Звезды

Канский фестиваль показал все грани фантастики

Международный Канский видеофестиваль вернулся в Красноярский край: в этом году у форума искусств впервые появился генеральный спонсор: благодаря Сибирской генерирующей компании некоторые фильмы, показанные в Канске, смогут увидеть и жители других городов
Фото: Наталья КОБЕЦ

Фото: Наталья КОБЕЦ

По большому счету, фестиваль уже вышел за рамки только «видео»: сейчас это большой творческий форум, объединяющий три направления: короткометражные фильмы, архитектура и литературное творчество. Поэтому в программе не только открытые показы, но и выставки, дискуссии, мастер-классы, читки пьес.

- У авторов фильмов уже не возникает вопроса: «Канский фестиваль – что это?», никто уже не путает Канск и Канны, и очень много зарубежных конкурсантов хочет лично приехать в Сибирь на показы, - говорит арт-директор фестиваля Надежда Бакурадзе.

Фантастика – это не только будущее

Тема нынешнего года – «Это фантастика!», причем оргкомитет фестиваля и кураторы творческих программ подошли к ней широко и предложили подумать не только о возможном будущем, но и о том, каким видели будущее архитекторы, художники, писатели сто лет назад, и что из их фантазий и предсказаний сбылось. Так, одним из центральных событий архитектурного фестиваля стала интерактивная выставка «Алексей Гастев. Экпресс-панорама», подготовленная специалистами Красноярского литературного музея. Революционер, поэт, занимавшийся внедрением научной организации труда, сто лет назад написал эссе о перспективах развития сибирских городов и предложил свое видение маршрута Транссиба. Например, Курган по версии Гастева – кухня Сибири, Кузнецк (Новокузнецк) – промышленный центр региона, Сталь-город с мощными производствами, а Красноярск, где во время написания эссе начал строиться краеведческий музей, - мозг Сибири, крупный научный и культурный центр. Каждый посетитель выставки мог сам сравнить, насколько сбылся этот прогноз.

Тему возможного будущего продолжила выставка «бумажной архитектуры» - так специалисты называют вид архитектурного творчества, когда проекты не предполагают реализации. Движение «бумажников» возникло в нашей стране в конце 80-х годов, когда у художников появилась возможность участвовать в международных конкурсах идей.

Фото: Наталья КОБЕЦ

Фото: Наталья КОБЕЦ

В Сибири наиболее яркими представителями «бумажной архитектуры» стали новосибирские художники, их работы и вошли в экспозицию: здание новосибирского оперного театра, похожее на шлем Дарта Вейдера, многоэтажные проекты культурных центров, похожие на паровозы 30-х годов, эскиз застройки Зубовской площади в Москве, символизирующий стремление человека к развитию… Что интересно, эти работы можно было забрать на память: они были отпечатаны в виде альбомов с отрывными листами, и многие посетители вернисажа собирали себе на память целую коллекцию.

- Честно говоря, мы подсмотрели эту идею – с отрывными листами – в красноярском литературном музее, - признался куратор архитектурного фестиваля искусствовед, преподаватель ВШЭ Егор Ларичев. – Обычно в музеях человека ограничивают в возможности общения с произведением искусства – не подходите близко, не трогайте руками, не дышите на шедевр… Мы решили, что искусство должно быть доступным каждому.

Из зала – к природе

Канский фестиваль умеет удивлять: в этом году конкурсные показы фильмов были вынесены из кинозалов на природу – в лес за Канским драматическим театром: здесь установили надувной экран и деревянные скамейки, а дорожку на фестивальную поляну подсвечивали гирляндам лампочек. Для особо теплолюбивых зрителей были предусмотрены горячий чай и уютные пледы, но все же один из показов пришлось перенести в городской дом культуры: в Канске целый день шел проливной дождь.

В конкурсную программу этого года вошли 23 короткометражки из 16 стран мира (Белоруссия, Великобритания, Венгрия, Германия, Израиль, Канада, Нидерланды, Украина, Россия, США, Филиппины, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Корея, Япония).

- Это мой первый опыт в жюри, и я очень волнуюсь, - говорит молодой канский художник Владислав Гультяев - Все работы, которые я видел, прекрасны, и отбирали их высокопрофессиональные люди. Не чувствую в себе уверенности, что имею право их судить.

В результате гран-при фестиваля «Золотой пальмовый секатор» (в противовес Золотой пальмовой ветви из французских Канн) достался «Девушке за дверью», короткометражному фильму южнокорейского режиссера Сонг Йоо-сунга о попытках противостоять домашнему насилию. Второе место по результатам голосования международного жюри занял «Атлас раненых зданий» Тадеуша Тишбайна (Германия), а третье — «Наследный раб» Этана Фолка (США).

Фото: Наталья КОБЕЦ

Фото: Наталья КОБЕЦ

Специального упоминания жюри удостоилась анимационная картина «Окна» Анжелы Липской (Россия), приза фестивальной прессы — «Капля креацина» Ростана Товасиева (заявленный от планеты Мальгаут), а специального упоминания журнала «Искусство кино» — «Контросвет» Майи Зак (Израиль).

Российский фильм «Update/Delete» Алексея Ильина и Григория Калинина, снятый в форме стрит-видео, где из обрывочных кадров в конечном итоге складывается глубокая драматичная история, получил приз «Кинергия», учрежденный Сибирской генерирующей компанией.

- Судя по тому, что я увидела за эти дни в Канске, мы точно сделали правильный выбор, решив поддержать фестиваль, - убеждена Анастасия Дьякова, заместитель директора красноярского филиала СГК. - Смыслов в фильмах, думаю, мне хватит еще на полгода - чтобы их проживать, брать для себя из этого новые жизненные интонации. Главная цель фестиваля — заставить задуматься, и, если это произошло, значит, результат есть. Меня очень поразил архитектурный фестиваль, особенно лесная инсталляция Бертрана Госселина, создающая из игры света настоящую сказку. Это вообще то, что близко энергетике по духу и сути. Ну и конечно, на уличных видеопоказах мы все поняли, насколько важно тепло в Сибири.

- Наш нынешний фестиваль – это яркое подтверждение тезиса «как вы яхту назовете, так она и поплывет», - рассказывает его директор Павел Лабазов. – Тему «Это фантастика!» мы придумали еще год назад, но у нас не было гарантий, что мы сможем провести полноценный фестиваль в Канске – привезти сюда людей, программу, это довольно затратно. И вдруг - впервые за 16 лет! - у нас появился генеральный спонсор, Сибирская генерирующая компания, благодаря которой мы смогли показать все, что запланировали. И это фантастика! Очевидно, что нам не хватает пяти дней: уже сейчас одновременно проходят три фестиваля: литературный, архитектурный, фестиваль независимого кино. Есть идея добавить музыкальную часть, и есть люди, которые готовы за это взяться. Думаю, это может быть не одна фестивальная неделя, а целый месяц.

Следующими конкурсные работы Канского фестиваля увидят москвичи и гости столицы: с 31 августа по 3 сентября в кинотеатре «Октябрь» и «КАРО Музеон» пройдет Эхо XVI Международного Канского фестиваля.

СКАЗАНО

«Когда я прилетела в Сибирь, я вспомнила, что нам рассказывала о ней школьная учительница на уроке географии, и с интересом смотрела по сторонам — где здесь тайга, где тундра. Специально ходила на вокзал Канск-Енисейский, чтобы посмотреть на Транссибирскую магистраль. Когда ты стоишь на железной дороге и понимаешь, на сколько километров она растянулась, что влево, что вправо, это очень впечатляет»

Эви Шуберт, режиссер, член жюри (Германия), лауреат Канского фетиваля 2016 года.

НАША СПРАВКА

Международный Канский фестиваль проходит в городе Канске Красноярского края с 2002 года. Мультижанровый фестиваль объединил идеей популяризации в Сибири современной культуры несколько направлений искусства: видео-арт, экспериментальное кино, новая драматургия, новая музыка, поэзия, театр, архитектура. Фестиваль нацелен на развитие художественного языка, поддержку молодого искусства и открытие новых имен. Фестиваль является свободной площадкой для творческих высказываний на любом языке мира. Организатор Канского фестиваля - «Студия Видеодом», генеральный спонсор – Сибирская генерирующая компания.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

«В конкурсных фильмах фестиваля мне особенно понравились три вещи. Первое - осмысление молодыми режиссерами нашего общего прошлого, которое для них становится началом движения в будущее. Второе - авторы рассматривают тело не как что-то личное, не как частную территорию, а как нечто универсальное, принадлежащее всему миру. Тело воспринимается как связующий элемент между сознанием и окружающим пространством. И третье - бессознательное переводится ими в сознательное. Новое поколение пытается честно открывать темы, которые мы оставляли для себя закрытыми, и это круто».

Михаил Шубский, кандидат философских наук, председатель жюри.

Рекомендуемые