Общество

Сергей Безруков в Красноярске: «Продвигать фильм нам помогал министр образования Андрей Фурсенко»

В Красноярске состоялась премьера нового детского фильма-сказки, который так и называется «Реальная сказка». Если учесть, что детских фильмов в России снимается очень мало, событие уникальное. Фильм уже показали в нескольких городах России, и вот очередь дошла до нашего города.

- Дети плачут и жалеют Кощея, а взрослые говорят «спасибо» за картину, - признался автор идеи и сценарист фильма Сергей Безруков на пресс-конференции, которая прошла сразу после показа.

Самый известный в стране «бригадир» Безруков немного уставший, но с потрясающей улыбкой, довольный еле выскочил из толпы желающий сфотографироваться с ним на память.

- Снимали два года, очень трудно было собрать ден ьги, была вероятность, что не удастся снять концовку, но все получилось, - говорит Сергей. - Суть картины проста — мы с вами забыли о героях русских народных сказок, не верим в чудеса и они были вынуждены прийти в наш с вами современный мир. Но и здесь они не могу без чудес. Леший, который в реальной жизни оказался бомжем, каким-то чудом выходит из тюрьмы. Иванушка-Дурачок прихватил с собой из сказочного мира шапку-невидимку и периодически прячется под ней. А Кощей-Бессмертный не умирает ни от пули, ни от взрыва автомобиля. В фильме перемешалось добро и зло и не понятно, что из этого есть правда, а что ложь.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Если в роли актера Безруков нам хорошо знаком, то в роли сценариста предстал впервые. Своей главной задачей, по его словам, он считает возрождение настоящего детского кино. Доброго, светлого, заставляющего думать и сопереживать, а не только следить за мелькающей картинкой на экране. О том, что должны смотреть современные дети, и почему отечественному кино так трудно пробиться в покат, читайте в беседе с актером.

Сказка для взрослых и детей

- Откуда появилась идея сказки, кто все это придумал?

- Уже давно в России не снимают кино про героев русских сказок. Наши дети растут на Шреках, Симпсонах, Покимонах и Хоббитах. Я долго думал над этим и придумал такой сюжет. Потом мы с режиссером Андреем Мармонтовым написали сценарий. Я нашел инвесторов, спонсоров, вложил свои деньги и мы начали снимать без поддержки государства. Только сейчас, постфактум, «Фонд поддержки кино» выделил нам деньги. Они, конечно, не покроют всех расходов, но хоть что-то. Снимали в напряжении, дилемма была страшная, была опасность, что не снимем финал. Но сняли в Праге и получилось роскошно.

- О чем этот фильм?

- Это сказочная история, в которой есть отражение и нашей с вами реальности. Но это не сказка на современный лад. Это такой любопытный ход, в котором сказочные персонажи живут среди нас с вами. Про них все забыли, в них уже никто не верит, и они пришли из сказки в наш с вами мир. Но они не должны жить среди нас, их нужно вернуть в сказку и поверить в них. Ведь сказочные персонажи могут творить чудеса, только если в них будут верить.Точно так происходит и в жизни. Если мы перестанем верить в чудо, оно никогда не произойдет.

- Эта сказка для взрослых или для детей?

- Для 10-12 летних детей и их родителей. Чтобы посмотрев, им потом было о чем поговорить, пообщаться. После просмотра многие признаются, что у них возникло желание перечитать старые русские сказки.

Фото: Мария ЛЕНЦ

- Как проходил отбор актеров?

- Актеры, на мой взгляд, у нас потрясающие. Леонид Ярмольник в образе Кощея прекрасен, Баба-Яга - Людмила Петровна Полякова, потрясающая, а какая в ней сила заложена. С Людмилой Петровной мы познакомились еще на «Каникулах строго режима». Что касается остальных ребят, нужны были не очень примелькавшиеся лица, чтобы зрители поверили в то, что они сказочные. Я, честно говоря, не думал, что сыграю Ивана-Дурака, я ведь взвалил на себя весь продюсерский труд. Но пришлось сыграть, моя супруга Ирина сыграла Василису Премудрую, жену Ивана-Дурака. Это оказался хороший ход, когда муж и жена играют мужа и жену. У нас получился замечательный главный герой, мальчишка с горящими глазами – Сашка - Максим Жибаев. Сестренку, которую он спасает, Олесю, сыграла Настя Добрынина - она уже снималась и известна публики.

Еще одна задача сказки - заставить поверить в ту самую молодежь, в этих 14-летних подростков, которые борются со злом даже тогда, когда взрослые отступают.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Министерство образования России рекомендовало школьникам посмотреть сказку

- А кто вам помогал?

- Благодарен Казани, Бресту, Санкт-Петербургу, Москве, всем тем компаниям, которые не остались безучастны. Благодарен также министру образования России Андрею Фурсенко. Я обратился к нему с просьбой помочь, он попросил посмотреть фильм. Посмотрел и… отправил в образовательные учреждения страны письмо-рекомендацию пойти на сказку с классом. Такого не было никогда. Просто фильмов детских давно не было. Надеюсь, что в следующем году ситуация изменится. На поддержку отечественного детского кино выделены деньги.

- Трудно пробиться в прокат?

- Очень, поэтому я и езжу по городам, уже месяц в командировках. Одна крутая фирма мне предложила: «Уберите из сказки всю философию, оставьте один экшэн и мы это хорошо продадим, не надо вот этой вашей мудрости». Я отказался. Позже мы обратились к ней еще раз и нам честно признались: «Наша компания не намерена прокатывать отечественные, российские ленты в ближайшее время». А ведь они работают здесь, в России! «У нас бизнес и ничего личного», - вот такой был ответ (слова Кощея из «Реальной сказки», прим. ред.). Но ведь государство может изменить эту ситуацию. Можно придумать льготы для тех, кто будет катать отечественное кино. Так происходит во Франции. И именно поэтому существует французское кино. У нас же до сих пор бизнес - отдельно, государство - отдельно.

Самое детское кино «Каникулы строго режима»…

- А что вообще детям сегодня смотреть?

- Новых детских фильмов нет. Молодежных предостаточно. «Питера FM» – очень добрая хорошая картина, без пошлости, без попсы, которых сегодня на экранах достаточно. Наши дети ведь уже начинают хохотать над физиологией. Из детской продукции есть анимация, про тех же «Трех богатырей», но этот мультфильм тоже во многом американизирован. Мне кто-то однажды сказал, что самое лучшее детское кино, которое было снято за последнее время, это «Каникулы строго режима»! Господи, боже мой! Какое же это детское кино?! А получилось, что этот фильм собрал большое количество семейных просмотров.

- Но зачем снимают плохое кино, как оно продается?

- Есть такой тип картин, которые собирают «первый уикенд». Продюсеры изначально понимают, что кино "не очень", бомбят рекламой, чтобы собрать деньги на первом просмотре. Все в топку, лишь бы зритель пошел в первый раз на вот эти вот перья. Но тем самым они уничтожают доверие. За свой продукт надо отвечать, а не жить одним днем.