Премия Рунета-2020
Красноярск
+3°
Boom metrics
Общество28 марта 2016 11:00

Урок географии вместе с «Комсомолкой»

Парниковый эффект: как уменьшить свой углеродный след

Единый урок для учителей, учеников и даже их родителей пригодится в 10-м классе при изучении глобальных проблем человечества и в 9-ом – при изучении природы и экономики Красноярского края. Главная идея авторского коллектива – предложить некий пазл, из отдельных блоков которого каждый учитель сможет собрать нужный именно для его учеников урок.

Этот номер газеты получат сотни школьников Красноярского края, а все остальные смогут скачать его на нашем сайте www.kp.ru.

Блок 1

Что такое парниковый эффект, в чем его польза и опасность?

Парниковый эффект – нагревание поверхности и атмосферы планеты в результате захвата теплового излучения Солнца атмосферными газами. Такое излучение поглощают пары воды, углекислый газ, метан и другие компоненты атмосферы. Без парникового эффекта Земля была бы безжизненной пустыней, поскольку всё испускаемое ею тепло уходило бы в космос, температура у её поверхности составляла бы –15* С, а не +18* С как сейчас.

Кстати, парниковый эффект существует не только на Земле, но и на всех планетах, атмосфера которых состоит из подходящего газа. Например, на Венере атмосфера состоит из углекислого газа на 96%, а температура на этой планете составляет 450 градусов.

Но избыток углекислого газа от сжигания угля, нефти и газа скапливается в атмосфере и удерживает слишком много тепла. Вырубка лесов делает эту проблему ещё более серьёзной. Парниковый эффект вызывает повышение во всём мире средней температуры – глобальное потепление климата.

Живые деревья используют углекислоту в фотосинтезе для своего роста. Но когда деревья сгнивают или сгорают, углекислота возвращается в атмосферу.

Парниковый эффект увеличивают и фреоны, производимые человеком. Учёные считают, что продолжающееся накопление всех этих газов в атмосфере может к 2070 году повысить среднемировую температуру на 3*С.

Среди последствий парникового эффекта можно отметить вымирание животных и растений, нехватку воды, истощение почвы, климатические аномалии.

Антропогенные источники парниковых газов

Производство тепла и электричества

Уголь, нефть и природный газ - самые большие источники парниковых газов на земле, и углекислого газа в частности. В смеси парниковых газов углекислый газ составляет 72 % всех парниковых газов, поэтому он главный виновник глобального потепления.

Промышленность

Производство и обработка материалов, производство цемента и извести, железа, стали, алюминия и другие производства требуют большого количества энергии.

Транспорт

Важно отметить, что выхлопы машин не только содержат СО2, но также стимулируют образование озона, из-за химической реакции на свету. В нижних слоях атмосферы озон также ведет себя как парниковый газ, он удерживает инфракрасное излучение, отраженное от поверхности земли.

Сельское хозяйство

Отходы животноводства - один из основных источников еще одного парникового газа — метана. Сельскохозяйственные растения, выращиваемые на полях, — самый большой источник азота в атмосфере (а также в воде), главным образом из-за избыточного использования минеральных удобрений.

Уничтожение лесов

Если деревьев становится меньше, то меньше углерода поглощается растениями из воздуха.

Блок 2

Леонид Рагозин, управляющий директор КрАЗа

Леонид Рагозин, управляющий директор КрАЗа

Уважаемые ребята, «углеродный (карбоновый) след», влияющий на изменение климата, на возникновение экологических катастроф, признают угрозой века. Осознавая важность сохранения окружающей среды, компания РУСАЛ взяла на себя обязательства по внедрению современных экологических стандартов и технологий, направленных на снижение «углеродного следа». С этой целью на Красноярском алюминиевом заводе все корпуса электролиза оснащены эффективными газоочистными установками, внедряется технология «Экологический Содерберг», рождается технология «Инертный анод», при котором будут полностью исключены выбросы углекислого газа. При этом мы не только инвестируем в современные эффективные технологии, но и используем чистую возобновляемую гидроэнергию, огромные ресурсы которой сосредоточены в Сибирском регионе. Уже сегодня при производстве алюминия более 90% электроэнергии РУСАЛ получает от ГЭС. Такой алюминий мы называем «зеленым». И это соответствует мировому тренду, когда все большее число предприятий стремится получать энергию из возобновляемых источников. Снижение выбросов углерода - стратегическая цель РУСАЛа. Мы будем снижать выбросы СО2 на каждом переделе при производстве алюминия, на каждом заводе, входящем в холдинг, каждый сотрудник РУСАЛа будет способствовать снижению «углеродного следа» на своем рабочем месте. Мы приглашаем к этому процессу другие организации, а также жителей Красноярска. И вас, молодые люди нашего города. Только благодаря совместным усилиям наш мир станет чистым и зеленым!

Леонид Рагозин, управляющий директор КрАЗа

Задание 1

Проанализируйте схему и ответьте на вопросы:

- Как изменилась температура за последние 150 лет? С ем это связано?

- К чему привело изменение температуры?

Блок 3

Интересные факты

▪ В смеси парниковых газов углекислый газ составляет 72 % всех парниковых газов, поэтому он главный виновник глобального потепления.

▪ Около 75% ежегодного прироста содержания углекислого газа в атмосфере дает сжигание ископаемого топлива.

▪ Более 20% выбросов углекислого газа приходится на долю бензиновых двигателей автомобилей.

Средний автомобиль производит полкилограмма газообразных отходов на каждые 40 километров пути. Но такой же автомобиль 50 лет назад загрязнял окружающую среду в 20 раз больше.

Средний дом выделяет в два раза больше углекислого газа, чем средний автомобиль.

▪ Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны — Кувейт, ОАЭ и Сингапур.

▪ За последние 50 лет температура повысилась на 1,2-1,4 градуса. По прогнозам к 2100 году она может повыситься на 5,8 градусов.

▪ Уровень океана повысился за последние сто лет на 10-15 см. Бангладеш потеряла не менее 25 тыс. кв. км (18%) своей территории.

▪ С 1924 по 1945г площадь морских льдов в Российском секторе Арктики сократилась на 1 млн кв. км., что позволило обычным судам преодолевать северный морской путь за 1 навигацию.

Задание 2

Тест на энергосбережение

Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.

Сложите все ответы ДА.

Если у вас получилось:

От 1 до 5 ответов ДА: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

От 6 до 10 ответов ДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

От 11 до 15 ответов ДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным.

От 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы.

Задание 3

Задание 4

Назовите первую тройку «виновников» парникового эффекта.

Переведите температуру по Кельвину в привычную нам температуру по Цельсию.

Блок 4

Изучите углеродный след среднестатистической российской семьи

До сих пор, даже в научной среде, не существует точного принципа вычисления или измерения количественных значений углеродного выброса каждого человека. Но примерно посчитать его может каждый на многочисленных калькуляторах в Интернете. Например, по ссылке https://russiancarbon.org/calculator/ вы можете посчитать углеродный след дома (квартиры), автомобиля, авиаперелета и возможность компенсации углеродного следа через участие в проекте по посадке деревьев. Еще один калькулятор - http://www.carbonfootprint.com/calculator.aspx

Калькуляторы учитывают многие факторы: страну проживания, наличие автомобиля, количество потребляемой электроэнергии, продуктовые и материальные предпочтения и прочее. Внимание: некоторые параметры, например, расстояния по городу, которое вы проезжаете, вы определяете приблизительно.

Проведём расчёт углеродного следа за год, на среднестатистическую семью из трёх человек, имеющую один малолитражный автомобиль, центральное отопление в квартире, с обычными продуктовыми предпочтениями.

Таблица. Расчёт углеродного следа для одной семьи за один год:

Если при этом эта семья вылетает раз в год на отдых, то можно смело прибавить ещё 2 тонны CO2. Наличие собственного огорода уменьшает количество парниковых газов на 1,5-2 тонны.

Практически, каждый шаг человека сопровождается углеродным следом, и от поведения каждого из нас зависит вся планета.

Можно начать с малого: не покупать лишних продуктов, чаще пользоваться общественным транспортом, экономить электроэнергию, покупать местные товары.

Блок 5

Домашнее задание

Вычислите вклад вашей семьи в «парниковый эффект»

Шаг первый. Для начала посчитайте, сколько Ваша семья израсходовала электроэнергии за прошлый год с января по декабрь включительно. Для этого воспользуетесь квитанциями (или расчетной книжкой) об оплате электроэнергиии).

Таблица 1.

Примечание. Проделайте все это вместе с родителями. Для них это будет не только полезно, но и интересно. Общую сумму занесите в Энергетический паспорт семьи.

Запишите под таблицей 2 в Энергетическом паспорте продолжительность и даты самого короткого дня и самой короткой ночи.

Объясните, почему расход электроэнергии зимой больше, чем летом______________ ________________________________________________________________________

Сравните расходы своей семьи с расходами среднестатистической российской семьи.

Проанализируйте, почему они отличаются _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Шаг второй.

Используя данные таблицы 2 и табл.3, рассчитайте, сколько угля, нефти, газа нужно сжечь для получения электрической энергии, израсходованной вашей семьей за год, и сколько углекислого газа выделится при этом. Внесите полученные данные в Энергетический паспорт вашей семьи

Таблица 2.

При определении количества израсходованного топлива и объема выделившегося при этом углекислого газа воспользуйтесь следующими формулами:

Примечание. Если у вас есть машина, то подсчитайте и добавьте в общий вклад вашей семьи количество углекислого газа, которое выделилось при сжигании вашим авто топлива.

Сделайте вывод, какой вид ископаемого топлива менее всего загрязняет окружающую среду?____________________________________________________________________

Задание 3.

Подумайте, что каждый из нас может сделать для уменьшения своего вклада в парниковый эффект?

Сформулируйте ваши предложения в форме советов.

Авторский коллектив:

Виктор Корнилов, доцент Краевого института повышения квалификации учителей, учитель географии МБОУ СОШ № 10 им. академика Ю.А.Овчинникова

Елена Сурайкина, учитель географии МБОУ СОШ № 153

Ольга Коханова, учитель географии и экологии МБОУ СОШ № 10 им. академика Ю.А.Овчинникова

Алексей Гаврилюк Игоревич, ведущий эколог ГПКК "КНИИГиМС"

Татьяна Аронова, редактор спецпроектов «КП»-Красноярск», в прошлом - учитель географии.