Премия Рунета-2020
Красноярск
+4°
Boom metrics
Общество21 июля 2016 8:39

Инвалид-колясочник несколько лет добивался установки в доме пандуса

…и погиб, не получив помощи
Игорь был самым обычным, здоровым человеком. В 45 лет врачи обнаружили у него проблемы с сосудами, но ни жене, не матери он ничего не рассказал.

Игорь был самым обычным, здоровым человеком. В 45 лет врачи обнаружили у него проблемы с сосудами, но ни жене, не матери он ничего не рассказал.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Понятно, что так совпало, но за последние два месяца в Красноярске разворачивается уже вторая жизненная драма из-за пресловутой «недоступности» среды. Сначала инвалид Владимир Журат сполз с коляски на колени и кувалдой разбил тротуар, из-за которого не мог проехать. А спустя месяц случилась трагедия в Свердловском районе: 54-летний инвалид-колясочник Игорь Курносенко покончил с собой от безысходности. В жизни этого кого-то здорового, женатого, счастливого мужчины, сошлось все: болезнь, бремя обузы для близких, и отсутствие элементарного – пандуса, по которому он мог бы выезжать из дома на улицу. Корреспонденты «Комсомольской правды»-Красноярск прошли по всем пунктам этой неоднозначной истории.

Предыстория: ушел от жены, чтобы не быть обузой

Игорь был самым обычным, здоровым человеком. В 45 лет врачи обнаружили у него проблемы с сосудами, но ни жене, ни матери он ничего не рассказал. Признался, только когда скрывать было уже бесполезно, перед самой операцией. Сначала ему в четыре приема ампутировали одну ногу. Потом за один прием – вторую. Так в 2009 году цветущий активный мужчина очутился на инвалидной коляске. Семья – жена и дочь – его не бросили, всячески поддерживали.

В жизни этого кого-то здорового, женатого, счастливого мужчины, сошлось все: болезнь, бремя обузы для близких, и отсутствие элементарного – пандуса, по которому он мог бы выезжать из дома на улицу.

В жизни этого кого-то здорового, женатого, счастливого мужчины, сошлось все: болезнь, бремя обузы для близких, и отсутствие элементарного – пандуса, по которому он мог бы выезжать из дома на улицу.

Фото: Мария ЛЕНЦ

- В своей квартире он мог выезжать на улицу на коляске. Игорь даже переделал машину на ручное управление, и все было нормально, - рассказывает мама Игоря Галина Павловна. – Но однажды он сказал жене: «Ты очень хорошая женщина и молодая, тебе жить надо». И мне: «Мама, возьми меня назад». И вот как он сюда заехал три года назад, так ни разу и не спустился больше. Сосед однажды сказал Игорю: «Давай, я тебя вынесу на спине, в сквере погуляем, развеешься. Потом я тебя назад занесу». Но Игорь отказался. Он с самого начала сказал, как отрезал: никому обузой быть не хочет. Он и от жены ушел поэтому.

Ждите капремонта… до 2038 года?

Галина Павловна помнит, что поначалу, когда Игорь переехал к ней, было все нормально. Он общался с друзьями в интернете, а потом все сильнее стал ощущать свое заточение, появились «нехорошие» мысли. Первый раз сказал матери, что наложит на себя руки. Она ему: «Что за глупости, не вздумай». Но ему становилось все тяжелее.

- Я говорила ему: Игорь, не ты первый, не ты последний, инвалидов много, все приспосабливаются. Мы вместе с ним составили обращение, под ним подписалась половина жильцов подъезда. Обратились в жилищную компанию, нас оттуда послали в администрацию района, районная администрация – в городскую. В городской сказали: это не ремонт, а уже реконструкция. Так что пандус сделают, когда капитальный ремонт проведут. А я посмотрела по плану – его в нашем доме будут делать в 2038 году. И вообще мне сказали, что Игорь неправильно составил прошение, поэтому оно силы не имеет, филькина вроде как грамота получилась. Но там ведь русским языком написано, что инвалиду нужен пандус!

«Упертому» инвалиду выделили мобильный пандус: двухметровые «рельсы», которые надо носить с собой, и ставить там, куда надо проехать. Игорь повертел их в руках и попросил убрать подальше: «На них же упора нет. Если я поеду – я завалюсь»

«Упертому» инвалиду выделили мобильный пандус: двухметровые «рельсы», которые надо носить с собой, и ставить там, куда надо проехать. Игорь повертел их в руках и попросил убрать подальше: «На них же упора нет. Если я поеду – я завалюсь»

Фото: Мария ЛЕНЦ

Мобильные «рельсы»

Второй выход, который предложили инвалиду, сделать пандус за счет самих жителей подъезда. На это ни у кого лишних денег в кармане не оказалось, смета ведь не маленькая.

В конце концов, «упертому» инвалиду выделили мобильный пандус: двухметровые «рельсы», которые надо носить с собой, и ставить там, куда надо проехать. Игорь повертел их в руках и попросил убрать подальше: «На них же упора нет. Если я поеду – я завалюсь, и ты же меня не поднимешь» - сказал он матери. И в самом деле, считает женщина, что за издевательство? Разве это преступление, что колясочник сам хочет себя обслуживать?

КОНКРЕТНО

Какие обращения писали Галина Павловна и Игорь Курносенко, и ответы чиновников

2014 год:

- 27 января. Заявление в УК «Жилкомцентр» и ГУК «Жилфонд» о переоборудовании лестницы и входных дверей.

- 07 февраля. Ответ «Жилкомцентра» на заявление о переоборудовании лестницы. С рекомендацией обратиться в администрацию Свердловского района.

- 12 марта. Заявление в управление социальной защиты населения Свердловского района о переоборудовании лестницы и входных дверей.

- 07 апреля. Ответ администрации Свердловского района на обращение по поводу устройства пандуса.

- 16 мая. Ответ управления соцзащиты администрации Красноярска на обращение по поводу устройства пандуса.

- 22 мая. Ответ департамента городского хозяйства Красноярска на обращение по поводу устройства пандуса.

Галина Павловна и Игорь Курносенко писали множество писем чиновникам

Галина Павловна и Игорь Курносенко писали множество писем чиновникам

Фото: Мария ЛЕНЦ

ОФИЦИАЛЬНО

Руководитель управления социальной защиты населения администрации Свердловского района Анна Семенкевич:

- Семья Курносенко обращалась в управляющую компанию «Жилкомцентр» по поводу установки пандуса, Управляющая компания перенаправила обращение в администрацию Свердловского района. Учитывая технические сложности установки пандуса, решение данного вопроса займёт много времени. Семье были предложены промежуточные варианты: помощь волонтёров (от неё семья отказалась) и переносной пандус. Если бы семья высказала претензии по его эксплуатации, мы бы предложили другие варианты решения проблемы, в том числе – помощь социального работника.

Директор МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЭГО» Дмитрий Юрков:

- У подобных решений не бывает одной причины. Это связано с психологическими особенностями человека, его реакцией на стресс, образом жизни, включенностью в общественные дела, ощущением собственной нужности, способности нести ответственность за решения. Взрослые люди, столкнувшиеся с инвалидностью, нуждаются в более длительной реабилитации. Человека в этом состоянии ни в коем случае нельзя оставлять одного. Внешние инфраструктурные факторы тоже могут иметь значение, но это вторично. Более важно получить поддержку от близкого окружения, не стесняться попросить помощи. Находясь в состоянии депрессии, человек может не осознавать, насколько он нуждается в помощи, именно поэтому так важно влияние людей, способных переориентировать его, помочь обрести новые смыслы и цели в жизни.