Премия Рунета-2020
Красноярск
+11°
Boom metrics
Происшествия21 ноября 2013 7:27

«Пилотам не хватило опыта»

Летчики обсуждают авиакатастрофу в Казани
«Пилоты могли выровнять «Boeing 737 500», но им не хватило для этого опыта»

«Пилоты могли выровнять «Boeing 737 500», но им не хватило для этого опыта»

Пилоты обсуждают трагедию, которая произошла 17 ноября в Казани: там при посадке разбился самолет Boeing-737-500. За 500 метров до полосы пилот доложил диспетчеру о непосадочном положении, запросил «уйти на второй круг». Почти через минуту самолет вошел носом в землю.

- Конечно, мы с коллегами обсуждаем, анализируем ту информацию, что появляется о крушении Boeing 737 500, многое уже опубликовано, в том числе и официальными структурами, - говорит профессиональный пилот Кирилл Рычков (летает уже 20 лет, сначала в Красноярском крае, а сейчас работает в английской компании «XCLUSIVE JET» на бизнес-рейсах). - Все больше подтверждается мысль, что пресловутый человеческий фактор, ненатренированность, неопытность, растерянность сыграли свою роль в этой катастрофе. Сейчас мало кто скажет это открыто, но практически все мои друзья, коллеги, понимают – виноваты люди. Для меня было некоторым шоком узнать, что в экипаже оба пилота не имели достаточного опыта, - один из переученных штурманов, другой – из бортмехаников. Управляли такой машиной! Сам физический смысл события очень простой для специалистов…

Для самолета и для пилотов жизнь – это высота и скорость. Поскольку они были очень низко, готовились к посадке, скорость они потеряли. Пока не понятно, почему экипаж принял решение уходить на второй круг, - скорее всего, это выяснится после расшифровки речевых самописцев. У «непосадочного положения» очень широкая трактовка, под ним все что угодно может подразумеваться: слишком большая скорость, высота, или полосу экипаж увидел в последний момент, когда вышел из облаков, и понял, что не может на нее сесть…

Версия обсуждается, что может быть, второй пилот управлял самолетом. Что капитан обучал, как надо заходить на посадку, а сам был «над схваткой», наблюдал, как он справляется. Может быть, увидел, что у того не получается с первого раза сесть…

Так или иначе, они перевели самолет в режим набора высоты с очень резким и очень большим углом, - с отрицательного угла тангажа (тангаж - угловое движение летательного аппарата или судна относительно поперечной (горизонтальной) оси) до 25 градусов!

Кирилл Рычков, профессиональный пилот

Кирилл Рычков, профессиональный пилот

Фото: Мария ЛЕНЦ

На второй круг можно уходить в ручном режиме, можно в автопилоте. Если самолет управляется в автопилоте, капитан нажимает кнопку TOGA (расшифровывается как Take Off/Go Around. - Взлёт/Уход на второй круг). При этом автоматически двигатели переходят в летный режим, и тангаж переводится на 12 или 17 градусов в зависимости от типа самолета. Но ни в коем случае не 25 градусов, как у них было. Мы называем это словом «передрали», - подняли нос очень сильно.

А тяги двигателей не хватило им, чтобы выдержать эту скорость. Дело в том, что реактивные двигатели обладают таким качеством, как приемистость. В отличие, к примеру, от поршневых и винтовых, он не выходит на взлетный режим за 1-2 секунды. Реактивному двигателю надо дать время. От 10 до 14 секунд с малого газа двигатель выходит на взлетный режим. Нужно дождаться этого момента, убедиться, что у вас нет просадки вертикальной (что по инерции самолет не теряет высоту), и только потом поднимать машину.

Когда не хватает скорости, несущая способность крыла резко снижается. Но в каждой машине есть сигнализация по сваливанию: когда самолет достигает критического угла атаки, специальное устройство (шейкер) трясет штурвал, чтобы пилот понимал - тебе надо отдать его от себя чтобы в еще больший угол не свалиться.

Можно ли было спасти самолет? Они прямо, очень пряменько ведь шли, над полосой были. Никаких проблем нет – немного дать штурвал от себя, немножко, на 5-7 градусов, до 20, до 17. Чтобы кабрирующий (задирание носа) момент уменьшить. Никто не говорит, что надо было носом самолет опускать в землю, но перевести его хотя бы в горизонтальное положение, дать возможность набрать скорость. Пилоты могли спасти «Boeing 737 500» секунд за 10 до начала критического падения. Они был на малой скорости разогнались и благополучно бы ушли на второй круг.

Это нехватка опыта элементарная. Никто не готовился к уходу на второй круг. Экипаж всегда проходит предпосадочную подготовку. Вслух произносятся некоторые команды: курс такой-то, высота такая-то, в случае ухода на второй круг делаем так-то. Каждый должен понимать в кабине что он должен делать. Здесь, возможно, этого не было, у них была полная растерянность, и, грубо говоря, они выполнили только половину из того что должны были, уронили машину.

В абсолютном большинстве случаев катастрофы происходят на живых самолетах, когда абсолютно все работает.

Эксперты комментируют сильное свечения в носу самолета еще до столкновения с землей, это хорошо видно на видео падения. Ничего в этом особенного нет. Они заходили ночью, на Боинге 737 посадочные фары очень мощные, они были включены. Опять же, значит, значит, все работало.

Еще одна версия поднимается: у «Boeing 737» могли быть проблемы с радиовысотомером. Если прибор, который меряет высоту до земли, по каким-то причинам дает сбой или отказывает, автомат тяги автоматически отключается, выдавая соответствующий сигнал летчикам. Может, они отключили автопилот, потому что у них не сработал автомат тяги, пилот думал, что двигатели автоматически выйдут во взлетный режим, а они не вышли, и он очень поздно руками начал их выводить. Но возвращаемся к тому же: совокупность таких факторов очень существенна для неопытного летчика. Раньше по 7-8 лет ходили во вторых пилотах только, чтобы сесть за штурвал слева, чтобы способность к принятию решении я у тебя была. Практика переучивания есть, и не только у нас, но и за границей. Но бывшие штурманы и бортмеханики – шикарные вторые пилоты, они должны работать справа. И лет через десять, когда их уровень достигает определенных величин, им можно доверить должность капитана. А тут, выходит, что в одной кабине сидели люди не готовые…

А В ЭТО ВРЕМЯ 17 ноября в ДТП погибло в два раза больше людей, чем в упавшем «Boeing» Я, как и многие, думаю, люди, много раз со дня крушения «Boeing 737» в Казани прокрутила в голове, что чувствовали в тот момент пассажиры… Знали ли, что жить остались секунды? Или все случилось так быстро, мгновенно, что понять они ничего не успели, не пережив перед гибелью ужаса в падающем лайнере? (читайте далее) МЕЖДУ ТЕМ

А В ЭТО ВРЕМЯ

17 ноября в ДТП погибло в два раза больше людей, чем в упавшем «Boeing»

Я, как и многие, думаю, люди, много раз со дня крушения «Boeing 737» в Казани прокрутила в голове, что чувствовали в тот момент пассажиры…

Знали ли, что жить остались секунды? Или все случилось так быстро, мгновенно, что понять они ничего не успели, не пережив перед гибелью ужаса в падающем лайнере? (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Эксперт об авиакатастрофе в Казани: У летчиков пикирующего «Боинга» было 20 секунд, чтобы спасти самолет

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал первые выводы расследования крушения Боинга 737-500 в Казани.

Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил «сваливание» в штопор, как и предполагали эксперты «КП». Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова (читайте далее) КСТАТИ Появилась реконструкция авиакатастрофы в Казани Эксперты воссоздали хронику крушения Boeing-737 ИЗ ДОСЬЕ "КП" Последние слова пилота «Боинга» диспетчеру: «Мы не сядем...» Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова. Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее) СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ А В ЭТО ВРЕМЯ Родные стюардессы Ольги Кабановой: «Она только вышла замуж...» Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет. 25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь. - Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала «Комсомолке» подруга Кабановой (читайте далее) ПАМЯТЬ На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)

Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил «сваливание» в штопор, как и предполагали эксперты «КП». Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова (читайте далее)

КСТАТИ

Появилась реконструкция авиакатастрофы в Казани

Эксперты воссоздали хронику крушения Boeing-737

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Последние слова пилота «Боинга» диспетчеру: «Мы не сядем...» Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова. Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее) СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ А В ЭТО ВРЕМЯ Родные стюардессы Ольги Кабановой: «Она только вышла замуж...» Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет. 25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь. - Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала «Комсомолке» подруга Кабановой (читайте далее) ПАМЯТЬ На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)

Последние слова пилота «Боинга» диспетчеру: «Мы не сядем...»

Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова.

Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее)

СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ

А В ЭТО ВРЕМЯ

Родные стюардессы Ольги Кабановой: «Она только вышла замуж...»

Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет.

25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь.

- Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала «Комсомолке» подруга Кабановой (читайте далее)

ПАМЯТЬ

На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)