус – электронное устройство имеет свойство разряжаться. Был случай, когда у ребенка разрядился планшет, и он остался без учебника. Поэтому родители должны всегда с вечера следить за этим.

Два вопроса, которые могут задать родители

А как же рабочие тетради? Красивый почерк, грамматика, решение уравнений? Так ведь дети вообще отучатся ручку держать. Педагоги успокаивают: правописание никто не отменяет, и ребятам до выпускного класса придется писать в тетрадях сочинения и изложения.

Не вредно ли для зрения – постоянно глядеть на экран? Опасения не беспочвенны. Поэтому подбирать гаджет нужно правильно. Закачивать учебник в смартфон не рекомендуется – ребенок в два счета испортит глаза. Так что покупайте ему планшет размером от 7 дюймов по диагонали и больше.

Есть мнение

«Комсомолка» устроила голосование в социальной сети «Станут ли школьники умнее от электронного учебника». Результаты получились следующими:

- Нет, ничто не заменит классический учебник – 17,5%

- Это естественный процесс. Ранцы станут легче, а обучение интереснее – 25%

- Школьники станут ещё менее подвижными и испортят зрение – 15%

- Нужно повышать качество образования, а не экспериментировать с учебниками – 42,5%.