Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Политика18 июня 2020 4:38

Темир Сариев: Наш политический союз - симбиоз опыта, знаний, мудрости, молодой энергии и задора

Экс-премьер-министр дал оценку состоянию экономики страны, усилиям властей в борьбе с ковидом и рассказал «Комсомолке» о новом политическом объединении
Темир Сариев вернулся в большую политику. Вместе с единомышленниками он надеется пройти в следующий созыв парламента.

Темир Сариев вернулся в большую политику. Вместе с единомышленниками он надеется пройти в следующий созыв парламента.

Темир Сариев стоял у истоков отечественного бизнеса. Зубр кыргызской политики. Основатель одной их старейших партий Кыргызстана «Ак Шумкар». Дважды избирался депутатом парламента, уходил в оппозицию, был членом Временного правительства после апрельской революции. Набрал политический вес в бытность министром экономики, а после - на посту главы кабмина. Ушел в отставку из-за скандала вокруг строительства трассы Балыкчи - Корумду. В интервью журналистам по-прежнему заявляет, что обвинение в лоббировании им интересов китайской компании для победы в тендере на реконструкцию магистрали вдоль побережья Иссык-Куля было надуманным - просто кому-то понадобилось премьерское кресло.

ВЫБОР ЗА ТОБОЙ

Особенности характера и интересы закладываются в детстве. Известный факт из биографии будущего политика - участие в съемках картины по мотивам айтматовского рассказа «Солдатенок». 10-летнего сельского мальчика взяли на роль второго плана.

- Фантастика оказаться на одной площадке со звездами кыргызского кино, но мы, дети, воспринимали это больше как игру, - вспоминает он.

Не менее фантастическим был гонорар за три месяца съемок. 182 рубля! Сумасшедшие по тем временам деньги, учитывая, что средняя зарплата составляла 20 рублей. Темир рос в многодетной семье. На заработанные сыном деньги родители, воспитывающие одиннадцатерых, смогли обуть, одеть и подготовить детей к школе.

Только вот об актерской карьере он никогда не помышлял. Даже когда еще у 5-летнего ребенка взрослые спрашивали: «Кем хочешь стать?», отвечал не задумываясь: «Министром!».

Политической деятельности Сариева предшествовала предпринимательская стезя. Ему было 27, когда возглавил Кыргызскую товарно-сырьевую биржу. Первые навыки предпринимательства получил еще раньше - в конце 80-х, когда руководил Центром молодежных инициатив. Мог подняться по карьерной лестнице в райкоме партии. Но, несмотря на уговоры старших товарищей продолжить блестящую карьеру, оставил партийную работу и ушел в бизнес. Спустя годы с той же легкостью он отойдет от дел. Теперь уже ради политики. Наработанные управленческие способности, умение принимать решения и анализировать еще как пригодятся ему на ключевых постах.

- Нельзя говорить, что из бизнесмена получается плохой политик. Другое дело, что не нужно смешивать или сочетать бизнес с политикой. Это пагубно отражается на государстве, эффективности работы конкретного человека и порождает вопросы. В конечном итоге можно все потерять, - отмечает Сариев. - Как говорил Путин на заре своего президентства: «Если вы занимаетесь политикой, то бросайте бизнес». И наоборот. Справедливая оценка. Будучи крупным бизнесменом, нельзя управлять отраслью, министерством или губернией.

- Вы сами твердо придерживались этого правила?

- В «нулевых», когда пришел в парламент, полностью посвятил себя политике. Были периоды, когда находился в жесткой оппозиции к власти. И были попытки властей что-то найти на меня через проверки бизнеса, чтобы заставить отказаться от своих позиций. Но придраться-то было не к чему.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОМАХИ КАБМИНА

Опыт человека, знающего бизнес с азов, руководившего профильным ведомством, а затем и правительством, мог пригодиться в нынешней ситуации с эпидемией коронавируса и вытекающими из этого негативными последствиями для экономики. По крайней мере, четкое видение решения проблемы у него есть. Правительство около месяца напряженно раздумывало, как помочь бизнесу после выхода из карантина. Родился антикризисный план. Экс-глава Минэконома и бывший премьер-министр страны усилия кабмина оценивает так:

- Антикризисные меры были очень запоздалыми и недостаточными. Нужны были быстрые, смелые, нестандартные действия, - высказывается он. - Нынешнее правительство до конца не понимает глубины кризиса. Кыргызстан спасает одно - эластичная экономика, которая не подвержена доминирующему давлению какой-то одной отрасли. Как, например, в той же России, где упор делается на нефтегазовую промышленность и ощущается большая зависимость от цен на энергоносители.

Сариев уверен, что в Кыргызстане для укрепления экономики есть все: ресурсы, квалифицированные рабочие руки и рынок для сбыта продукции.

Чего же тогда нам не хватает?

- В первую очередь, четкой внятной позиции правительства. Кому помогать? Как? В каком объеме? Антикризисные меры должны быть продуманными. При этом они не могут быть универсальными. Мы не можем копировать опыт других. Нужно исходить из складывающей в республике ситуации. Кыргызстан утратил экономическую активность из-за двухмесячной приостановки деятельности. А так как в структуре ВВП у нас большую часть составляет сектор торговли и услуг, то в первую очередь пострадала эта сфера. Еще около миллиона кыргызстанцев жили и кормились за счет ежедневного дохода. Им тоже нужна поддержка. Правительство должно было подумать о том, как влить деньги. Из каких резервов их взять? То, что власти в этом отношении видели только один источник - международные институты - и не рассматривали другие ресурсы, большая ошибка, - считает Темир Аргембаевич.

По мнению экс-главы Минэконома, в первую очередь нужно было выделить дешевые кредиты. Через антикризисный фонд профинансировать пострадавший бизнес, дать ему оборотные средства, чтобы влить в экономику деньги. Можно было пойти на уступки малому и среднему бизнесу и хотя бы на 3-4 месяца объявить налоговые каникулы. Нельзя забывать о проектах национального масштаба для обеспечения занятости тех, кто остался без работы, включая вернувшихся из-за рубежа мигрантов. А еще важно позаботиться об улучшении инвестклимата.

- Только создав благоприятные инвестиционные предпосылки, можно привлечь инвесторов. А наши показатели за последние годы упали почти в 2,5 раза. В 2015 году приток инвестиций достигал 1,6 млрд долларов. В прошлом году - $680 млн, - приводит цифры политик.

Много и других промахов. Тот же логистический центр в Ат-Баши, необходимость строительства которого в свое время не смогли доказать местному населению. Или проекты по осваиванию месторождений полезных ископаемых, когда сельчане выступают против их разработки, и противостояние перерастает в открытый конфликт. Все это неизбежно влияет на инвестиционный климат и настроение инвесторов.

- В 1929 году в Америке началась Великая депрессия, в 2008-м - разразился мировой финансовый кризис, начавшийся с ипотечного кризиса в США. Сейчас наступил Великий карантин. Сколько он продлится, никому неизвестно. И спрогнозировать последствия не может никто. В некоторых странах предполагают, что в случае второй волны потери ВВП составят до 20%. Это крах! Великий карантин со временем изменит многое: и ценности, и образ жизни, и взаимоотношения. Но я хочу, чтобы мы благодаря крепкой программе смогли преодолеть вместе эти трудности при поддержке адекватных людей, которые умеют и могут принимать решения, - отмечает политик.

«НОВОЕ ДЫХАНИЕ» ДЛЯ КЫРГЫЗСТАНА

В преддверии парламентских выборов в Кыргызстане заявил о себе новый политический альянс «Жаны дем», что в переводе означает «Новое дыхание». В него вошли «Ата Мекен» во главе с Омурбеком Текебаевым, «Ак Шумкар» под руководством Темира Сариева, депутаты парламента Жанар Акаев (он возглавил объединение) и Рыскельди Момбеков. В команде также молодой амбициозный хозяйственник Тилек Токтогазиев и представитель Коалиции зеленых сил Азамат Темиркулов. Вот такой получился винегрет.

- Нас объединил Великий карантин. Необходимость в переоценке и объединении сил, в переформатировании - это первое. Второе - такие условия диктуют наше время и общество, - поясняет политик. - Сделать выбор легче, когда люди видят объединенные силы. Одному нравлюсь я, другому - Текебаев. А третьему, может быть, мы оба. То же самое касается остальных соратников, когда выбор в пользу кого-то одного сделать тяжело. Поэтому пришло понимание, что надо объединяться, отказываться от сиюминутных амбиций, личных интересов. Понять, что объединяет нас всех, и на основании этого идти дальше. А винегрет - это любимое блюдо, в котором сочетаются все полезные витамины. И на любой вкус. Это, прежде всего, будет полезно для страны. Мы разработаем общую политическую платформу: с чем пойдем на выборы, что сможем предложить в парламенте. В своей Дорожной карте четко обозначим имеющиеся в стране проблемы и будем отталкиваться от того, что нужно каждому кыргызстанцу, чтобы чувствовать себя здесь уверенным, самодостаточным и счастливым.

Новые лица в партийном списке стоят впереди мэтров политики. Их присутствие будет гарантированным, уверяет Сариев, а не так - сегодня избрали, завтра ушел.

- Одним словом, это будет симбиоз опыта, знаний, мудрости, молодой энергии и задора. То, чего нам остро не хватает сегодня...

- Значит, после отставки с поста премьера вы и не думали сдаваться?

- Конечно, человеку, который всегда был востребован и работал, уйти с высокой должности тяжело. Тем более в таком молодом возрасте, когда ты полон сил, знаний, опыта и желания делиться наработками. Это сродни тому, что вырастаешь из обуви, находишь свой размер, а потом вдруг приходится снова влезать в старые туфли. Сильно жмет! Но спасибо семье, друзьям, соратникам и партийцам за поддержку! В какой-то мере потребность в действиях и восполняется за счет того, что меня окружают такие люди. Еще поборемся!

Аккурат под выборы в Кыргызстане образовали новый союз. В его составе как известные политики, съевшие пуд соли, так и новички, делающие первые шаги на политическом поприще.

Аккурат под выборы в Кыргызстане образовали новый союз. В его составе как известные политики, съевшие пуд соли, так и новички, делающие первые шаги на политическом поприще.

МНЕНИЕ

Век премьера короток

«Комсомолка» попросила Темира Сариева прокомментировать происходящие в правительстве пертурбации.

- Отставка Абылгазиева ожидаема. Многие прогнозировали его уход еще раньше - ковид помешал, - считает он. - Но такова судьба премьер-министра в нашей стране. Президент избирается на шесть лет, депутаты парламента - на пять, а главы правительства - на год.

Назначение Кубатбека Боронова тоже понятно. Он возглавлял Оперативный штаб по борьбе с ковидом. Если бы сейчас пришел новый человек, ему пришлось бы начинать сначала, во все вникать. А тем более осенью у нас пройдут выборы. После их проведения образуется новая коалиция. Поэтому логика подсказала одно: поставить на пост премьера человека, который просто сможет продолжить работу. Думаю, это логично.