Сегодня в пресс-центре «Комсомольской правды» праздновали юбилей самого первого в Красноярске автомобильного моста, а в гости пришли его первые строители.
- В то время, мост был самым крупным в Азии и единственным, который соединял два берега Красноярска для автомобильного транспорта – говорит директор красноярского филиала ОАО «Сибмост», который занимался возведением «юбиляра», Василий Ильинов.
Мост начали строить в 1956 году, закончили через пять лет. В то время на правом берегу стояли только несколько заводов и жилые бараки. Как только «вырос» мост, правый берег начали быстро обживать и застраивать «хрущевками».
Мосты строили в то время популярным, хоть и опасным, кессонным способом: на дно Енисея погружали огромный железобетонный «колокол», а внутри рабочие под давлением 1,8 атмосфер вынимали грунт лопатами и отбойными молотками. Находиться в таких экстремальных условиях разрешалось не более 4 часов. Сейчас при строительстве мостов этот способ не используют.
Перед ледоходом на строительстве Коммунального моста. Красноярск, 1956 г.
Когда заканчивалась смена, рабочие 60-х годов отдыхали и развлекались совсем как современная молодежь. Рыбалка, охота, и любимое занятие – танцы!
- Выстроили хороший, по тем временам, большой клуб. Он был на балансе у нашего Мостотряда №7. Ходили «стенка на стенку» с рабочими судостроительного завода, человек двести собирались, случались и «стычки», – вспоминает один из строителей-ветеранов Николай Виноградов, в чьей трудовой книжке всего одна запись - «Мостотряд №7».
- Стройка шла круглосуточно, коллектив был большой, до 1400 рабочих, в основном, мужчины,- добавляет строитель моста Герман Аникин.
Женщин в большом коллективе строителей тоже хватало. Были и бетонщицы и арматурщицы, многие нашли в стройотряде жен.
Василий Ильинов, Николай Виноградов и Герман Аникин
Фото: Мария ЛЕНЦ
Контролировать процесс приезжали руководители Коммунистической партии. В то время стройкой руководил второй секретарь горкома КПСС Леонид Сизов. Мост открывали торжественно: и ленточку перерезали, и митинг был, и горожан собралось немало.
Перед открытием Коммунальный мост, по технологии, испытывали повышенными нагрузками: загнали на него 140 самосвалов с гравием. Неудивительно, что сегодня строение выдерживает постоянно растущий поток транспорта. Построили на совесть!
На прощание строители-ветераны рассказали, что 50-лет - это для моста не возраст, и пригласили на будущий 100-летний юбилей.
КСТАТИ
Даешь четвертый мост!
Вспоминая строительство «юбиляра», ветераны шутили:
- Ну, что будем четвертый мост строить? Сложного там ничего нет, за 4 года управимся!
А если серьезно, наши мостостроители, кстати, в этом году отметившие 70-летия предприятия, считают, что задача им по силам.
- Первый этап тендера на строительство четвертого моста в Красноярске уже объявлен. 18 ноября будут вскрыты конверты, мы участвуем в конкурсе, - уточнил Василий Ильинов,директор Мостостроительного отряда №7. – И люди, и техника, и желание строить хорошие мосты у нас есть.