Премия Рунета-2020
Красноярск
+3°
Boom metrics
Происшествия22 сентября 2014 7:58

Пожар в Красноярске: застройщик отрицает вину, а «поджигатель» пытался бежать

Понедельник начался с выяснения причин беспрецедентного пожара на Шахтеров [фото, видео]
Застройщик отрицает вину, а «поджигатель» пытался бежать

Застройщик отрицает вину, а «поджигатель» пытался бежать

Фото: Мария ЛЕНЦ

Эти кадры видел по телевизору и в Интернете, наверное, уже каждый. Охваченная огнем «свечка», сотни стоящих вокруг людей, дым, вертолеты… И на месте событий это выглядело так же нереально, как на передаваемой в эфиры съемке: когда буквально на глазах пламя охватывает весь дом сверху донизу, когда вниз летят горящие куски обшивки, обломки пластика и дерева; а вертолет опасно низко зависает над крышей, чтобы максимально точно сбросить воду… Словно в кино. Пожар начался в 13.48, а потушили его лишь в 17.45, - с огнем боролись больше четырех часов! Только остановили пламя на одной стороне здания, как оно перекинулось на другую.

Пожар: самое большое чудо, что люди спаслись

Вниз летит обгоревшая фасадная плитка, через полчаса ею уже усыпано все вокруг. Загораются припаркованные во дворе и возле дома машины. Три сгорают дотла, остальные успевают вручную оттащить люди, причем в спасение чужих автомобилей включаются прибежавшие с соседнего рынка торговцы.

- Что с машиной? Куда вы ее тащите?! Вы ее повредили! – прибегает ошалевший хозяин побитой, обгоревшей иномарки, в первые минуты не понимая, что происходит. Потом, наконец осознает происходящее, толкает свое авто подальше от дома, и помогает оттащить другие машины.

- Что с машиной? Куда вы ее тащите?! Вы ее повредили! – прибегает хозяин побитой и обгоревшей иномарки

- Что с машиной? Куда вы ее тащите?! Вы ее повредили! – прибегает хозяин побитой и обгоревшей иномарки

Фото: Мария МИШКИНА

- Рукава, рукава!, - кричит в это время с балкона соседнего дома какой-то парень. И правда, - внизу забил фонтан, - пожарный шланг разъединился. Люди бросаются к нему, соединяя части:

- Напор!

Вода сейчас – все. Но ее не хватает, и чтобы залить огонь на верхних этажах, не достанет техника.

Над домами закружил вертолет, потом второй. Можно сколько угодно обсуждать в соцсетях то, как «мимо лили воду», но кто был на месте, подтвердит: не так просто попасть точно в горящую крышу. Первая попытка, вторая, - воду сносит ветер. С третьего захода вертолеты зависают над крышей так низко, и явно рискуя, что люди внизу ахают: не задел бы… Пилоты ювелирно сбрасывают воду вниз.

Над домами закружил вертолет, потом второй

Над домами закружил вертолет, потом второй

Фото: Мария ЛЕНЦ

Наконец, огонь потушен. В это время уже начинает темнеть.

Сгоревшая многоэтажка черным потухшим факелом остается стоять посреди двух башен-близнецов, у которых ярко светятся электрическим светом окна.

Восемь вечера. Действие перемещается в 150-ю школу, которая находится рядом. Она новая, современная, и, главное, большая. В столовой готовят ужин для погорельцев, а сами они, больше ста человек, собираются в актовом зале.

Света и тепла не будет долго, - сообщают людям. Коммуникации сгорели, как их восстанавливать, пока не ясно. Холодную воду, может быть, дадут сегодня. Может быть…

На удивление, все более-менее спокойны.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Никто не умер, никто не пострадал, - эту, поистине удивительную информацию, передают друг другу, как самую важную.

И правда, в этом большое чудо: КАК людям полностью заселенного дома (а в нем 120 квартир) удалось выбежать на улицу через задымленную лестницу единственного подъезда-выхода, не угореть в своих квартирах, - уму непостижимо.

Как любая новостройка, этот дом был оборудован и пожарной сигнализацией, и системой пожаротушения. Первая сработала, вторая – нет. Друг друга спасли сами жильцы: бросив вещи, рискуя собой, задерживались на лестничных клетках, отчаянно тарабаня в двери соседям: выходите, пожар!

- Меня разбудила соседка, - рассказывает Яна, молодая девушка, которая спасла из огня лишь собственный паспорт и той-терьера Киру. – Я с работы пришла, легла спать. Проснулась от отчаянного стука в дверь, - соседка долбилась что есть силы. А квартира была уже в дыму вся. Выбежала босиком, успела накинуть только куртку. Квартира на девятом этаже. Даже не помню, как добежала вниз по лестнице. Уже на улице мне кто-то дал носки, обувь, не знаю, чьи это вещи. Глянула на дом, - а он уже горит весь, словно сухим горючим обмазан!

Яна вместе с другими записывается в списки пострадавших. Ей, если так можно сказать, повезло: с семьей как раз переезжает на новое место. Буквально накануне из квартиры вынесли и погрузили в контейнер все вещи. Кроме того, что «страху натерпелись», можно сказать, не пострадали.

Погорельцы уходят в столовую. Уха, рожки, сосиски, - все горячее. Чай, бутерброды. Взрослые «ковыряют» еду, аппетита нет. Дети же просят по второй порции.

- Мы с сыном в магазин вышли, - рассказывает сидящая за столиком Светлана Зимина. – Через десять минут увидели, как полыхает дом. А у нас квартира на 10-м этаже. Сначала, когда одну сторону потушили, выдохнули: до нас не дойдет. И «вертушки» еще прилетели, - дотушат. И тут огонь по спирали перекинулся к нам! Прямо на глазах рванул наш балкон, видимо, от страшного жара, и окно на кухне. В квартиру еще не заходили. Но наверное, там ничего не осталось… Что с собой было – сумочка и паспорт, больше ничего нет. Но главное, конечно, все целы. И еще знаете, что важно? Что люди не цеплялись за свои узлы-чемоданы. Как помогали друг другу! Вещи – наживное. Денису завтра в школу. Все равно пойдет, он учится в кадетском корпусе, все вещи там, так что нам в этом отношении попроще.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Ближе к девяти вечера погорельцы на автобусах переезжают от школы к дому: надо попасть в свои квартиры. У подъезда выстраивается плотная очередь. Холодно, мокро, на руках у многих - дети. Но приходится ждать. Полицейские проверяют документы: кого попало пускать внутрь нельзя. Кто знает, жильцы это, или случайные люди?

Утро следующего дня: как жить в доме без электричества и отопления

Наутро жители начинают выносить из квартир вещи – вверх и вниз по лестничным пролетам снуют люди с пакетами и сумками. Большинство переезжает к родственникам: как оставаться в доме, насквозь пропахшем гарью, залитом водой, с вынесенными стеклами, а главное – без света и тепла? Выломаны практически все входные двери – когда начался пожар, их вскрывали, чтобы проверить, нет ли там пострадавших. На этажах дежурит полиция.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Люди рассказывают, как спасались накануне, или спасали… но не имущество: домашних животных. Кирилл узнал о пожаре от коллег по работе. В воскресенье ушел на смену (работает автослесарем в крупном автомобильном холдинге), в обед услышал, как напарник рассказывает о каком-то пожаре, и показывает снятые на «сотовый» кадры. «Смотри, свечки наши легендарные горят!».

«Так это мой дом что ли…», - не поверил глазам Кирилл. Все бросил и рванул на Шахтеров. Говорит, не за вещи испугался, а за своих питомцев.

- Девушке своей звоню, давай домой бегом - кошек надо спасать, - рассказывает «Комсомолке» Кирилл Кириллов. – У нас их три, одна Алиса, сфинкс, две других, Соня и Тося - «дворняги». Мы приехали, никого в дом уже не пускали. Уже вечером, когда все закончилось, ринулись в квартиру – кошки забились в угол, сидят не двигаясь, окоченевшие, глаза бешеные, но живые. Все три!

Фото: Мария ЛЕНЦ

- У меня дочка с ребенком дома была, они спать как раз укладывались, когда пожар начался, - рассказывает Елена Сысоева с пятого этажа. – И так бы и уснули, если бы не сосед наш, спасатель. Он с балкона высунулся и закричал так громко «Горим! Бегом отсюда!». Дочка схватила малыша и бегом из квартиры.

- Квартира сильно пострадала?

- Балкон выгорел, дверь оплавилась. В квартире все цело, но гарь эта повсюду… В детской дышать нечем: вещи для ребенка купили к садику – все придется выкинуть, не говоря уже про другую одежду и мягкие игрушки. Как теперь здесь жить, не знаю. Страшно в доме находиться. А если продавать, то кто купит…

Причины: добровольно никто не признает вину

Уже сегодня посыпались сообщения и заявления, - кто виноват? Генеральный директор «Сибагропромстроя» Камо Мурадян и руководитель подрядной организации ПСК «Контур», устанавливающей вентилируемый фасад Сергей Головицкий сообщили: виной всему - композитная панель. Хотя ее в свое время тестировали, о чем есть заключения экспертиз и соответствующий сертификат: панель негорючая и соответствует всем нормам.

Фото: Анжела ИВОЙЛОВА

А вот в чем строители не уверены, так это в ее производителе. Он почти местный, находится в соседнем Железногорске. Вот там-то и могли не соблюдаться технологии при изготовлении, грешит застройщик. Самое интересное, что перед тем, как использовать панель была произведена еще одна экспертиза, брались выборочные пробы на этапе строительства и панель не горела! Тем не менее, загорелась «не горючая» панель. Почему? Строители сами ждут ответа от Следственного комитета.

- Свою вину мы не признаем, и восстанавливать дом не намерены, - сказал Камо Мурадян. – Мы не экономили на материалах, как сейчас говорят многие, композитная панель самый дорогой материал, уступает в цене лишь стеклу. Так что ни о какой экономии речь не идет. Почему сработала система оповещения, но не подавалась вода в пожарные рукава – вопрос к управляющей компании. Когда мы сдавали дом, четыре года назад, все работало. Есть акт приемки, дальше к нам никаких претензий и себя виноватыми мы не считаем.

Предварительная причина пожара, по официальной версии – «нарушение правил безопасности при проведении огневых работ»: рабочий разогревал битумную изоляцию с помощью газовой горелки.

- Мы выяснили, что очаг находился на седьмом этаже, - рассказал начальник МЧС края Евгений Вершинин. - Нашли и предполагаемого виновника. В настоящее время он в городском отделе полиции №10. Возбуждено уголовное дело по статье 168 «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности».

Виновника пришлось искать - во время пожара скрылся. Полиция вышла на него только около полуночи. Сейчас он в полиции, с ним работают следователи. Максимум, что грозит «поджигателю по неосторожности» - один год лишения свободы.

Статистика: вентилируемые фасады горели не только в Красноярске

Красноярский пожар очень похож на прошлогодний пожар в Грозном, когда горело самое высокое здание республики, то, в котором квартира у Жерара Депардье.

И на пожар 2007 года во Владивостоке, когда люди от отчаяния прыгали из окон, и на пожары в высотках Москвы, Уфы и Астаны, которые случились за последние несколько лет. И картина везде одна и та же, и она страшная: огнем охвачено все здание, идет густой черный дым.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Что такое пресловутый вентилируемый фасад?

Некий облицовочный материал, который крепится таким образом, что между ним и стеной остается зазор. Смысл в том, что воздух, который может свободно циркулировать, «сушит» и дом, и отделку, под которой не скапливается влага. Но этот же воздух, его тяга, в случае возгорания становится «проводником» огня.

Очень важно, и из чего состоит сама облицовка. Какая именно она была в сгоревшей многоэтажке, выяснится в ближайшее время, но, по стандартной технологии, это алюминиевый каркас, специальный утеплитель, и ветрозащитная пленка. А если говорить простыми словами – сплошная «химия», за «негорючесть» которой никто не поручится.

Однако застройщикам это выгодно: недорогая отделка позволяет существенно экономить на утеплении здания, и, как говорится в профессиональных справочниках, ведет к «облегчению всего сооружения и возможности увеличения этажности здания».

Это (по крайней мере, с точки зрения застройщика) – «плюс».

Однако есть и существенный минус, который цитируется в большинстве комментариев экспертов, причем в разделе «основные недостатки»: «Несоблюдение предусмотренных технических решений конструктивных методов по обеспечению пожарной безопасности навесных фасадов, а также применение материалов, не прошедших натурных огневых испытаний, приводит к снижению пожароустойчивости зданий». То есть, если тщательно не выдержать все нормы при монтаже фасада, при подборе материалов, если экономить на конструкции, «запихивая» в фасад дешевый, не прошедший все испытания материал, загореться он может как спичка. И загорается, как уже показало не одно ЧП, и не в одном Красноярске.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Строители заявили, что сгоревшая 25-этажка на Шахтеров в Красноярске соответствовала всем нормам

Эксперты сразу заявили, что для навесных вентилируемых фасадов, что были на сгоревшем здании, должен был применяться несгораемый утеплитель. Такой фасад должен быть изготовлен по специальной технологии, в ином случае может произойти ЧП. (Читать далее)

Красноярский застройщик "открестился" от сгоревшей высотки

Горел не утеплитель, как думали многие, а облицовочный материал. Об этом сегодня, 22 сентября, на пресс-конференции рассказали генеральный директор «Сибагропромстроя» Камо Мурадян и Сергей Головицкий, руководитель подрядной организации ПСК «Контур», устанавливающей вентилируемый фасад. (Читать далее)