Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество9 декабря 2019 22:00

Мусорная реформа: Почему производители шин не готовы платить экологический сбор

О ситуации мы спросили представителей отрасли
Почему производители шин не готовы платить экологический сбор?

Почему производители шин не готовы платить экологический сбор?

КАК СИСТЕМА РАБОТАЕТ СЕЙЧАС

Для начала разберемся, что такое «расширенная ответственность производителя» (РОП).

Это механизм деятельности производителей и импортеров, согласно которому они участвуют в переработке товара, который производят или ввозят в Россию.

Законодательно принцип РОП в нашей стране введен с 1 января 2015 года. При его разработке за основу был взят опыт европейских стран, где самостоятельное исполнение «расширенной ответственности производителя» - основная практика для построения качественной системы утилизации отходов.

Компания может сделать это несколькими способами - самостоятельно или с помощью государства. Для самостоятельной реализации РОП бизнесу можно: использовать мощности собственных производств; заключить договор с компанией-переработчиком напрямую; заключить договор с переработчиком через отраслевую ассоциацию.

Если производитель или импортер отказывается сам обеспечивать РОП, то ему нужно заплатить в государственный бюджет экологический сбор, который рассчитывается по нормативам утилизации конкретных видов товаров.

Что предлагает Министерство природных ресурсов и экологии России

В начале октября 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложило усовершенствовать к началу 2020 года существующий механизм РОП. В частности: ввести пятилетний мораторий на самостоятельное исполнение «расширенной ответственности производителя» (кроме собственных мощностей), обязав бизнес платить экологический сбор. Необходимость внесения этих поправок в закон со стороны Минприроды объясняется тем, что 90 процентов производителей и импортеров якобы не исполняют обязательства и подделывают справки об утилизации своей продукции без ее реальной переработки.

У нас в гостях исполнительный директор «Экошинсоюза» Сергей ПОДОЙНИКОВ.

МЫ ДЕЛАЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПРОДУКТ

- Почему против нововведения природоохранного ведомства выступают такие уважаемые бренды?

- Новая концепция, которую разработало Минприроды, содержит в себе несколько пунктов, которые вызывают нашу серьезную обеспокоенность. Основной - это мораторий на существующие сегодня прямые договоры, чтобы все деньги в виде экосбора шли государству и далее «Российскому экологическому оператору». Еще можно самим перерабатывать, но это бессмысленно - нигде в мире в шинной отрасли продукты переработки не идут обратно в новые покрышки.

- А разве нельзя взять изрезанную в крошку шину и запустить ее снова в процесс?

- До того, как я увидел, как производятся шины, я бы задал такой же вопрос. С точки зрения обывателя, покрышки кажутся достаточно простым продуктом. На самом деле шина состоит из множества слоев, причем каждый отвечает за свои задачи, у каждого свой набор материалов, тип каучука и так далее.

Сегодня это уже настолько высокотехнологичный продукт, что производители опасаются брать крошку, которая произведена из утилизированных шин. И делается это для нашей же с вами безопасности, чтобы у нас колесо не взорвалось где-то на дороге на скорости за 100 километров в час. Поэтому мы можем работать только с теми предприятиями, которые утилизируют шины и производят из них какие-то другие продукты с иным рынком сбыта.

- То есть инициатива Минприроды запрещает вам работать напрямую с перерабатывающими предприятиями?

- Да, в новой концепции стоит строгий пятилетний запрет на то, чтобы можно было самостоятельно заключать договоры с уже работающими переработчиками, утилизаторами, которые собирают изношенную резину.

- Что это принципиально меняет?

- Исчезает возможность контроля, куда идут эти деньги. А для нас это важно. Потому что, будучи ответственными предприятиями, члены «Экошинсоюза» требуют отчет за то, что сделали переработчики. У нас с ними есть свои программы поддержки и развития, чтобы мы каждый год неуклонно повышали процент переработки отработанных покрышек.

Исчезает рыночная конкуренция, так как оператор будет сам решать, кому и сколько денег направить. Это напоминает монополию, не находите?

Исполнительный директор «Экошинсоюза» Сергей Подойников - генеральному директору ООО «Континентал Калуга» Георгию Ротову: «Это приведет к деградации системы и монополизации рынка переработки».

Исполнительный директор «Экошинсоюза» Сергей Подойников - генеральному директору ООО «Континентал Калуга» Георгию Ротову: «Это приведет к деградации системы и монополизации рынка переработки».

Фото: РИА Новости

ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВЫПОЛНЯЮТСЯ

- Тогда зачем Минприроды вносит инициативу моратория, как вы считаете?

- Аргументы, которые мы слышим от сторонников запрета, - их два. Первое, что якобы выписываются липовые справки об утилизации, когда за документами стоят надуманные объемы утилизации. И второе - то, что бизнес так и не пошел в переработку.

- Как? Вы же заключаете прямые договоры на утилизацию...

- В том-то и дело, что эти два аргумента нам совершенно не ясны. Во-первых, мы не видим подтверждения наличия липовых справок. Нет ни одного судебного дела, ни одного отзыва лицензии у утилизатора, который обманывает государство и своих заказчиков. Второй аргумент в нашей ситуации тоже не работает: мы утверждаем, что 95 процентов предприятий шинной отрасли прислушались к принципам «расширенной ответственности производителей» и исполняют свои обязательства по утилизации продукции. «Экошинсоюз» - это ассоциация, представляющая около половины рынка, поэтому мы в курсе ситуации.

- Что вы можете предложить Минприроды для улучшения ситуации?

- Одно из наших конструктивных предложений - это категоризация отходов. Мы понимаем, что в данном случае, если причесывать всех под одну гребенку, то законодательная инициатива может позитивно отразиться на одном виде отходов, а другой категории может навредить.

В развитых странах насчитывается от 5 до 12 категорий отходов, для каждой из которых существует свой подзаконный акт, свои определенные нормативы. И шины во всех этих странах рассматриваются отдельно от прочего мусора. Еще обычно отдельно идет электроника, батареи, аккумуляторы, газобаллонное оборудование, упаковка. Их выделяют в отдельные сегменты и для них существует специальное регулирование.

НАША ПРОДУКЦИЯ ПОДОРОЖАЕТ

- У нас в год продается 45 - 50 миллионов шин в стране. А сколько отходов образуется, какой масштаб бедствия?

- Экспертные оценки говорят о том, что в год образуется от 600 до 800 тысяч тонн шин, утилизируется из них примерно 15 процентов.

- Bridgestone и Continental оценили потери от моратория примерно в 200 миллионов рублей дополнительных затрат. То есть прямые договоры дешевле?

- Конечно! Экосбор во всех западных странах платят те компании, которые не хотят ничего делать, искать переработчиков, развивать утилизацию. Это как в квартире: если счетчик не поставил на горячую и холодную воду, то платишь дороже по общему тарифу…

- Если вырастет себестоимость, то насколько вырастут цены на шины в магазинах?

- Рост цен затронет практически все группы, все отрасли народного хозяйства. По нашим оценкам, шины подорожают на 4 процента, на другие группы товаров рост существенно больше - в РОП участвует 54 группы товаров, и рост цен на некоторые из них может составить более 10 - 15 процентов, ведь это имеет кумулятивный эффект.

СПРАВКА «КП Капитал»

Учредители отраслевого союза - это шесть мировых брендов, которые представляют девять компаний на территории России. Бренды, всем нам известные, - Bridgestone, Continental, Hankook, Michelin, Nokian Tyres, Yokohama.