Премия Рунета-2020
Красноярск
+1°
Boom metrics
Звезды4 июня 2018 10:06

«Если бы Смоктуновский не сменил фамилию, Гамлета, князя Мышкина и Юрия Деточкина просто бы не было»

Обнаружены уникальные документы, раскрывающие подлинную историю знаменитого актера
Источник:kp.ru
Актер Иннокентий Смоктуновский в 1987 г. Фото Сергея Метелицы /Фотохроника ТАСС/

Актер Иннокентий Смоктуновский в 1987 г. Фото Сергея Метелицы /Фотохроника ТАСС/

Казалось бы, о жизни Иннокентия Смоктуновского мы знаем все. Еще при жизни его признали гением. И он не спорил: «Я ведь актер космический». Не играл – жил в каждой роли. Князь Мышкин, Гамлет, Юрий Деточкин… Но их могло бы не быть, если бы однажды Иннокентий Михайлович не решился изменить фамилию. Был Смоктунович, стал Смоктуновский. Казалось бы, что такого? Разница всего в четыре буквы. Но они полностью перекроили его судьбу.

Недавно в архиве Томской области были обнаружены уникальные документы. В них – неизвестный нам Смоктуновский. «Комсомолка» изучила раритеты вместе с нашедшим их журналистом и учредителем общества «Мемориал» Виктором Ниловым. А также поговорила с теми, кто помнит актера не Смоктуновским, а еще Смоктуновичем. В эксклюзивном материале «КП» - подлинная история судьбы народного артиста.

Бежали от голода

Типовая «сталинка» в четыре этажа примостилась на краю горы, сверху видно весь Красноярск. Это 14-я школа, куда ходил Смоктуновский. Построенная еще до войны, сейчас она носит его имя.

- Кеша (а его все звали именно так) учился здесь с 5-го класса, - рассказывает нам Елена Воронцова, директор посвященного актеру музея, открытого при школе два года назад. – Как ни удивительно, свою первую роль (Ломова, в спектакле Чехова «Предложение») он провалил, сорвал постановку. Из драмкружка его тогда попросили.

Школа №14 в Красноярске, где актер в первый раз вышел на сцену. Она носит имя Смоктуновского

Школа №14 в Красноярске, где актер в первый раз вышел на сцену. Она носит имя Смоктуновского

Фото: Мария ЛЕНЦ

Напомним, сам актер родом из деревни Татьяновка (ныне Томская область). Был вторым ребенком у Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой. По официальной версии, спасаясь от голода, семья подалась сначала в Томск, а после в Красноярск, где и осела. Зарабатывали, как придется: высокий кряжистый отец пошел грузчиком в порт, мать устроилась подручной на бойню.

- Но прокормить всех детей было не с руки, - говорит Елена Воронцова. – Тогда родители вынуждены были отдать двоих сыновей – Кешу и Володю – тетке Наде, родной сестре Михаила. Она была медсестрой в больнице, своих детей у них с мужем завести не получилось. К племянникам относились как к родным. Мальчишки платили им той же монетой. А вот на родителей все же немного обижались: «Аркашку и девок же не отдали, а нас почему?».

Кешка-скоморох

Кеша Смоктунович в школе был настоящий огонь. Нам повезло познакомиться с его – ну почти одноклассницей. Нонне Васильевне Коршуновой (тогда Юшковой) сейчас 92 года:

- Я училась в «а» классе, он в параллельном. Оба с 25 года, ровесники. В нашем классе мальчишки были такие рослые, но тихие, смирные. А он отличался. Такой живой, везде успевал. Постоянно куда-то носился. Шебутной, шустрый, у него даже прозвище было «Кешка-скоморох». Мы уж потом узнали: бегал в театр. В массовке играл что ли.

«Кешка-скоморох, так мы звали его в школе!» - вспоминает ровесница Смоктуновского Нонна Васильевна Коршунова

«Кешка-скоморох, так мы звали его в школе!» - вспоминает ровесница Смоктуновского Нонна Васильевна Коршунова

Фото: Ася ЖУКОВА

Сама я всю жизнь прожила тут, неподалеку от школы. Работала главным бухгалтером, дети, внуки. За успехами его не следила. У нас поначалу и телевизора-то не водилось. Раньше ведь они какие были? Маленький экран, перед ним такая линза, куда наливали воду. Конечно, когда узнала, кем он стал, испытала потрясение. Простой мальчишка с Покровки, их боялись, хулиганами считали, а тут – большой артист!

Давай, ты будешь Славянин?

В старший класс Кеша не попал, делятся в музее. Учить его было не на что. Тетка отдала в школу фельдшеров, он ни в какую: «Не мое!». Выход нашелся быстро – перешел на курсы киномехаников.

А потом… Война, пехотное училище, где он провинился. С голодухи собирал украдкой оставшуюся в поле картошку, за что был разжалован в рядовые. Фронт, плен, лагеря, чудом случившийся побег, партизаны, две медали «За отвагу». Он прошел через ад и уцелел.

После войны вернулся в Красноярск. Сразу угодил в неблагонадежные – из-за плена, ему запретили жить в 39 крупных городах Союза. Ничего, пока поступил учиться в студию при драмтеатре, играл. И вдруг… подался на север, в Норильск.

Почему? Боялся, однажды в его дверь постучат товарищи из «органов». Время от времени списывался с товарищем, с которым был в плену. Для конспирации регулярно обменивались телеграммами: «Все хорошо». Но как-то почтальон не принес ничего. Вот и решил – надо собирать вещи, не дожидаясь, пока его возьмут.

- Считается, именно в Норильске, где служил во 2-м Заполярном драмтеатре, актер и сменил фамилию, - поясняет исследователь Виктор Нилов. – Якобы директор Александр Дучман решил, что фамилия Смоктунович слишком похожа на еврейскую: «Ну что это такое? Давай поменяем? Будешь, например, Славянин!». Подчеркну, сам актер рассказывал Алле Демидовой: «Родную фамилию я не предал. Это все равно, что от себя отказался. Согласился только суффикс поменять».

С чистого листа

Постепенно новая фамилия прижилась. И особенно хорошо смотрелась на афишах. Только вот незадача: сменил он ее вовсе не в Норильске.

- Смотрите: в феврале 1945 года в документе о награждении медалью значится фамилия Смоктунович, - продолжает Виктор Нилов. – А в октябре 1945-го в штат красноярского драмтеатра принят уже как Смоктуновский.

Таким вернулся с войны сержант Смоктунович. А в красноярский драмтеатр он поступил уже Смоктуновским. Позже актер будет просить у родных прощения за то, что «подправил» фамилию

Таким вернулся с войны сержант Смоктунович. А в красноярский драмтеатр он поступил уже Смоктуновским. Позже актер будет просить у родных прощения за то, что «подправил» фамилию

Фото: Мария ЛЕНЦ

То есть все случилось раньше, и не директор не причем? Возможно, полагает краевед, актер «подправил» фамилию, чтобы скрыть свое происхождение:

- О том, что родственники Иннокентия Михайловича не просто раскулачены, а что-то посерьезнее, было понятно. Работая в архиве, мы наткнулись на дело его дяди Григория Петровича, брата отца. Там 60 листов. Из документа прямо следует: отец и брат будущего актера с 1915 года держали свою мельницу. А мельник (по инструкции властей) считался первым эксплуататором, самой подходящей фигурой для раскулачивания. Там в деле и доносы есть! До какого-то времени их не трогали, а в 30-е взялись круто. Отчасти поэтому и начался голод. В итоге Михаилу дали год заключения и три года выселки «За продажу зерна по завышенной цене и сокрытие излишек хлеба». А Григория расстреляли в 37-м году.

Отца актера, мельника Михаила, в деревне признали «эксплотатором». Фото: предоставлено Виктором Ниловым.

Отца актера, мельника Михаила, в деревне признали «эксплотатором». Фото: предоставлено Виктором Ниловым.

Что касается деда по линии матери, о нем актер почти никогда не упоминал. Кем же был Аким Степанович Махнев? Уроженка Татьяновки Галина Тонкошкурова (со слов своей мамы) рассказывала: «Он был купцом, держал в деревне лавку. И в 30-е годы его репрессировали».

Я нашел его в базе данных «Мемориала» - глаза на лоб полезли. «Участник контрреволюционной повстанческой организации», осужден на 10 лет лагерей. И профессия – бондарь. Сделал запрос в ФСБ, оттуда пришла «бумага» посильнее: не участник, а вдохновитель и организатор. Якобы агитировал против заготовок хлеба и леса, готовил покушения на активистов.

Были и доносы, и письма в защиту отца. В конце концов, в правах его восстановили. Фото: предоставлено Виктором Ниловым.

Были и доносы, и письма в защиту отца. В конце концов, в правах его восстановили. Фото: предоставлено Виктором Ниловым.

В мае получил 10 лет, через два года умер в лагере на Дальнем Востоке. Реабилитировали его только летом 1989 года. Понятно, что ничего там не было, никакой контрреволюции. Примечательно, что Героя Соцтруда актер получил только после этого – в 1990-м году.

… Отец-«кулак и спекулянт», дедушка Аким и трое его братьев репрессированы как антисоветчики. Понятно, что с таким прошлым - в прямом смысле - далеко не уедешь. Особенно в те, советские, времена.

- Если бы обо всем стало известно, куда бы его пустили? – рассуждает Виктор Нилов. – Разве что разрешили бы играть в провинциальном театре. А вот в столичном… Поэтому он и молчал, и родственники тоже. Говорят, боялись ему навредить.

(Нам удалось связаться с женой племянника Иннокентия Михайловича, она живет в Красноярске, носит фамилию Смоктунович. Но на все просьбы об интервью женщина отвечала: «Не имею морального права»).

Каялся перед родными

Симптоматично: в 60-е, после того, как имя актера прогремело на весь Союз, в родной деревне Татьяновке стали искать его близких. Но там, как выяснилось, о семье забыли.

Никому и в голову не пришло, что тот самый Смоктуновский – из репрессированных Смоктуновичей. К тому же их знали по уличной фамилии – Короли. «Паспортов тогда у крестьян не было, местные помнили только своеобразные семейные прозвища», - добавляет исследователь.

Будущий актер (крайний слева) вместе с младшим братом Володей и тетей Надей. Она воспитала их, как своих

Будущий актер (крайний слева) вместе с младшим братом Володей и тетей Надей. Она воспитала их, как своих

Фото: Мария ЛЕНЦ

Почему «Короли»? Чувствовалась в них какая-то порода. К сведению: Татьяновка – деревня переселенцев из Могилевской губернии, нынешней Белоруси. Когда-то в нее входила и часть Польши. Правда, сам актер всегда утверждал: я не из шляхтичей, мы – белорусы. Но именно благородный суффикс –ский принес ему удачу.

- Скорее всего, хотел освободиться от «темных пятен» прошлого, отдаться без остатка своему призванию, - резюмирует Виктор Нилов. - Кстати, со слов жены брата Владимира (уже покойного) Иннокентий Михайлович каялся перед родными: «Простите, что сменил фамилию». Так было тогда нужно.