Премия Рунета-2020
Красноярск
+20°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 апреля 2022 11:53

Бабушка из Мариуполя, которая месяц пряталась в подвале и делилась последним хлебом с детьми, добралась до дочери в родном Норильске

Выбраться ей помогли журналисты, в том числе спецкоры «Комсомольской правды» [видео]
87-летняя Нэлли Ивановна Зенина. Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

87-летняя Нэлли Ивановна Зенина. Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

В тот день в Мариуполе наступила тишина, и местных, за месяц уже привыкших к взрывам и выстрелам, она даже настораживала. Потом по земле пошла волна дрожи от поступи военной техники, и кто-то крикнул: «Наши!» - так в город вошли российские войска. Из подвалов разрушенных, покрытых копотью домов на улицы посыпал народ: многие радовались, обнимали ДНРовцев, кто-то даже плакал: «Слава Богу, вы пришли». 87-летняя Нэлли Ивановна Зенина ликовала вместе со всеми. Говорит, солдаты тут же делились припасенной едой, отдавали свое…

Сегодня Нэлли Ивановна уже в Норильске, у дочери Натальи. Выбраться из Мариуполя ей помогли корреспонденты «Комсомолки» и RT. И продолжают помогать.

Месяц без еды и воды

Весь месяц Нэлли Зенина пряталась в подвале своего дома по Куприна, 63, делала короткие вылазки в город, чтобы раздобыть где-нибудь немного хлеба или воды.

- Что мы за этот месяц пережили – не передать словами, - плачет она. – Сначала азовцы (батальон «Азов» - запрещенная на территории России экстремистская организация) у каждого подъезда выставили по своему посту – тероборона, разграбили все магазины, от воды, электричества и отопления город полностью отрезали. Ни еды, ни воды… Почти месяц я не ела. Раздобуду хлеба немного, часть съем, часть в карман на потом, часть – ребятишкам, они за мной по пятам всю дорогу ходили, кушать просили. Даже не знаю, чьи это дети, да это и не важно – наши дети. Иногда смотришь – кто-то воду кипятит на костре, подойдешь: «Дайте хоть пару глотков». Так и выживала.

Неля Ивановна пыталась выйти на связь с дочкой

Неля Ивановна пыталась выйти на связь с дочкой

Фото: Дмитрий СТЕШИН

Однажды Нэлли Ивановна чуть не нарвалась на пулю.

- Ты почему по-русски говоришь, здесь Украина, говори по-украински, – стал требовать один из боевиков на чистом русском.

- А вы почему по-русски говорите? – спросила бабушка. – Я тут всю жизнь живу и говорю на родном языке.

- Отвернись, я выстрелю.

- Куда выстрелишь?

- Может, в стену, а может, и в тебя.

Отворачиваться женщина не стала, а националисты ушли. Видать, рассудили – что возьмешь с пожилого человека. Повезло.

Дом Нэлли Ивановны на окраине города, потому она одной из первых увидела русские войска, когда те вошли в город. Стала искать помощи.

- Когда наши пришли, я кидалась ко всем подряд, - рассказывает Нэлли Зенина. – Думаю, ну, хоть-кто-то да сможет помочь дозвониться до Наташи в Норильск, сказать, что я жива.

Хрупкая, изможденная бабушка с отчаянием просила журналистов рассказать о ней, чтобы дочь в Норильске увидела - она жива. На телеканале RT вышел сюжет.

А в сквере у местной больницы Нэлли Ивановна бросилась к военкорру «Комсомолки» Дмитрию Стешину:

- Господи, хоть бы кто до дочки дозвонился…

- Как вас зовут? Мы вечером выберемся в место, где есть связь, я сразу же наберу вашу дочь, обещаю!

Обещание Стешин сдержал, дозвонился, рассказал, где в Мариуполе искать бабушку. На тот момент дочь женщины Наталья уже хлопотала со сбором документов. И так сложилось, что с этим семье тоже помог уже другой корреспондент «КП».

Наташа

- В тот день коллеги на работе в школе обсуждали видео с моей мамой, показывали мне. Никто даже не знал, что это моя мама, говорили – вот женщина, ищет дочку в Норильске, - рассказывает Наталья. – А до меня накануне дозвонились журналисты, так что я уже начала собирать документы.

Нэлли Ивановна с дочерью Натальей. Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

Нэлли Ивановна с дочерью Натальей. Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

За это время и ей довелось пережить немало тяжелых минут и бессонных ночей. Любому понятно, что места себе не находишь, когда твой близкий человек пытается выжить под пулями. И как быстро вывезти мать в Норильск? Дело это непростое, ведь в Норильск въезд для иностранных граждан ограничен. Необходимо было согласование территориального отдела УФСБ – именно служба безопасности принимает окончательное решение. Процедура обычно длится около месяца, поскольку идет необходимая по закону проверка. Кто знает, как бы этот месяц пережила Нэлли Ивановна…

Но корреспондентам «Комсомолки» и краевой газеты «Заполярье» удалось связаться с полпредом губернатора Красноярского края в Норильске и на Таймыре Алексеем Членовым. Тот посодействовал, чтобы комиссия быстрее рассмотрела вопрос с въездом Нэлли Зениной. Через пару дней Наталья с сыном вылетели в Ростов за бабушкой.

Любовь и снег

С Норильском у Нэлли Ивановны связана вся молодость. Сюда еще в 1952-м переехалис Украины ее родители. В то время люди ехали на Север на заработки, чтобы строить город. Отец ее из донских казаков, мать из Волонтеровки (поселок под Мариуполем, где жили перебравшиеся еще во времена Екатерины II греки). В Норильске Нэлли окончила горно-металлургический техникум (техник-технолог по разработке рудных и россыпных месторождений), вышла замуж, родила дочку. В трудовой книжке у Нэлли Ивановны только одна запись – 30 лет она проработала в Норильске на комбинате. В 1988 году, когда отец женщины заболел, уехала на Украину, чтобы за ним ухаживать.

Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

- Мы с сыном каждое лето ездили на Украину отдыхать, - рассказывает Наталья, - связь у нас никогда не обрывалась. Мама один раз приезжала к нам в 90-м, потом, когда Украина стала другой страной, не ездила уже, только мы к ней. Так и вышло, что она стала гражданкой другой страны.

По дороге из аэропорта Норильска домой к дочери Нэлли Ивановна улыбалась, глядя на бесконечные снежные сугробы. Говорит, скучала и по снегу, и по Норильску.

Родные встречают Нэлли Ивановну. Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

Родные встречают Нэлли Ивановну. Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

- Каждое место в Норильске мне знакомо, все родное, - сквозь слезы говорит женщина. - Не думала, что жизнь так повернет. Я ведь, знаете, еще Великую Отечественную хорошо помню. Маленькая, правда, была. Немцы тогда ходили с вечно полными карманами шоколада, нас, детей, иногда жалели – нет-нет да и давали конфету. А нацики на Украине сегодня не жалеют: москаль – сразу убить, а там уж ребенок, взрослый или старик – не смотрят. А в России столько хороших людей встретила уже…

Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

Фото: Ирина ЯРИНСКАЯ, портал «Северный край»

Журналисты RT вывезли бабушку из-под пуль в Ростов, власти Красноярского края и «Комсомолка» помогли с документами, администрация Норильска оплатила дорогу. И хоть Норильск – один из самых холодных и снежных городов мира, сегодня Нэлли Зениной здесь тепло, потому что тут ее любят.

Надежда Ильченко, спецкор «КП», редактор портала «Северный край»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мариуполь своими глазами: Живые ждут мира...

Основной накопитель беженцев из Мариуполя - в 20 километрах от города, в селе Володарское. Его «декоммунизировали», поэтому на половине карт и навигаторов это Никольский, что добавляет сумятицы в творящийся вокруг хаос. (подробнее)