Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics

Малый бизнес в России: Кто нам мешает - тот нам и поможет! О мерах государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Рассказываем, что делает государство для помощи бизнесменам, зачем мамочкам в декрете открывать своё дело, чем зарабатывают после отставки военные пенсионеры и как помогают форумы в развитии предпринимательства
Что делает государство для развития малого и среднего бизнеса в России

Что делает государство для развития малого и среднего бизнеса в России

А. Чепель:

- В эфире программа «Свое дело». В развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится более половины ВВП. В этой деятельности занято от трети до половины населения. В России аналогичные показатели примерно в 2,5 раза скромнее. Хотя и наблюдается их постепенный, из года в год, рост. У нас в стране давно существуют различные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Но важность этого направления настолько высока, что в конце прошлого года они были собраны и структурированы в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Об этом проекте мы будем сегодня говорить с нашей гостьей, главой департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития России Миленой Арслановой. Здравствуйте. Милена.

М. Арсланова:

- Здравствуйте.

М. Коряко:

- Здравствуйте, Милена. Первый вопрос хотелось бы задать такой. На языке этой федеральной программы и на языке проекта кто такой предприниматель, на кого рассчитана программа, в первую очередь?

М. Арсланова:

- Предприниматель – человек, который на свой страх и риск ведет предпринимательскую деятельность, то есть, экономическую деятельность. Кроме непосредственно предпринимателя мы так же говорим о том, что это для всех граждан, которые так или иначе задумываются о ведении своего бизнеса.

А. Чепель:

- Правильно ли я понимаю, что здесь имеются в виду не только владельцы предприятий, какого-то более-менее крупного по меркам обывателя бизнеса, но и так называемые ИП и самозанятые. Это тоже категории предпринимателей?

М. Арсланова:

- Действительно, мы, когда проектировали мероприятия нацпроекта, мы рассчитывали на широкий круг предпринимателей – это и так называемые микропредприятия, и малые предприятия – до 800 миллионов оборот – и средние предприятия. У них оборот достигает 2 миллиардов – это та отсечка, которую мы в рамках законодательства для них определили. Самозанятые – это, прежде всего, граждане. Там, как вы знаете, есть особенность. Нет наемных работников. Соответственно, производство собственное, оказание услуг собственное и никаких посреднических услуг не допускается.

М. Коряко:

- А можем ли мы среди этих предпринимателей сейчас выделить какие-то особо приоритетные группы, на которые может быть настроена такая программа?

М. Арсланова:

- Мы для себя в рамках нацпроекта определили так называемую матрицу целевых аудиторий, выделив для себя несколько приоритетных групп. Ну, начнем мы со школьников и студентов, потому что это будущие предприниматели, и нам бы очень хотелось, чтобы эти люди открытыми глазами, с надеждой и оптимизмом смотрели на такие возможности. Плюс открытые уроки предпринимательства и какие-то отдельные курсы в университетах, я думаю, что на пользу обязательно пойдут и не станут лишними. По крайней мере, молодой человек сможет определиться, чем же он хочет заниматься в будущем. Следующая категория – это, как ни странно, женщины. Причем, в самом широком смысле. Если вы понаблюдаете, то эта категория растет очень быстро, женское предпринимательство. Что мы выяснили? Мамочки в декрете то ли от нечего делать, то ли от нехватки средств начинают задумываться о бизнесе. И у многих успешно получается открыть свой маленький, но бизнес. Кто-то продает пироженки через Инстаграмм, кто-то открывает свое ателье и т.д. То есть, в этот момент у женщин просыпается предпринимательская жилка. И чем женщины отличаются от других целевых аудиторий? Они по социальным опросам, которые мы проводим, демонстрируют некую неуверенность, то есть, они не чувствуют почву под ногами, им нужна поддержка, поэтому мы стараемся адаптировать наши меры поддержки под каждую категорию. Следующая аудитория тоже специфическая – это военные пенсионеры. Люди, которые находятся в этой системе, выходя в открытый мир, они со специфическим мировоззрением. Из них получаются хорошие предприниматели. Они систематизированы, очень дисциплинированы, и у них есть даже, если посмотреть, прослеживается такая отраслевая специфика. Как правило, спортивные клубы, какие-нибудь частные охранные агентства открывают. Но у них восприятие информации специфическое, поэтому к ним нужен подход. Отдельная категория – мы называем серебряный возраст – 45+, люди которые еще не пенсионного возраста, но предпенсионного, они так же могут начать свой бизнес, причем, очень много примеров, когда они делают это успешно. Люди достаточно много проработав по найму, в какой-то момент открывают свой бизнес – и почему бы и нет? Мы для таких людей тоже предусматриваем и курсы, и стараемся с ними больше коммуницировать, с тем, чтобы вселить в них уверенность, потому что эта аудитория по соцопросам демонстрирует достаточно такой пессимистичный взгляд… такой сдержанный. Поэтому мы их тоже выделяем в отдельную категорию. Таких людей в силу демографических процессов становится больше, поэтому мы эту группу игнорировать не можем. И еще одна группа – особая – это группа людей, несмотря на то, что они молодого возраста, но они отличаются таким несколько пессимистичным взглядом на вещи – это выпускники детдомов. Категория, тоже у которой нет как таковой базы для старта, и им государство должно помочь. И вот мы хотим для этой аудитории предусмотреть какую-то свою группу поддержки, потому что таких людей достаточно много. Думаю, что в следующем году мы для них разработаем специфичные интересные меры поддержки. Еще одна аудитория – инвалиды. Понятно, что эти люди зачастую очень усидчивые в силу обстоятельств, у них есть проблемы с трудоустройством, и для них открыты двери в бизнес. И примеров так же достаточно много…

А. Чепель:

- Спасибо, Милена. По-моему, стало немного яснее, для кого предназначен национальный проект. Давайте так же в общих чертах поговорим, каково содержание национального проекта, из чего он состоит. С тем, чтобы потом уже перейти к частностям.

М. Арсланова:

- Я постараюсь достаточно крупными мазками пройтись, потому что документ большой, комплексный, мы постарались учесть максимум нюансов и охватить все сферы, в которых предпринимательство может испытывать сложности и получать меры поддержки. Что такое нацпроект? Это комплексный подход к решению какой-то одной цели. В нашем случае это большая цель национального уровня – стимулирование предпринимательской инициативы и рост малого и среднего бизнеса. Он состоит из пяти федеральных проектов. Первое. Улучшение условий ведения бизнеса. Второе. Доступ к льготному финансированию. Далее. Акселерация предпринимательской деятельности – там заложены инструменты, которые помогают бизнесу расти. Это отдельный, он такой достаточно специфичный, отраслевой федеральный проект – стимулирование вовлечения малых предприятий и прочих лиц в сельхозкооперацию. И пятый – популяризация предпринимательства. То есть, вовлечение людей в предпринимательскую деятельность.

А. Чепель:

- Я немного читал документы по национальному проекту, ознакомился с паспортом национального проекта, и вижу, что каждая программа имеет четкие цифровые цели, они расписаны по годам, расписаны, в том числе, этапы и суммы по финансированию этих проектов, и в целом создается ощущение достаточно добротно задуманного проекта.

М. Коряко:

- Если представить себе, что кто-то из наших слушателей не читал от и до паспорт проекта, и у него могут возникнуть какие-то наводящие вопросы. Представим себе первый пункт программы – это улучшение условий ведения предпринимательской деятельности – можно немножко этот пункт раскрыть. Что значит улучшение условий ведения предпринимательской деятельности?

М. Арсланова:

- Речь идет о законах по сути, о той институциональной среде, в которой находятся предприниматели. Нормативы, подзаконные акты, законы. Когда предприниматели ежедневно сталкиваются с теми или иными барьерами ведения деятельности. В рамках этого федерального проекта были предусмотрены несколько мероприятий, которые бы упрощали жизнь предпринимателям, кроме того, мы понимаем, что все институциональные ограничения мы не пропишем и не выявим в рамках федерального проекта, поэтому отдельным блоком стоит такой механизм, как трансформация делового климата. Это большой проект, который, в том числе, ведет наше министерство, в рамках его любой предприниматель в любой точке страны по широкому перечню каналов может заявить свою инициативу. Это либо ограничение, либо какой-то необоснованный барьер, с которым он сталкивается в своей предпринимательской деятельности и предложить решение – то есть, устранение. Это все инициатива предпринимателей.

Второй федеральный проект содержит в себе целый комплекс мер финансовой поддержки. О чем речь? Предприниматель может получить финансовую поддержку либо через микрозайм, через наши государственные микрофинансовые организации, то есть, речь идет о займе до 5 миллионов. Либо, если это предприятие заинтересовано в выходе на фондовый рынок, это субсидирование листинга и части купонной ставки по, допустим, облигациям, по выпуску облигаций на бирже. Так же достаточно сейчас широко известная программа льготного кредитования по ставке 8,5%, программа гибкая, она периодически меняется и сейчас она стала максимально широкой и доступной, уже включили и микроторговые предприятия, что раньше и помыслить никто не мог. То есть, мы сейчас расширили горизонты этой программы достаточно широко. Так же это лизинговая поддержка у нас в рамках дочерних компаний. Корпорация МСП существуют, межрегиональные лизинговые компании, где оборудование можно взять по льготной ставке. Следующий проект по акселерации. О чем речь? Речь идет об инструментах, которые помогают существующему бизнесу расти и расти быстрее.

А. Чепель:

- Почему это важно?

М. Арсланова:

- Потому что бизнес, когда начинает функционировать, упирается в некие барьеры дальнейшего роста. Допустим, открыл предприниматель небольшое производство. У него есть потенциал для роста, но у него нет помещения. Что ему делать? Здесь как раз мы предлагаем производственные площади, хорошо оборудованные, по льготной ставке, так называемые промпарки, технопарки и т.д. То есть, мы инвестируем в создание таких производственных площадей достаточно большие средства. Центры «Мой бизнес» - это та точка входа для предпринимателей, где они могут найти ответ на все свои вопросы. Очень сложно знать о всех мерах поддержки, потому что, если честно, их уникальных только около полутора тысяч – мер поддержки и услуг – а номинально, если просто перечислять все то, что есть в регионах на уровне муниципалитетов, на уровне регионов или федеральном уровне, то это более 10 тысяч. Ну, конечно же, никто не может ориентироваться в таком наборе мер поддержки. Поэтому для предпринимателей центры «Мой бизнес» - это возможность такого навигирования во вселенной этих мер поддержки, потому что наша страна, если смотреть на международную практику, мы, по-моему, прыгнули выше головы. То есть, такой объем поддержек на самом деле нигде нет. Каждый может для каждой стадии развития своего бизнеса найти подходящий инструмент. Вот развитие центров «Мой бизнес» находится в этом федеральном проекте по акселерации. Мы рассчитываем, что таких центров будет, минимум, 100 к 2024 году. Но, думаю, что через пару лет мы эти 100 центров откроем. И большая составляющая – это информационная система. Мы сейчас в разработке большой платформы, мы ее называем «Информационная экосистема», то есть, это некое пространство, в котором для предпринимателя будут собраны все самые лучшие бизнес-решения и будут доступны меры поддержки в электронном формате. Подача заявки на услугу и в перспективе вообще и предоставление услуги в электронном формате. То есть, такое единое окно.

А. Чепель:

- То есть, получится тот же центр «мой бизнес», только в интернете?

М. Арсланова:

- Верно. Кроме того, здесь будут содержаться не только меры поддержки для малого бизнеса, а вообще для любого. И здесь не только наши меры поддержки, я имею в виду нашего ведомства, но также и Минпромторга, Минсельхоза, института развития… в перспективе все должны войти в это единое окно. То есть, это будет единая точка входа для всех мер поддержек для предпринимателей.

Что остается предпринимателю, находясь в небольшом городке, в любой точке нашей страны? Ему нужно просто выбрать площадку, на которой он хочет продать свой товар. Кроме того, юридическая, бухгалтерская поддержка – все это будет возможно в одном личном кабинете с мягкими переходами через ЕСИА. И последний блок – экспорт. Мы столкнулись с тем, что малый бизнес считает экспорт уделом крупных компаний. Перед нами в рамках указа президента №204, во исполнение которого нацпроект был разработан, установлен показатель – мы должны достичь доли малого и среднего бизнеса в несырьевом экспорте 10%. И этот показатель очень амбициозный. Мы сейчас подготовили д статочно широкий перечень услуг и мер поддержек для предпринимателей, вложили туда средства для акселерации их деятельности и стимулирования экспорта и, знаете, экспортировать, наверное, не так уж и сложно. Был бы продукт интересный. А уж вывести на выставку свою продукцию, найти партнера, перевести свой сайт на английский язык поможет наша инфраструктура поддержки. Просто предприниматели не задумывались раньше о такой возможности.

М. Коряко:

- Абсолютно точно понятно по поводу планов и масштабы этих планов тоже примерно сейчас уже становятся понятными, но, если говорить про сегодняшний день, например, есть молодой предприниматель, который мечтает открыть свой бизнес, у него есть идея, с которой он хотел бы в мир предпринимательства наконец-то шагнуть.

А. Чепель:

- Максим, молодой – это не возраст. Молодой – это опыт.

М. Коряко:

- Молодой – я имею в виду начинающий. Начинающий предприниматель решил со своей бизнес-идеей шагнуть в мир предпринимательства. С чего ему необходимо начать? Что вы ему могли бы посоветовать в этом смысле?

М. Арсланова:

- Как правило, мои коллеги советуют разное. Я бы порекомендовала сначала пройти обучение. Перечень программ в рамках нашего нацпроекта очень широкий. Вплоть до того, что можно найти даже специфичную для какой-то отрасли образовательную программу, пройти и понять все нюансы ведения такого бизнеса. Второе – конечно, подготовить грамотный бизнес-план. Без этого финансирование найти нельзя и оценить все риски будет сложно. Планирование – достаточно важная история на стадии стартапа. Все меры поддержки опять же – коллеги, друзья, уважаемые слушатели – мы начинаем с похода в центр «Мой бизнес». Вам посоветуют сначала пройти обучение, потом помогут вам подготовить бизнес-план. Помогут вам подготовить заявку на тот же микрозайм.

А. Чепель:

- Вот эта помощь по обучению, по подготовке бизнес-плана – это на платной основе?

М. Арсланова:

- Бесплатно.

А. Чепель:

- Здорово.

М. Коряко:

- Получается, что первый шаг, который мы определили сейчас в рамках последовательности шагов начинающего предпринимателя, это обращение в центр «Мой бизнес»?

М. Арсланова:

- Верно. Чем больше будет информации и понимания, чем вы хотите заниматься, тем проще будет и бизнес-план подготовить, и оценить свои возможности. Чем четче вы сформулируете свою цель, тем эффективнее сработают наши менеджеры в центрах «Мой бизнес».

А. Чепель:

- Милен, вот мы сейчас поговорили о молодых предпринимателях, но есть предприниматели уже состоявшиеся. Национальный проект по малому и среднему предпринимательству для таких категорий предпринимателей предусматривает ли какие-то дополнительные меры поддержки?

М. Арсланова:

- Я тут недавно наткнулась на статью «Идеальный возраст для начала ведения бизнеса – 45 лет».

А. Чепель:

- Видимо, к этому возрасту он и накопил уже определенный и жизненный, и профессиональный опыт, пройдя, возможно, какие- то стадии работы наемным сотрудником?

М. Арсланова:

- Да. Наверное, и отношение к риску очень адекватное. Не зря же страховые компании для людей более старшего возраста предусматривают понижающие коэффициенты при определении, да.

А. Чепель:

- Да, это правильно,

М. Арсланова:

- Ну, тут, наверное, совокупность факторов. Но, если мы говорим о предпринимателях и будущих предпринимателях 45+, для этих людей мы предусматриваем отдельные образовательные курсы. К ним нужен немножко иной подход, потому что у них иное восприятие, нежели у молодых, информации. Они обычно предпочитают обучаться в классах, очно – то есть, они хотят видеть перед собой человека, который преподает. Соответственно, пока в рамках образовательных финансовых ресурсов. Дальше мы будем развивать наш нацпроект. Буквально вот-вот мы объявим о сборе новых предложений. Сейчас мы будем объявлять сбор новых предложений, новых инициатив в нацпроект. Вместе с экспертами мы оценим их ценность, обсудим на общественном деловом совете, как я ожидаю, в декабре, и уже с нового года будем предлагать для включения нацпроект. Очень ожидаю предложения так же вот для этой категории лиц. Потому что она очень большая. Все-таки 45+ это очень большая аудитория.

М. Коряко:

- Мы правильно сейчас поняли – предложение инициативы именно от предпринимателей должны поступать?

М. Арсланова:

- Это могут быть и граждане. Они могут нам сказать то, чего им не хватает для начала нового бизнеса и мы можем попробовать это учесть.

М. Коряко:

- А как и куда подавать свою инициативу?

М. Арсланова:

- Очень просто. На сайте «Мой бизнес РФ» будет предоставлена возможность – окно – куда можно будет загрузить свою инициативу и оно попадет к нам в министерство для оценки.

М. Коряко:

- Милена, мы уже в рамках нашего сегодняшнего разговора неоднократно поднимали вопрос о том, что для предпринимателей важно общение с другими предпринимателями, в том числе, с представителями органов государственной власти, с предпринимателями с большим опытом. Насколько я понимаю, огромное количество вопросов коммуникаций между предпринимателями и другими людьми, влияющими на развитие бизнеса, огромное влияние на это общение оказывают форумы «Мой бизнес». Что это за форумы, что на них происходит? Что там делают полторы тысячи предпринимателей, какую пользу они для себя из этого извлекают?

М. Арсланова:

- Мы обратили внимание, что у предпринимателей есть острая необходимость и запрос на общение с себе подобными. Они хотят общаться с теми, кто построил успешный бизнес, хотят строить сообщество, общаться между собой. Вот это общение с себе подобными, плюс общение с успешными предпринимателями мы решили в рамках удовлетворения этой потребности организовывать эти форумы. Это не классические форумы, где обсуждается какая-то проблема с привлечением экспертов. Этот форум – это такой большой мастер-класс. Мы туда приглашаем успешных предпринимателей, которые со сцены рассказывают об эффективных механизмах ведения бизнеса. Причем, в самых разных областях. Начиная с возможности организации бизнеса в социальных сетях, заканчивая управления персоналом. То есть, очень широкий перечень. Можно прокачать, так сказать, свои навыки в рамках одного дня, приехав на эти форумы. Действительно, мы начали с Иваново. Мы немножко испугались, потому что у нас был аншлаг, мы были вынуждены в других помещениях открывать трансляцию, чтобы все, кто пришел, имел возможность послушать спикеров. Спикеры были и федерального уровня, и регионального. И с этой сцены в Иваново выступил руководитель местного центра «Мой бизнес», он просто в небольшой пятиминутной речи рассказал о возможностях, которые предоставляет центр «Мой бизнес». На следующий день аншлаг был в центре «Мой бизнес». Это говорит о том, что у предпринимателей большая проблема с информированностью, то есть, они не осведомлены обо всех тех возможностях, которые есть. У них есть информационный голод – они голодны до этих лайфхаков, они голодны до информации о мерах поддержки и т.д. И далее во всех городах – мы уже перестали этому удивляться – все форумы проходили с аншлагами.

А. Чепель:

- В Казани форум «Мой бизнес» собрал 9000?

М. Арсланова:

- Да. Там были подключены Альметьевск и Набережные Челны. И в большинстве регионов, где проходил форум, сами губернаторы открывали форумы – там, где у них была эта возможность, где позволял их рабочий график.

М. Коряко:

- А как часто в одном и том же регионе такой форум планируется повторять?

М. Арсланова:

- Ежегодно. В этом году, поскольку информационная компания стартовала немножко поздно, в сентябре, мы планируем 26 форумов по всей России. Но наряду с этим мы этим не ограничимся, вся информация есть на сайте мойбизнес.РФ, там есть еще мастер-классов и таких деловых встреч. Они чуть более узкие, но я предлагаю тем слушателям, в чьих городах форумы не проходят, ознакомиться, потому что в их городах тоже есть какие-то активности подобного рода. И финальный, большой форум – 11000 человек – пройдет в Москве на ВТБ Арена 11 декабря.

М. Коряко:

- Условия? Как попасть на этот форум?

М. Арсланова:

- Зарегистрироваться. Абсолютно все бесплатно. Топовые спикеры, за посещение чьих мероприятий люди платили деньги, и немаленькие, здесь возможность задать им вопрос, послушать их – бесплатно. 18 ноября форум состоялся в Красногорске и мы впервые организовали трансляцию, потому что там зал был не очень большой, мы организовали прямую трансляцию в 12 центрах «Мой бизнес» в Московской области, чтобы повысить доступность этого контента для предпринимателей.

А. Чепель:

- А заодно чтобы появился у людей смысл и стимул прийти в центр «Мой бизнес». Милена, в наших реалиях сегодняшнего дня государство является достаточно крупным заказчиком услуг, товаров и доступ к системам госзакупок для многих предприятий является важным с точки зрения объемов их производство. Для субъектов малого и среднего предпринимательства предполагается ли какая-то поддержка в области госзакупок?

М. Арсланова:

- Она уже есть. на самом деле, есть два вида закупок. Есть закупки, осуществляемые государственными структурами (44 ФЗ) и крупнейшими заказчиками (223 ФЗ). Так вот, в рамках 223 ФЗ есть квоты для предпринимателей – уже 18%, в рамках 44 ФЗ – 15%. То есть, гарантировано в этом объеме закупки и услуги закупаются малым и средним бизнесом.

А. Чепель:

- Очень часто мы видим, что в системе госзакупок, поскольку заказчик фактически расплачивается государственными деньгами, и желая минимизировать риск недобросовестных поставщиков товаров или услуг, зачастую оплата происходит или предполагается после завершения цикла работ, оказания услуг и предприятия, которые входят в госзакупки, вынуждены этот фактор иметь в виду – что им придется какой-то цикл работ вести на свои деньги, а расчет со стороны государства поступит только по факту оказания услуг.

М. Арсланова:

- Это очень зависит непосредственно от самого заказа. Там может быть мноэтапность и, соответственно, выплачивается некий аванс. То есть, зависит от того, как спроектировал заказчик непосредственно эту закупку. Если она большая, то там, скорее всего, многоэтапность. То есть, предусматривается аванс и, соответственно, поэтапное закрытие этого контракта.

А. Чепель:

- Есть ли такие формы поддержки, как получить какое-то кредитование, с тем, чтобы закрыть этот кассовый разрыв между оказанием услуги и расчетом?

М. Арсланова:

- Это так называемые кредиты на оборотные цели. То есть, на восполнение необходимых оборотных средств. Такой продукт есть в рамках программы льготного кредитования 8,5. У нас примерно 50% всех запрашиваемых кредитов – на пополнение оборотных средств.

М. Коряко:

- Я бы хотел уточнить цифру 8,5.

М. Арсланова:

- Это конечная ставка для заемщика.

А. Чепель:

- И такой заключенный государственный контракт может ли служить обеспечением получаемого кредита?

М. Арсланова:

- А вот здесь мне сложно ответить на вопрос, потому что мы же как построили нашу программу? Кредитная организация самостоятельно принимает решение о выдаче кредита. Мы лишь участвуем в разделении рисков. То есть, мы субсидируем часть процентной ставки, доводя ее до уровня 8,5. Но как выглядит скоринговая система внутри кредитной организации, нам неизвестно.

А. Чепель:

- Центры «Мой бизнес», если я правильно понимаю, это не государственное предприятие, они открываются вами с помощью партнеров? Ими могут выступать банки, страховые компании. А ваша функция – функция государства – это регламентация его деятельности. Правильно ли это понимание?

М. Арсланова:

- Не совсем. На самом деле, центры «Мой бизнес» создаются субъектом Российской Федерации. Там стопроцентное государственное участие. Мы субъекту РФ выделяем в рамках нацпроекта консолидированную субсидию. Часть денег идет на организацию этого процесса – то есть, центра «Мой бизнес», часть денег идет на компенсацию как раз расходов по организации, то есть, на компенсацию самих услуг, которые предоставляются. Потому что там все-таки сидят люди, они на зарплате, плюс, там сидят специалисты, которые оказывают юридическую консультацию, которые помогают с бухгалтерией, которые готовят бизнес-планы и т.д. Мы действительно достаточно укрупненно регламентируем деятельность, то есть, мы устанавливаем общий стандарт, но каждый центр «Мой бизнес» имеет определенную свободу действий. Поэтому в каждом регионе центры «Мой бизнес» выглядят по-разному. Где-то больше объектов инфраструктуры, - мы, конечно, устанавливаем какой-то минимальный набор, допустим, центры инновации социальной сферы, которые создавались в развитие социального предпринимательства, они должны быть созданы во всех 85 субъектах – это просто обязательство. А какие-то иные объекты инфраструктуры, которые регион придумал сам, у него там есть какая-то региональная специфика, допустим, вот оленеводов им надо как-то поддержать, то они это делают самостоятельно на свои региональные бюджеты.

А. Чепель:

- По-моему, состоялось достаточно интересный разговор, мы услышали, что государство всерьез озабочено вопросами малого и среднего предпринимательства, государство поставило, прежде всего, перед собой большие амбициозные цели, выделено серьезное финансирование, задействован большой интеллектуальный ресурс и, глядя на все это, можно, наверное, с уверенностью сказать, что мечта о своем свечном заводике, которая так характерна для среднестатистического россиянина, для многих, станет реальностью.

М. Коряко:

- С точки зрения предпринимателя, выглядит все это очень перспективно и на самом деле совершенно не сложно. А самое главное, что нам хочется надеяться, что в рамках этой программы и благодаря вам, Милена, мы смогли разрушить стереотип многих предпринимателей, которые давно работают и по-прежнему не обратились к государству за поддержкой, я надеюсь, нам удалось разрушить стереотип того, что это сложно. Кажется многим, что сложно, но, побеседовав сейчас с вами, мы понимаем, что такая государственная поддержка абсолютно реальна, она работает и ее много.

М. Арсланова:

- Просто надо знать, куда обратиться. О ней просто надо знатоь.

А. Чепель:

- Друзья, обращайтесь в центр «Мой бизнес» - на сегодняшний день их открыто уже более 50 по всей стране…практически в каждом городе, есть сайт moibiznes.rf – где можно найти адрес ближайшего к вам центра «Мой бизнес».

М. Арсланова:

- В тех регионах, где еще не создан центр «Мой бизнес», действуют центры поддержки предпринимательства – можно обратиться в них. Это вот как раз будущие центры «Мой бизнес», обычно вокруг них аккумулируется вся инфраструктура и они в будущем меняют вывеску на центры «Мой бизнес».

А. Чепель:

- Сегодня в гостях программы «Свое дело» была Милена Арсланова, глава департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства министерства экономического развития России. Спасибо, Милена.

М. Арсланова:

- Спасибо за очень интересную беседу. До свидания.